Реалистическая живопись 19 века
Реалистическая живопись 19 века Содержание 1.Введение2.Основные черты реализма3.Реалистическая живопись в п.п. 19 века4.Реалистическая живопись во второй половине 19 века5.Заключение6.Библиография Художественные методы в живописи 19 века. Художественные методы Классицизм Романтизм Реализм О.А.Кипренский К. Б. Брюллов, А. А. Иванов А.Г. Венецианов,И.Н. Крамской,Н.Н. ГеВ.Г. ПеровВ.И. Суриков и др. КлассицизмК. П. Брюллов А. А.Иванов «Последний день «Явление Помпеи» ( 1830 г. -1833 г. ) Христа народу» (1837 г. – 1857 г.) РомантизмО. А. Кипренский «Портрет А. С. Пушки-на» (1827 г. ) Реализм ( фр. Realisme, от лат. Realis- вещественный,действительный )- течение в искусстве, стремящееся правдиво и объективно отражать действительность. Основные черты реализма: Действительность ( верное отражение окружающего мира );Народность;Патриотизм;Эмоциональная насыщенность;Гражданственность;Выявление неприглядных сторон российской жизни;Гуманизм. Реалистическая живопись в первой половине 19 века. Жанры: 1) бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной, частной и общественной жизни. Художники:Алексей Гаврилович Венецианов (1780 г. – 1847 г. ) Родился в Москве, в небогатой ку-печеской семье греческого выход-ца Формаки-Венециано. Служил зем-лемером при лесном департаменте.С 1810 г. учился в Академии Художеств.В 1819 г. оставил службу и поселился вд. Сафонково Тверской губернии.Там же организовал собственную худо-жественную школу. Венецианов А. Г. по-гиб в результате несчастного случая по дороге в Тверь в 1847 г. в с. Поддубье. «Гумно» (1821 г.) «Утро помещицы» (1823 г.)« Павел Андреевич Федотов(1815 г. – 1852 г.) Сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён. Был прапорщиком в лейб-гвардии Финдлянского полка, потом переселился в Санкт-Петербург. Года че-рез 3 службы в полку он начал посещать рисовальные классы Академии художеств. После отставки вплотную занялся рисованием. Умер от болезни в больнице всех скорбящих. «Свежий кавалер» (1846 г.) 2) портрет - жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является один человек или группа людей. «Девушка с василька-ми» (1820 г.) 3) пейзаж (фр. Paysage, от pays – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природа или какая-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Григорий Васильевич Сорока(1823 г. – 1864 г.) Ученик А. Г. Венецианова. Крепостной человек тверского помещика Н. П. Милюкова. Как и все ученики Венецианова, Сорока работал с натуры. А. Г. Венецианов хотел выку-пить его из неволи, но не успел. После его смерти, Сорока окон-чил жизнь самоубийством. «Рыбаки» (1840 г.) Реалистическая живопись во второй половине 19 века Жанры:1) бытовой жанр (ведущее место в творчестве передвижников заняли бытовые сцены) Василий Григорьевич Перов(1833/4 г. – 1882 г.) Родился в Тобольске. Окончил курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художест-венную школу. В 1853 г. посту-пил в Московское училище жи-вописи, ваяния и зодчества. В 1866 г. получил степень акаде-мика. Скончался от чахотки в с. Кузьминки (ныне территорияг. Москвы). «Сельский крестный ход на пасху» (1861 г.) «Проводы покойника» (1865 г.) «Тройка» (1866 г.) 2) исторический жанр – один из жанров изобразительного искусства, который посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками. Василий Иванович Суриков(1848 г. – 1916 г.) Родился в Красноярске, в ка-зачьей семье. В 1856 – 1861 г.учился в Красноярском уездном училище, где полу-чил первые художественныепознания. В 1869 г. поступил в Академию Художеств. В1916 г. уезжает в Крым на ле-чение. Скончался в Москвеот склероза сердца. «Утро стрелецкой казни» (1881 г.) «Меншиков в Березове» (1883 г.) «Боярыня Морозова» (1887 г.) «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.) «Переход Суворова через Альпы» (1899) Илья Ефимович Репин(1844 г. – 1930 г.) Родился в семье военногопоселенца, в г.Чугуев на Украине. С 13 л. обучался живописи. В 1863 г. поступилв Академию художеств. Был членом товарищества передвижных художествен-ных выставок. Скончалсяв своей усадьбе «Пенаты» вс. Куоккала. «Бурлаки на Волге» (1870 г. – 1873 г.) «Крестный ход в Курской губернии» (1881 г. – 1883 г.) «Не ждали» (1884 г.) Николай Николаевич Ге(1831 г. – 1894 г.)Родился в Воронеже, в се-мье помещика. Учился в Киеве в первой Киевской гимназии. По окончании гимназии поступил на физи-ко - математический факультетсначала Киевского, потом Петербургского университета.В 1850 г. бросил университети поступил в Академию ху-дожеств. В 1875 г. навсегдапокинул Петербург и уехал на Украину. Там он и умер. «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871 г.) 3) портретная живопись Иван Николаевич Крамской(1837 г.- 1887 г.)Родился в г. Острогожск Воронежс-кой губернии, в семье писаря.С 1857 г. по 1863 г. учился в Санкт-Петербургской АкадемииХудожеств. Стал инициатором«восстания 14», которое закон-чилось исключением из академии.Был одним из основных членов общества Подвижных выставок искусств (или передвижников).В 1863 г. – 1868 г. он преподавал в школе рисования общества под-держки прикладного искусства. Умер во время работы над портретом док-тора Раухфуса, когда внезапно накло-нился и упал. «Неизвестная» (1883 г.) Николай Николаевич Ге«Портрет А. И. Герцена» (1867 г.) 4) Пейзажная живопись Василий Дмитриевич Поленов(1844 г. – 1927 г.) Родился в Петербурге. учился в Петрозаводскойгимназии. По окончании курса записался в ученикиАкадемии Художеств. В 1876 г.состоял официальным худож-ником при главной квартире наследника-цесаревича (Александ-ра III) в ходе русско-турецкой войны.По окончанию войны поселился вМоскве.С 1879 г. состоял членомТоварищества передвижных худо-жественных выставок.Скончалсяв с. Борок (ныне Поленово) Тульс-кой области. «Московский дворик» (1878 г.) Иван Иванович Шишкин(1832 г. – 1898 г.) Родился в г. Елабуха Вятской губер-нии. Был сыном купца. В 12 лет И. И. шишкин был определен в учени-ки первой Казанской гимназии, но дойдядо 5 класса, оставил её и поступил в Мос-ковское училище живописи,ваяния и зодчес-тва. Окончив курс этого заведения, с 1857 г.продолжил свое образование в Акаде-мии художеств (1856 г. – 1865 г.). Худож-ник владел усадьбой в д. Выра (ныне Гатчинский район).Умер скоропостижно вПетербурге в 1898 г. , сидя за мольбер-том,работая над новой картиной. «Корабельная роща» (1898 г.) «Утро в сосновом бору» (1889 г.) Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 г. – 1897 г.) Родился в Москве, в семье купца. Уже в ранней юности у него обнаружились незаурядныеспособности к живописи. Вопрекижеланиям отца, который хотелприспособить сына к «коммер-ческому делу»,мальчик поступил в 1844 г. в Московское училище живо-писи, ваяния и зодчества, котороеокончил в 1854 г. В 1870 г. Савра-сов тяжело заболевает (алкоголизм).Он лечится в больнице. Но в 1897 г. в Москве, в больнице для бедных умирает. «Грачи прилетели» (1871 г.) Исаак Ильич Левитан(1860 г. – 1900 г.) Родился в местечке Кибарты(Ковенская губерния; ныне Литва) в образованной, но бедной еврейс-кой семье. В начале 1870 г. семьяпереехала в Москву, и в 1873 г. Леви-тан поступил в Московское Училище жи-вописи, ваяния и зодчества. В 1891 г. Ле-витан был принят в члены Товари-щества Передвижных художественных выставок. С 1898 г. Левитан препода-вал в Училище живописи, ваяния и зод-чества. Художник скончался в 1900 г. в Москве. Он был с учениками на этюдах, простудился и слег. «Березовая роща» (1885 – 1889 г.) «Владимирка» (1892 г.) Заключение. В живописи 19 века произошла смена направлений. Она стала подлинным искусством, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа. Также живопись откликалась на запросы жизни и активно вторгалась в нее. В искусстве окончательно утвердился реализм, суть которого заключалась, с одной стороны, в тяге к максимальной точности и объективности в отображении жизни, с другой – в стремлении ставить средствами искусства волновавшие современное общество вопросы. Т.о. главной чертой реализма была действительность. Основными жанрами стали: бытовой жанр, пейзаж, исторический и портретный. А такие художники как Е. И. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков и другие навсегда вошли в мировую культуру. Библиография Источники.1. Нестеров М.В. Воспоминания. М., 1989.2. Паустовский К.Г. Левитан. М., 1968.3. Репин И.Е. Далекое близкое. Л., 1982.4. Чуковский К.И. Илья Репин. М., 1983. Исследовательская (научно – популярная) литература.5. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 1999.6. История русской живописи 80-х г. 19 века. М., 2007.7. Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М., 1983.8. Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000.9. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М., 1959.10. Михайлова К.В. Из истории реализма в русской живописи. М., 1982.11. Русская живопись: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 2002.12. Шумова М.Н. Русская живопись середины 19 века. М., 1984.13. Яковлева Н.А. Реализм. Русская живопись. М., 2007. Художественные реконструкции. 14. Венецианов А.Г. Репродукции: Альбом. М., 1976.15. Венецианов А.Г., 1780 – 1847: Альбом/ Авт.-сост. Г.К. Леонтьева. Л., 1980.16. Ге Н.Н.: Альбом/ Авт.-сост. Т.Ф. Горина. М., 1977.17. Крамской И.Н.: Альбом/ Авт.-сост. Т.И. Курочкина. М., 1963. 18. Левитан И.И.: Альбом/ Авт.-сост. Г.Н. Друженкова. М., 196819. Перов В.Г.: Альбом/ Авт.-сост. А.Н. Леонов. М., 1977.20. Поленов В.Д.: Альбом/ Авт.-сост. Г.С. Чурак. М., 1978.21. Репин И.Е.: Альбом/ Авт.-сост. Э.Б. Кузнецова. М., 1977.22. Саврасов А.К.: Альбом/ Авт.-сост. Т.Ф. Горина. М., 1965.23. Суриков В.И.: Альбом/ Авт.-сост. Д.С. Сарабьянов. М., 1970.24. Федотов П.А.: Альбом/ Авт.-сост. Д.С. Сарабьянов. М., 1978.25. Шишкин И.И.: Альбом/ Авт.-сост. О.В. Круглова. М., 1976. Спасибо за внимание!!!