Конспект очень интересного занятия Дом, в котором мы живём
"Дом, в котором мы живём"
Программное содержание:
Обобщение знаний о России, видах жилища, растениях и животных леса.
Закрепление умений складывать слова из слогов, определять и изображении эмоциональные состояний, конструировать из крупного строителя.
Повторение пословиц, загадок и сказок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята, я хочу вам предложить игру "Дом, в котором мы живём". Сегодня вы будете строителями, а строить мы будем необычный дом. - А что такое ДОМ? (это место, где люди вместе живут, соблюдают общие правила, следят за чистотой и т.д.) - Из чего строят дом? (ответы детей) - Мы наш дом сегодня будем строить вот из этих блоков (показ карточек). Каждый блок мы положим на место только тогда, когда выполним задания. Все они под цифрами и разного цвета. Цифра на карточке соответствует номеру блока, а цвет — команде, у которой такого же цвета значок. Итак, все готовы? Тогда приступаем к строительству дома. - Для начала проведём разминку: - С чего начинается строительство дома? (с закладки фундамента); - Фундамент - это основа дома и она должна быть прочной. Поэтому на вопросы из этого конверта будем отвечать все вместе. (он без №)
Вопросы (оранжевой карточки):
Как называется крестьянский дом в русской деревне? (изба);
Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне? (хата);
Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев? (вигвам);
Дворец, крепость у рыцарей? (замок);
Шалаш, покрытый шкурами у народов Севера? (чум);
Постройка из жердей, покрытых ветками, травой? (шалаш);
Отдельное помещение в доме с кухней, ванной и др. комнатами? (квартира);
Временное помещение из натянутой на основу ткани? (палатка).
- Вы правильно ответили на все вопросы. Основание нашего дома положено. - Приступим к возведению стен. В игру приглашаются дети с красными карточками. Отвечать будем на вопросы под № 1 - какого он цвета? (красный) Посмотрим, что здесь. Оказывается, в здесь вопросы об истории нашей страны:
Какие цвета имеет Российский флаг?
Что и кто изображены на гербе России?
Назовите столицу России.
Президента России.
Как одним словом назвать людей, живущих в России?
Что такое "малая родина"?
Как называется наш город, и в какой области он находится?
Назовите главную реку России.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП: из букв сложить название городов России
В игру приглашаются дети с синими карточками. Отвечать будем на вопросы под № 2 -- Конверт 2 (синий).
Здравствуй лес, дремучий лес Полный сказок и чудес Ты о чём шумишь листвой Ночью тёмной грозовой? Что там шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре.
Какие деревья растут в лесах России?
Какие в лесах водятся животные?
Назовите лесные ягоды.
Каких лесных птиц вы знаете?
Знаете ли вы лекарственные растения, какую пользу они приносят?
Какое дерево принято считать символом России?
Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет?
Назовите правила друзей природы (нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, уносить с собой животных, разжигать костёр, ломать...)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Какие грибы можно встретить в лесу?
КА-РО-МАС-ЛЁ-СЫ-ЕЖ-НОК НО-ПОД-ОСИ-ВИК-РЫ НУШ-КАПЕ-НОК-ВОЛ-О
Физминутка "Генеральная уборка":
- Все мы знаем, что чистота — залог здоровья, а чистота в доме — это условие уюта и комфорта. Поэтому потренируемся в проведении весёлой генеральной уборки. ПРАВИЛА: 2 команды. Ребёнок метлой загоняет мяч в обруч, лежащий на полу. Только после этого можно положить одну игрушку в корзину. Метлу передаём следующему игроку. - Продолжаем строительство дома. И я приглашаю ребят с зелёными карточками.
А там (открываю) – загадка:
Склеена, сшита, Без дверей, а закрыта. Кто её открывает, Тот много знает.
- Что это? (книга)
КНИЖКИНЫ ВОПРОСЫ:
Кто автор сказок «Теремок», «Репка»?
Волшебница, исполняющая желания Емели?
Как называется русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное изделие? (колобок)
Что всегда побеждает в русских народных сказках?
Назовите фамилию русского поэта — сказочника.
Кто помог королевичу Елисею найти невесту (ветер, ветер, ты могуч...)
Для чего люди в старину придумывали загадки?
Отгадайте из какой это сказки:
Красна девица грустна: Ей не нравится весна: Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
ВСЕМ ДЕТЯМ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: (ответы можно хором)
По тропе шагая бодро Сами воду тащат вёдра (По щучьему велению)
Охраняют град не зря 33 богатыря В граде том богатство есть Злата, серебра не счесть (Сказка о царе Салтане)
Рыбка не простая Чешуёй сверкает Плавает, ныряет Желанья исполняет (Сказка о рыбаке и рыбке)
Лисичка дом себе нашла Мышка добрая была В доме том в конце концов Стало множество жильцов. (Теремок)
- И у нас остался последняя карточка— желтая под № 4. Все люди, живущие в одной стране, должны знать традиции и обычаи своего народа. А знаете ли их вы?
Как было принято встречать гостей на Руси? (хлебом-солью)
Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти)
Старинная женская крестьянская одежда — платье без рукавов (сарафан)
Что означает поговорка "Работать спустя рукава"?
Какие ремёсла и промыслы существуют в России? (жостово. гжель, хохлома, дымковская игрушка...)
Какой сувенир считается символом России? (матрёшка).
Какие праздники отмечаются на Руси с давних пор? (Рождество, святки, масленица).
Закончи пословицу: Кто не работает, ... (тот не ест)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ продолжи:Хочешь есть калачи... (не сиди на печи) Труд человека кормит...(а лень портит) Кто любит труд... (того люди чтут) Без труда не выловишь... (и рыбку из пруда) - Посмотрите, вот мы и возвели стены дома! Чего же в нём ещё не хватает? (крыши) Пусть это будет крыша настроений и пожеланий. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: На столах лежат круглые листы бумаги — это головы нам надо нарисовать лица людей, которые будут жить в нашем доме (эмоции). (Дети рассказывают о рисунках). - Вот и закончилось наше строительство. Дом получился чудесный, правда ребята? - Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? (о природе, истории, литературе, традициях России и русского народа). - Как вы думаете, как называется наш общий дом, в котором живут (Россия) - Правильно, это дом, в котором помнят свою историю, хранят обычаи и традиции, любят и берегут природу, почитают и уважают людей. Я надеюсь, что, когда вы вырастите, вы сделаете всё для того, чтобы наш дом — наша страна стала ещё лучше, краше и сильнее.
Конспект внеклассного занятия Дом в котором я живуТема: Дом, в котором я живу.
Цели занятия:
- помочь сориентироваться в ближайшей социокультурной среде, представляющей своеобразную микромодель внешнего мира и включающей в себя его важнейшие ценности – одухотворённый мир людей и мир вещей, служащих человеку;
- подвести детей к осознанию необходимости личного участия в благоустройстве родного очага, поддержанию семейных традиций и уклада;
- воспитывать чувство привязанности к родному дому и ответственности за его судьбу.
К занятию подбираются репродукции картин, фотографии, рисунки с изображением семейных сцен в домашнем интерьере. Дети заранее приносят различные семейные реликвии (награды, фотографии, иконки, вышивки и т.п.)
Ход занятия
Учитель:
- На прошлых занятиях мы с вами говорили о своих семьях, о своём роде, к которому принадлежит ваша семья.
А сегодня мы поговорим о родном, отчем доме. У каждого человека есть родной дом, в котором живет его семья. У кого-то это отдельная квартира, у кого-то , может быть, отдельный дом.
Каждый дом – это неповторимый, особенный мир со своим укладом, порядком, ритмами, традициями, праздниками, со своей особенной жизнью.
прослушивание 1и2 куплетов песни «Родительский дом» муз. Шаинского.
- Ребята, как вы понимаете выражение «родительский дом – начало начал»?
Учитель обобщает ответы детей:
В доме родителей началась и идёт ваша жизнь. Именно с него началось ваше знакомство с большим миром, миром людей, животных, вещей. Здесь вы произнесли своё первое слово, впервые встали на ножки и сделали первый самостоятельный шаг, прочитали первую книжку, впервые ощутили мамину ласку, пережили первую радость и первую обиду.
Всё впервые происходит с человеком в родительском доме. Вот почему так говорится – «родительский дом – начало начал».
Давай те сейчас все вместе представим в памяти свой родной дом, любимый уголок в нём.
Закройте глаза,… что вы видите, слышите, чувствуете?
Ответы детей.
Учитель:
-вот мы как будто побывали в гостях у друг друга, прониклись добрыми чувствами, вспомнили родной дом.
Знаете ребята, а мне кажется, что родной дом живой. Он, как и мы, когда-то родился, его построили, украсили. Он дышит, смотрит глазами-окнами на улицу; звуки, которые мы слышим в нём, это разговор дома с нами. Ему небезразлично, как люди, живущие в нем, относятся друг к другу.
- как вы думаете, что не нравится вашему дому?
- а что радует наш дом?
А знаете ли вы, как в старые времена строили дом наши предки? Как выбирали место? Как новоселье справляли?
Ученик:
Дом старались построить на чистом возвышенном месте – на пригорке, на берегу реки, чтобы вид из окон был красивым. Строили дом всей семьёй, приглашали на помощь родных и соседей. Вместе с ними потом праздновали новоселье. А первыми в новый дом впускали петуха или кошку, из людей первыми заходили старики. Из печи старого дома приносили угольки для растопки печки в новом доме, а иногда даже кашу начинали варить в старом доме, а доваривали в новом. Приглашали священника осветить новый дом, чтобы стоял долго и люди в нем жили счастливо, дружно, в достатке. Так из дома в дом, из поколения к поколению переходили традиции домашнего уюта, ритмы жизни, порядок и правила.
Учитель:
Дом строили так, чтобы в нем было удобно жить, и чтобы он был красивым. Посмотрите, какие красивые дома строили в нашем селе (рассматривание фотографий, выделение особенностей каждого дома: наличники, крыльцо, ворота и т.д.). А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в прошлое. Практически все домашние вещи, окружающие нас, имеют свою историю.
Во многих семьях хранятся старинные вещи, оставшиеся от прабабушек и прадедушек. Наверное, с этими вещами связанны какие-то интересные истории, воспоминания о различных событиях. Такими вещами могут быть красивая чашка или ваза, фотографии, ордена и медали, старинные монеты, икона или крестик, шкатулка или прялка, детская игрушка… в этих вещах история вашей семьи и вашего дома. Эти вещи называются – реликвии. (Дети рассматривают принесённые не урок, рассказывают о их истории)
А в новом доме всегда устраивали праздники.
- Есть ли у вас любимые семейные праздники? Какие?
-Как ваш дом к ним готовится?
- А вы участвуете в подготовке к домашним праздникам?
Учитель:
- Праздник – это замечательно, но все мы знаем пословицу «делу время, а потехе – час». Как вы её понимаете?
(ответы детей).
Учитель:
- Праздник тем и радостен, что бывает не часто, его ждут, готовятся, о нём мечтают. Гораздо больше в нашей жизни будничных дней, заполненных заботами и трудом. Когда много и честно потрудишься, тогда и веселишься на празднике с чистой совестью, с удовольствием.
Наш дом – это не просто здание, в котором мы живём, это наша семья, близкие, родные люди, привычные и любимые вещи, игрушки, домашние любимцы – кошка, собака, попугайчик или хомячок. Вот как много всего! А мы уже говорили, что дом любит порядок и чистоту. Все вещи в нем имеют свои места. Чтобы поддерживать порядок и уют в доме, все члены семьи должны трудиться. У старших обязанностей больше, у младших меньше, но домашние трудовые обязанности есть у всех.
- Кто и какие дела выполняет у вас в доме?
- Справедливо ли распределяются обязанности у вас в семье? (Ответы детей).
Итог: Ваш дом, ваша семья всегда ждут вас и любят. Ваши родные волнуются о вас. Ваш дом – это самое теплое место на земле.
Вы вырастете, уйдете в большой незнакомый мир от мамы и папы. Когда-нибудь построите дом для своей семьи, где будут расти ваши дети, но душа будет тянуться к первому отчему, родительскому дому. Я хочу, чтобы и свой дом вы сделали добрым, приветливым, гостеприимным и счастливым.