КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В СССР В СЕРЕДИНЕ 50-ых — СЕРЕДИНЕ 80-ых г. г.»

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В СССР В СЕРЕДИНЕ 50-ых - СЕРЕДИНЕ 80-ых г. г.»
Методический замысел занятия
Урок по истории России с использованием информационных технологий.
2 академических часа. 11 класс.
Сегодня для учителя рынок представляет большой перечень цифровых предметно-методических материалов:
компьютерные учебники, которые содержат богатый иллюстративный материал (видео, звук), анимацию, включают в себя дополнительный материал к разным курсам, биографические справки, словарь;
электронные энциклопедии, которые в основном выполняют иллюстративную функцию;
репетиторы-контролеры, которые выявляют уровень подготовленности учащихся при помощи тестов, и т.д.
Здесь каждый учитель должен решать сам: воспользоваться ли готовыми материалами либо создать свой продукт (последний путь более сложный и длительный, но, на мой взгляд, и более эффективный). Творческий учитель обязательно привлечет своих учащихся к сбору материала (видео-, аудио-, фото). Многие ребята найдут материалы в интернете, подскажут, как лучше его можно предъявить на уроке. Наши ученики в овладении компьютерными программами далеко ушли вперед учителей, поэтому, обращаясь за помощью к учащимся, мы делаем их соавторами уроков, а вот это очень значимо, так как именно соавторство учителя и ученика по разработке уроков способствует формированию учебной мотивации школьников, создает атмосферу делового общения и сотрудничества.

На примере урока обобщения знаний «Власть и общество в СССР в середине 50-ых – середине 80-ых г. г.», который я провела после изучения темы в 11 классе «СССР в середине 60-ых - середине 80-ых г.г.», представляю свой опыт применения ИТ.
Опережающее задание и подготовка к уроку включали в себя:
самостоятельный отбор учащимися необходимой литературы по объявленной заранее теме урока;
осознание причин появления диссидентства в СССР, требований, которые отстаивали правозащитники; роли диссидентского движения;
разработка проектов (коллективных, индивидуальных по принципу добровольности) с последующей презентацией на уроке;
подбор иллюстраций, аудио, видеоматериалов;
разработка собственных слайдов, оформленных в программе Power Point, с последующей демонстрацией на уроке.
Готовясь к данному уроку, планируя вопросы для обсуждения, учитель заранее должен просмотреть работы учащихся, определить для себя каким образом и в какой степени может быть востребована каждая работа, выполненная учащимся. Ведь это очень важно: создать условия для продвижения созданного учащимися продукта, для реализации их творческих способностей.
Планируемые результаты
Предметные:
приобретение учащимися знаний о репрессивной государственной политике, проводившейся советским режимом в отношении целых социальных слоев, групп, отдельных людей, о покушениях власти на естественные и неотъемлемые права личности, на индивидуальную творческую и хозяйственную деятельность, на общественную и политическую самостоятельность и самодеятельность.
Познавательные:
выявление и понимание учащимися проблемы противостояния личности, общества и государственной власти в СССР в середине 60-ых – середине 80-ых г.г.;
выявление противоречий в процессе развития литературы и искусства;
предъявление доказательств на исторических примерах, фактах, что идеологическая нетерпимость в обществе может привести к насилию, произволу, беззаконию, бесчеловечности.
Коммуникативные:
взаимодействие в ходе работы над проектом, ведение диалога на уроке, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции.
Регулятивные:
проявление самостоятельности учащимися, выстраивание собственного алгоритма действий в изучении заявленной темы;
определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности и представление собственного отношения к дискуссионным проблемам истории;
самооценка и самоанализ своей деятельности, эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной деятельности) на уроке.
Личностные:
формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе осмысления роли правозащитного движения, сопереживания тем людям, которые несправедливо оказались жертвами политических репрессий;
активизация личностной позиции учащихся;
авторская презентация выполненной проектной работы учащимися;
познавательный интерес у учащихся к истории инакомыслия.
Образовательные ресурсы:
индивидуальные презентации учащихся;
аудиозаписи песен В.Высоцкого, Ю.Кима, А Галича и др. (подбор делают сами учащиеся);
видеофрагмент фильма «Диссиденты». Киностудия «Колокол, 2005;
распечатка источников – документов и дидактического материала с CD – ROM (приложение к «Книге для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»- М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2002.-504с.
Данилов А.А. История России в таблицах. XX век. 9-11кл.: Справочное пособие /А.А.Данилов.- Москва: Издательский дом «Дрофа», 1998.- 64с.
Коваль Т.В. История России. XX век. 9 класс. Методическое пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-400с.
Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.- М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2002.-504с.
Ход урока
В своем вступительном слове учитель, обращаясь к старшеклассникам, говорит, что именно от них, вступающих во взрослую жизнь, от их духовности и культуры, инициативности и активной жизненной позиции во многом будет зависеть, в каком обществе в XXI веке нами придется жить. Поэтому важно не только рассуждать о ценностях открытого демократического общества и правового государства, но осуществлять их, так сказать, в явочном порядке.
( На экране эпиграф к уроку: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
Учитель предлагает учащимся задуматься: почему именно этот эпиграф взят к уроку.
( На экране появляются вопросы для обсуждения на данном занятии.
Духовная жизнь советского общества в середине 50-ых – середине
80-ых г. г.
Власть и правозащитное движение.
Роль диссидентского движения в подготовке «перестройки».
I. Духовная жизнь советского общества в середине 50-ых – середине 80-ых г. г.
Учитель обращается к классу с вопросом:
Что вы понимаете под выражением: духовная жизнь общества?
Учащаяся говорит о духовной жизни общества - как о мире духовных потребностей, в основе которых лежит система ценностей и идеалов общества.
(Ученица проводит мультимедийную презентацию своего проекта на тему: «Духовная жизнь советского общества в послесталинскую эпоху».
В ходе презентации учащаяся предложила своим одноклассникам задуматься над проблемой: что было в этом обществе:
Смирение?
Поддержка?
Противостояние?
Или
Как в такой атмосфере работалось творческой интеллигенции?
В ходе обмена мнениями учащиеся высказывают разные точки зрения, в качестве доказательств используют не только материал, который предъявлен в проекте, но и приводят свои примеры.
Одни учащиеся говорят о смирении в обществе. Приводят факты, которые прозвучали во время презентации: под угрозой выдворения из страны Пастернак отказался от Нобелевской премии и написал Хрущеву письмо: «Выезд за пределы моей Родины равносилен для меня смерти, и поэтому прошу не применять ко мне этой крайней меры». Другие – о поддержке власти (в качестве доказательства приводят выступление писателя М. Шолохова на XXIII съезде партии с речью против Даниэля и Синявского, говорили о шельмовании Пастернака практически всеми писателями и публицистами, которые вынуждены были присоединиться к этой недостойной кампании, подвергая Пастернака оскорблениям и политическому остракизму). Один уч-ся рассказал о П. Якире и В. Красине, арестованных летом 1972 г., которые сломались во время допросов, «раскаялись» и дали показания более чем на 200 человек, принимавших участие в работе ХТС.
А вот еще ответы учащихся:
«несмотря на запреты властей, мы наблюдаем, что наиболее ярко ненасильственное противостояние режиму проявилось именно в духовной сфере и, прежде всего в творчестве писателей. Мы видим, что далеко не все писатели придерживались ходульно-пропагандистских рамок сюжета, несмотря на то, что в случае выхода книги или постановки пьесы их ожидало обвинение в клевете и последующие карательные меры»;
« Что мы видим? Поддержку власти? Смирение власти? Несогласие власти?Мы видим как за арестом писателей Синявского и Даниэля последовала достаточно широкая кампания протеста. Стало ясно, что оттепель закончилась и перед обществом стала насущная необходимость борьбы за свои права. Процесс по делу писателей и петиционная кампания 1966 г. провела окончательный водораздел между властью и обществом, разделила интеллигенцию на своих и чужих. Подобное разделение в российской истории всегда приводило и привело на этот раз к образованию сплоченной и организованной оппозиции».
Учитель предлагает учащимся после презентации сделать вывод о пространстве свободы личности и общества в советскую эпоху.
Учащиеся отмечают неуважение и необеспечение советским государством прав и свобод человека – политических, культурных, интеллектуальных, религиозных, национальных, экономических.
На вопрос учителя: обозначить главную проблему духовного бытия для советского периода, учащиеся говорят о проблеме несвободы, об идеологическом диктате коммунистической партии, о государственном диктате.
Учитель предлагает учащимся новое задание: чем было вызвано появление диссидентства в СССР?
Обсуждая данную проблему, ученики приходят к определенным выводам.
Середина 60-начало 80-ых годов – один из наиболее сложных периодов в истории страны. С одной стороны, были начаты реформы в экономике, принята Конституция 1977 г., рос уровень жизни народа. С другой стороны - свертывание демократических преобразований, серьезные просчеты в политике, идейной сфере, отсутствие гласности, нарушение законности и социальной справедливости.
В эти годы были приняты сотни новых законов, но большинство из них носили декларативный характер и никогда не выполнялись. Среди населения распространялся правовой нигилизм.
В 6 статье Конституции СССР законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. Любая критика КПСС, Советского государства жестоко подавлялась.
Профсоюзы фактически не защищали права трудящихся. Местные советы почти ничего не решали.
Руководство страны заявило, что национальный вопрос в СССР решен полностью и окончательно, но в действительности существовали серьезные национальные проблемы в Средней Азии, Закавказье, Прибалтике, на Украине. Однако эти проблемы замалчивались.
Учитель предлагает, подводя итоги обсуждения первого аспекта темы, подумать: что же послужило побудительным мотивом участия в диссидентском движении?
Учащиеся отмечают: а) стремление к гражданскому и нравственному сопротивлению; б) стремление к оказанию помощи людям, подвергшимся репрессиям; в) стремление к формированию и сохранению определенных общественных идеалов.
II. Власть и правозащитное движение.
Переходя ко второму вопросу занятия, учитель отмечает, что корни движения можно найти и в новых веяниях, последовавших за XX съездом партии, и в литературных казусах от дела Пастернака до публикации произведений Эренбурга («Оттепель»), Дудинцева («Не хлебом единым») и «Одного дня» Александра Солженицына. В каком - то смысле диссидентство было инспирировано властями, ибо нашлись люди, представители интеллигенции, которые воодушевившись решениями XX съезда КПСС, отнеслись к ним вполне серьезно, действуя, как им казалось, в духе этих решений и требуя их проведения в жизнь. Вот таким-то путем многие и пришли в движение.
Далее учитель обращает внимание на периоды диссидентского движения.
( На экране таблица: «Периодизация диссидентского движения в СССР» 
Период становления движения в СССР
(1963-1972)
Деятельность А. Синявского, Ю. Даниэля, Л. Чуковской, А. Гинзбурга, Ю. Галанского, В. Буковского, А. Марченко, С. Ковалева, Л. Богораз, П. Григоренко и др.
Начало кампании против А. Сахарова и А. Солженицына

Период кризиса
(1973-1974)
Процесс над П. Якиром и В. Красиным

Период широкого международного признания
(1974-1975)
Расширение географии диссидентского движения.
Высылка А. Солженицына из страны.
Образование советского отделения Международной амнистии.
Присуждение Нобелевской премии мира А. Сахарову

Хельсинский период
(1976-1982)

Деятельность Хельсинской группы. Процессы Ю.Орлова, А.Щаранского, Г. Якунина, А. Марченко. Ссылка А. Сахарова


Обращаясь к классу, учитель предлагает обсудить: требования, которые отстаивали правозащитники.
Данный вопрос был поставлен раньше, еще в опережающем задании.
Учащиеся отмечает, что правозащитники боролись за соблюдение прав человека, защиту политзаключенных, против использования психиатрии в репрессивных целях, за право выбора страны проживания и места жительства в этой стране, за свободу эмиграции, свободу передвижения, выступали в защиту репрессированных народов, за соблюдение принципа презумпции невиновности, за запрещение дискриминации по национальным, религиозным и политическим убеждениям.
Подводя итоги по данному вопросу, учитель отмечает: общий знаменатель у диссидентов - «идеология прав человека». В центре ее, естественно, человеческая личность и достоинство как абсолютные ценности. Все люди должны быть защищены от какого бы то ни было нелегитимного вторжения в их личную сферу. Это императив. Никакие прочие соображения, будь то политические, социальные, идеологические, практические не могут быть поставлены над императивом осуществления этих прав. Высказывания диссидентов по этому поводу не оставляют сомнений.
Учитель: Кто же были эти люди?
(На экране демонстрируются фотографии активных участников правозащитного движения (данный слайд разработал один из учеников класса).
Учитель говорит: «О многих вы читали, о других еще предстоит узнать. К сожалению, временные рамки учебного занятия не позволяют нам остановиться на деятельности каждого из них. Но нельзя не рассказать о признанном духовном лидере правозащитного движения – академике А.Д. Сахарове».
Ученица рассказывает о А.Д.Сахарове, свой рассказ сопровождает подобранным ею зрительным рядом фотографий.
( Учитель предлагает учащимся новое познавательное задание: Прочитать документ «Из записки Председателя КГБ СССР В.Е. Семичастного и Генерального прокурора СССР Р.А. Руденко в ЦК КПСС» (документы и материалы «Рабочего листа» лежат на каждом столе).
Вопросы к классу:
Какие методы, формы, средства противодействия режиму, системе избрали диссиденты?
В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся называют: митинги, демонстрации, изготовление и распространение листовок и других письменных документов. Кроме того учащиеся из ранее прочитанных других документов рассказывают о протестах и обращениях в адрес высшего политического руководства страны и правоохранительных органов о массовом распространении материалов «самиздата», о «тамиздате», «магнитиздате», ХТС, о голодовках в тюрьмах, об образовании правозащитных групп, союзов и ассоциаций.
( В ходе обсуждения один ученик с помощью компьютера и мультимедиа-проектора готовит для вывода на экран полученную информацию о методах, формах, средства противодействия режиму, которые избрали диссиденты.
Учитель предлагает дать оценку действиям диссидентам. Здесь буквально все учащиеся говорят о ненасильственных действиях, о ненасильственном противодействии запрету на независимую гражданскую, культурную, и религиозную активность.
Соглашаясь с учащимися, учитель отмечает: «Правозащитники считали, что за права человека необходимо бороться открыто, легальными методами и, не прибегая к насилию. Согласно Борису Шрагину, деятельность движения проходила под девизом «противление злу добром». Таким образом, борьба диссидентского движения в Советском Союзе носила в основном характер моральной борьбы».
Учитель предлагает обратиться вновь к документу и ответить на вопрос: Какова причина появления этой записки председателя КГБ ССР В.Е.Семичастного?
Ученица говорит, что это связано с диссидентской активностью.
Учитель предлагает на сновании документа определить позицию власти по отношению к тем, кто не принимал правила игры, установленные властью, кто пытался подвергнуть решительному моральному осуждению и правовой оценке нарушение прав и свобод в СССР.
Ученики, обсуждая задание, говорят о стремлении власти к активному искоренению данного явления как противоречащего законности и правопорядку, подрывающего основы социализма, власть пытается добиться внесения дополнений в уголовный закон, предусматривающих наказание за «антиобщественные поступки», провести решение через Президиум Верховного Совета СССР, чтобы оно носило законодательный характер.
( Учитель обращает внимание на то, что такой закон 190-1 появился, предлагает найти его в материалах «Рабочего листа».
Учащиеся находят статью 190-1 , читают ее, осмысливают содержание.
( Для более полного представления о механизмах, которые использовало государство и его органы для подавления диссидентской активности, учитель предлагает познакомиться с материалами «Рабочих листов» (Для экономии времени учитель предлагает для отдельных групп разные материалы «Рабочих листов»). 
(После прочтения данных материалов учитель предлагает классу посмотреть видеофрагмент фильма «Диссиденты».
Учитель предлагает обсудить: Какие действия использовала власть против правозащитников, дать им оценку.
В ходе обсуждения один ученик вновь с помощью компьютера и мультимедиа-проектора готовит полученную информацию об используемых властью механизмах для подавления диссидентской активности.
( На экране появляется: «профилактирование», политическая психиатрия, лагеря, тюрьмы, СПБ, ссылка, конфискация рукописей с последующим хранением в архивах КГБ, травля в прессе, насильственная высылка за границу, лишение советского гражданства, уехавших за границу, запрет на выезд для желавших покинуть страну, внедрение собственных агентов в
диссидентские круги, «самоубийства», спланированные и подготовленные процессы и пресс-конференции.
Учащиеся отмечают неправомерные действия, насилие власти, тот огромный арсенал, которым располагала власть и то мужество, которое проявляли правозащитники, отстаивая права и свободы людей в СССР.
Роль диссидентского движения в подготовке «перестройки».
Учитель предлагает учащимся обсудить значение диссидентского движения.
Приведу размышления учащихся по данному аспекту темы:
диссиденты подготовили сдвиги конца 80-ых г.;
добились права на свободное искусство;
книга А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» стала сильнейшим ударом по теории, истории и практике тоталитарного режима;
они ставили перед властью и обществом вопросы, на которые те вынуждены были отвечать;
это были люди, которые не побоялись в той или иной степени бросить вызов системе, которые вели мужественную борьбу за свободу слова и нравственное освобождение от тоталитарного коммунистического господства;
идеи и опыт, обретенные политической оппозицией в 60-80-ые г. создавали идейные и социально-политические предпосылки грядущих перемен;
сыграли определенную роль в размораживании сознания многих людей;
без этих людей не был бы возможен новый идеологический поворот 1985-1990 г.г.
( Затем учитель предлагает продемонстрировать ученице, которая в начале занятия выступала с презентацией своего проекта сюжет об изменениях, произошедших в духовной жизни современной России. Ученица делает вывод о том, что диссиденты сыграли определенную роль в изменении духовной жизни общества современной России.
Учитель предлагает классу дать оценку проекта. Учащиеся высказывают свое мнение о проектной работе.
( В заключении учитель предлагает вернуться к эпиграфу. На экране вновь эпиграф к уроку: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
Согласны ли вы с мнением Гете?
Ученики высказывают свою точку зрения.
Учитель: «Сегодня по–разному относятся к диссидентскому движению, к правозащитникам, к их личностям и характерам. Но как бы не относились к этим людям - они заслуживают уважения. За цельность, честность, мужество, за ту огромную роль, которую они сыграли в крушении тоталитарного режима, как бы ни пытались ее сегодня приуменьшить. Это объективно историческая роль.
( ( (
На уроке практически все учащиеся принимали участие в обсуждении поднятых проблем. На презентацию проекта ушло 10 минут. Считаю, что это оправданно т.к.: а) ученица сумела предъявить продукт собственной деятельности, б) обсуждение ряда вопросов напрямую было связано с темой проекта.
Знание неискаженной политической истории Советского Союза, восстановление исторической правды – это реальные факторы, способствующие воспитанию гражданина новой России – свободной самостоятельной личности, способной к осознанному выбору.



 Данилов А.А. История России в таблицах. XX век. 9-11кл.: Справочное пособие /А.А.Данилов.- Москва: Издательский дом «Дрофа», 1998, с.46

 Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. - М, Издательство объединения «Мосгорархив», 2002. С.352-353

 Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.- М, Издательство объединения «Мосгорархив», 2002. С.251-256










13PAGE 15


13PAGE 14115