Конспект урока по математике на тему:Числовой луч (3 класс)
Математика 3 класс
Тема: Числовой луч
Система Л. В. Занкова
И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская. Математика: учебник для 3 класса - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
Учитель: Микушева Вероника Романовна
Задачи урока:
предметные
дать понятие о единичном отрезке и его величине на числовом луче;
развивать умение решать задачи без соотнесения с ранее знакомыми;
развивать геометрические представления при решении задач на нахождение расстояния;
развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов;
рассмотреть несколько вариантов решения задачи;
расширить знания по окружающему миру и стимулировать к поиску новых знаний.
метапредметные:
формировать УУД:
интерес к новому учебному материалу,
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России,
воспитание интереса к предмету через познание родного края,
воспитание интереса к путешествию по родному краю,
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,
умение ориентироваться в разнообразии способов решения задачи,
умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра,
развитие мышления через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.
Конспект урока по математике на тему: «Числовой луч»
Орг.момент
- Здравствуйте!
-Скажите, а вы любите путешествовать? (Конечно, да!)
- И сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным просторам нашей великой страны, которая называется ?
- Ребята, а чтобы быть обычным или успешным путешественником, мы должны к нему хорошо подготовиться. В этом нам помогут многие уроки математики.
- Открываем тетрадь – это на сегодня маршрутный лист нашего путешествия. Записываем число, классная работа. Итак, мы отправляемся в путь.
Запись числа классной работы.
Актуализация знаний. Повторение знаний об отрезке и натуральном ряде чисел
- Внимание на экран. Перед вами 3 последовательности чисел.
0 1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6 7 .
1 2 3 4 5 6 7
Запишите эти последовательности чисел
- Что вы можете о них сказать?
.№1 – числовой ряд, потому что начинается с 0 ,
№ 2 – натуральный ряд чисел,
№ 3 – отрезок натурального ряда чисел
Запись № 1 используют для измерения длины, такая числовая последовательность – на линейке, если добавить наименования
Внесите необходимые изменения в 1 ряд чисел.
- Как можно назвать эти записи?
(Единицы измерения длины. Линейные единицы измерений)
Введения нового понятия (на материале № 293 учебника)
Сообщение для учащихся темы и целей урока.
Мы будем строить числовой луч и на нем будем обозначать величины;
решать задачи с помощью числового луча простые и более сложные.
вернемся к решению задачи на нахождение расстояния между деревнями и решим её другим способом.
И, конечно, будем знакомиться с новыми знаниями об окружающем мире, как настоящие путешественники.
- Внимание на экран. Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать?
Это луч, и на нем точки на одинаковом расстоянии друг от друга.
Лягушка прыгает одинаковыми прыжками.
- Кто видел, как прыгает лягушка?
Что показывают числа 1 2 3? (Количество прыжков лягушки)
Какое число надо поставить у начала луча? (.0, потому что это начало первого прыжка )
Рассмотрите следующий рисунок. Что вы можете сказать?
Это луч, и на нем точки на одинаковом расстоянии друг от друга.
Кузнечик прыгает одинаковыми прыжками.
Каждый прыжок больше прыжка лягушки
В начале луча должен стоять 0
Что вы можете сказать о третьем рисунке?
Это тоже луч, и на нем точки тоже на одинаковом расстоянии друг от друга,
Заяц прыгает одинаковыми прыжками, большими, чем у лягушки, но меньшими, чем у кузнечика.
Что напоминают эти лучи?
( Линейки с разными мерками.)
- Все ли животные сделали одинаковое кол-во прыжков? Если нет, то почему?
(Нет, разная длина прыжка)
– А знаете ли вы длину прыжка каждого животного?
- Выберите из предложенных мерок мерку для каждого животного
(На доске 100см, 50 см; 180 см)
Мерка, которая выбрана вами для каждого животного, называется единичным отрезком.
Устный счет
- Найдите расстояние, которое пропрыгала лягушка?
50х5=250(см) (250 см=25дм)
- Как узнали? Запишите в тетради полученную величину и переведите ее в более крупные единицы измерения.
- Какова длина всех прыжков кузнечика? 180х2=360 (см) (360см)
- Как узнали? Выполните в тетради операцию перевода в более крупные единицы
-Какое расстояние пробежал заяц? 100х3=300(см) (300 см)
- Как узнали? Переведите эту величину в дм
-На ск. меньше прыжок лягушки, чем прыжок кузнечика? 180-50=130 (см) На 130 см
-Во ск. раз больше прыжок зайца, чем лягушки? 100:50=2 (раза) (В 2 раза)
ФИЗМИНУТКА
Задача № 294 (текст из учебника)
Деревни Ивановка, Марьино и Аксинино расположены на одной дороге. От Ивановки до Марьино 7 км, а от Марьино до Аксинино в 3 раза дальше. Сколько км от Ивановки до Аксинино?
-Как вы поняли условие задачи, что деревни находятся на одной дороге?
Переведите текстовую информацию в графическую.
Как геометрически представили эту дорогу на чертеже?
(пошаговое восстановление предыдущей работы).
Построили числовой луч.
Обозначили буквами И – Ивановку, затем М – Марьино, А – Аксинино по порядку –слева-направо.
Написали данные; 7 км, «в 3 раза дальше»
Объединили скобкой расстояние от Ивановки до Аксинино, которое надо найти.
-Что вы можете сказать о единичном отрезке?
-Расскажите план решения по буквенным выражениям
(Надо найти расстояние ИА которое состоит из ИМ и МА. Это сумма расстояний. Нам известно, что ИМ – 7 км. МА можно найти, т.к. это расстояние в 3 раза дальше, чем ИМ, значит, ИМх3.)
- А теперь попробуем решить эту задачу другим способом.
Выполните построение числового луча, как мы с вами только что повторили (алгоритм на листе)
- Назовите искомое расстояние
-Рассмотрим составляющие это расстояние отрезки.
- Вспомните начало урока, как мы решали задачи про прыжки животных.
Как можно представить это расстояние?
Как 4 прыжка
Как 4 отрезка
1+3 = 4
-Найдите искомое расстояние, используйте знакомый уже способ нахождения расстояния прыжков животных.
Выполните запись решения самостоятельно. Индивидуальная помощь
(Проверка с появлением слайдов по щелчку мыши)
- Внимание на экран. При решении этой задачи Костя получил ответ 28 км, а Вася – 14 км. Что вы скажете об ответах мальчиков?
- Кто считает, что ответ Васи неверный?
- Давайте исследуем эту ситуацию и разрешим проблему. Сравните эти расстояния.
-Посмотрите на наш чертеж, может быть можно его изменить?
- Назовите искомое расстояние
- Назовите данные
-Как найти искомое расстояние (ИА)
Самостоятельная работа.
(Выполнение решения )
Оказание индивидуальной помощи
Работа в парах
-Можно ли решить эту задачу, представив расстояние в частях, как мы решили предыдущую вторым способом?
Можно советоваться, решать в парах, обернуться к следующей паре, но помни правила дружной работы:
Внимательно слушай товарища.
Говори вполголоса.
Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
Береги каждую минуту.
(проверка решения)
Все ли убедились в том, что так же верен ответ 14 км?
Закрепление полученных знаний.
Работа с тестами.
– Ну а теперь пришло время проверить, как вы усвоили тему предыдущих уроков. Перед вами лежат листочки, в которых выполнено внетабличное умножение и деление. Ваша задача, проверить правильность выполненных действий. Если задание выполнено верно, то рядом, в пустой клеточке, вы ставите “+”, а если неверно, то ставите знак “–”.
14х2=28
60:2=30
48х2=80
120:3=4
32х3=96
800:4=200
19х4=72
900:3=30
30х3=900
90:3=30
– Вижу, что вы справились с заданием. А сейчас поменяйтесь листочками друг с другом для взаимопроверки. У меня на доске даны ответы. Сверьте их с теми, которые получились у вас и оцените своего товарища.
Подведение итогов.
-Итак, урок подошёл к концу.
-Где нам пригодятся знания о расположении населенных пунктов, о нахождении расстояния?
- Когда едем на машине, надо знать, сколько километров между городами
-Надо знать расстояние, чтобы хватило бензина до заправки.
- Какая дорога короче, какая длиннее.
-Нужно уметь находить расстояния по карте.
Домашнее задание
Построй числовой луч. (Помощь в № 293-6).
Подбери персонаж, который будет двигаться по лучу.
Выбери мерку – единичный отрезок.
Обозначь его величину.
2. Задача № 294 Выбери вариант выполнения:
А) составь и реши подобную задачу;
Б) составь обратную задачу
В) Какое уточнение нужно внести в задачу, чтобы у неё было только одно решение (№ 294, пункт5)
Рефлексия.
- Мне сегодня было очень комфортно с вами на уроке. Спасибо вам.
Продолжи фразу:
Я узнал (а) Я повторил (а) Я научился (лась)
- Ну, а теперь мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. У каждого из вас, на парте, лежит пассажир, ожидающий поезд. Но это необычный поезд. У него разные вагоны: веселые-красные и грустные-синие. Вы должны посадить своего пассажира в тот вагон, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока.
13PAGE 15
13PAGE 14515