Программа «Мир, в котором я живу»


Программа по воспитательной работе
«Мир, в котором Я живу»









Вид программы : авторская.
Продолжительность программы : 4 года.
Возраст обучающихся : 7 -11 лет.
Автор программы : Казанцева А.А.
учитель начальных классов

Цель Программы:

формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;

развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;

помощь детям в адекватном выражении своего «Я»

воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.






Задачи Программы:

·формировать нравственную культуру учащихся;

способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;

создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;

воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;

развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.





Основные направления работы:


«Я, моя семья, мои друзья»;

«Я и мой край родной»;

«Я и мой интеллект»;

«Я и мое здоровье».



Направление «Я, моя семья, мои друзья»
Цель деятельности классного руководителя:

Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.
Организация и совместное проведение досуга детей.
Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель-ученик-родитель».
1 класс
2класс
3класс
4класс

Беседы

«Моя любимая мамочка»;
«Мамины руки не знают скуки»;
«Почему меня так назвали»;
«Мои бабушка и дедушка»;

«Как образовалась моя семья»;
«Как росли мои бабушка и дедушка»;
«Как растили мои бабушки дедушки моих родителей»;
«Что означает моя фамилия»;
«Воспетое народом материнство»;
Ролевая игра «Ежели вы вежливы»;
«Почему я непослушен»

«Что умеют бабушкины руки»;
«Старость – это всегда слабость»;
«У кого будет мое отчество»
«Что такое честь фамилии»;
«Я –будущая надежда семьи»;
«Семейное древо»;
«Кто были мои предки»

Конкурсы

«Данила-мастер» (работа с природным материалом)
Конкурс рисунков «Моя семья»
«Маленькая хозяюшка»;
«Рыцарский турнир»;
Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа»



Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»;
Конкурс чтецов на заданную тему
Конкурс красоты и очарования;
«А и сильные и могучие богатыри на славной Руси»;
Инсценирование народных сказок

Праздники

«Давайте познакомимся»;
Праздник мам;
Праздник ко Дню защитника Отечества
«Род, родные, Родина»;
«При солнышке тепло, при матери добро»;
Семейный праздник «Веселые старты»


«Мама, папа и я – спортивная семья»;
«Масленица»;
«Что за день 8 Марта!»
«И вот он дом, в котором мы живем»;
«Фабрика звезд» (Выпускной)


Направление «Я и мой край родной»


Цель деятельности классного руководителя:

Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и национальным традициям.
Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
Воспитание достойного гражданина своей страны



1 класс
2класс
3класс
4класс

Беседы

«Не ломайте веточку»;
«Осенний лист – краса природы»;
Классный час «Синичкин день»;
«Красота природы моей местности»;
«Чем славится моя станица»

«Растения – составная часть природного окружения человека»;
«Не нарушайте тишину»;
«Красная книга моего края»;
«Мой город»
«В лесу родилась елочка»;
«Земля – наш общий дом»;
«Мое место в природе»;
«Красная книга»;
«Этот удивительный мир животных»;
«Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Конкурсы

Конкурс загадок «Алфавит»;
Конкурс рисунков о природе
Конкурс поделок из природного материала
Конкурс загадок «Вопросы Деда Всеведа»;
Конкурс рисунков и творческих работ «Природа глазами детей»;

Конкурс тематических листовок и плакатов «Охрана растений и животных»;
«Вода – эликсир жизни» (викторина);
«Веселая рыбалка» (конкурс загадок на экологическую тему)


Конкурс сочинений на экологическую тему;
Олимпиада «Земля – наш общий дом»;
Конкурс чтецов «Россия –наша Родина»;


Праздники

Утренник «Осенний листопад»


Праздник урожая

Праздник цветов
Литературно –музыкальный праздник «Родина любимая моя»;
Праздник «Золотая осень»



Направление «Я и мой интеллект»


Цель деятельности классного руководителя:

Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
Учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.


1 класс
2 класс
3класс
4класс


Беседы



Урок гражданственности «Я – гражданин России»;
«Москва – столица нашей Родины»;
«Почему учатся в школе?»;
«Книги –наши друзья»;

«Дорогая моя столица»
«Флаги России»;
«Пионеры герои»;
«Правила дорожные знать каждому положено»;
«Покорение луны и Марса»
Что празднуют 1Мая.
«Откуда есть пошла земля русская»;
«Герои России»;
Экскурсия в музей;
«5 минут у карты»;

Встреча с детьми войны;
Что такое «патриотизм»?;
«Знаем ли мы себя?»;
Экскурсия

Конкурсы

Конкурс рисунков на военную тематику;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
Конкурс загадок различной направленности;

Конкурс рисунков «Святые заступники Руси»;
Викторина «Крестики-нолики»;
Конкурс загадок на заданную тематику;
Конкурс рисунков на военную тематику;
Игра –аукцион «История гимна, герба и флага России»;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
Конкурс рисунков и сочинений «Святые заступники Руси»;



Конкурс плакатов «Я против войны;
Изготовление макета на военную тему»;
Конкурс чтецов «Широка страна моя родная»;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
Конкурс рисунков и сочинений «Святые заступники Руси»

Праздники

«Учебный день, которого нет в расписании»
Праздник чая;
Праздник Азбуки

«По страницам любимых сказок»
«Как мне милы родные звуки» (музыкальная гостиная)
Вечер памяти, посвященный Дню Победы;
Выставка «Быт наших предков»


Направление «Я и мое здоровье»



Цель деятельности классного руководителя:

Развитие духовных и физических возможностей личности
Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.




1 класс
2класс
3класс
4класс

Беседы

«Телевизор в жизни ребенка»;
«О необходимости соблюдения гигиены»;
«Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»

«Дружи с водой;
«О здоровом сне»;
«Спорт –это залог здоровья»;
Беседа с врачом «Как быть здоровым»;
«Вредные привычки»;
«Курить или жить»
«О медицинских профессиях»;
«О вредных привычках»;
«Как уберечься от насилия»;
Беседа с врачом «Уроки Мойдодыра»
«Режим дня в жизни школьника»;
Встреча с врачом педиатром «О вредных привычках»;
«Если хочешь быть здоров -закаляйся»;
«Анри Дюнан –основатель Красного Креста»


Конкурсы

«Загадки от доктора Пилюлькина»;
Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»
Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»
«Какие лекарственные растения ты знаешь»;
Конкурс рисунков, листовок на тему «Мое здоровье»
Конкурс рисунков, листовок и плакатов на тему «Мое здоровье»;
Конкурс плакатов «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца»

Праздники

«Как настроение?»
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Веселый урок о здоровье (предметно –тематический праздник)
Предметно –тематический праздник «Отчего мы иногда болеем»





Семья и школа как партнеры.

Направления работы с родителями:

Установление и поддержка постоянной связи с родителями.

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

Привлечение родителей к организации работы с классом.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

полное взаимопонимание и согласованность действий;
постоянный контакт с родителями;
опора на положительные черты в каждом ребенке.


Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.


Формы работы с родителями.
Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.
Групповые формы работы с родителями:
организационные
тематические
итоговые

Индивидуальные формы работы с родителями:
беседы с родителями
консультации (групповые и тематические)
посещение семьи

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:
различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
семейные праздники и традиции, конкурсы.

Индивидуальная работа с учащимися

1. Индивидуальные беседы

«Почему я опоздал на урок?».


«Я обидел девочку».


«Об опрятности и аккуратности».


«Тишина на уроке»



2. Подготовка к конкурсам и выставкам




Работа с родителями

1. Изучение семей детей по плану:
а) как ребенок соблюдает режим;
б) как организовать контроль за выполнением домашнего задания;
в) чем занят ребенок в свободное время;
г) есть ли у ребенка товарищи;
д) какие поручения выполняет ребенок дома;
е) есть ли дома библиотека детских книг.
2. Проводить индивидуальные беседы с родителями отдельных учеников.
3. Проводить вечера вопросов и ответов.
4. Организовать день открытых дверей.
5. Привлекать родителей к организации интересной насыщенной внеурочной деятельности классного коллектива.
6. Влиять на общение ребят с родителями.



Законы
родительской
истины.

Закон №1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон №2. Не унижайте ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон №3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

Закон №4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон №5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон №6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон №7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

Закон №8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон №9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон №10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

Закон №11. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!


Актив класса



Лидер:
Помощники лидера:

Физ. организатор:

Хозяйственники:

Библиотекари:

Цветоводы:




Законы, по которым
мы живем

1. Е слова и дела
Д
2.И дружбы и товарищества
Н
3. С чести и совести
Т
4. В заботы и милосердия
О




Циклограмма
мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся
Цель данных мероприятий: формирование потребности в здоровом образе жизни,
развитие у учащихся чувства ответственности за собственную безопасность

Месяц
Мероприятие
Задачи

сентябрь
Азбука дорожного движения.
Дорога в школу и домой
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды
Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой


Что такое режим дня?
Познакомить уч-ся с понятием «режим дня»
Формировать у уч-ся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

октябрь
Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт?
Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные, безопасные и неправильные - опасные.
Познакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте.


Огонь - наш друг и враг!
Познакомить уч-ся с правилами поведения при пожаре дома, в школе.
Формировать умения обращаться с огнеопасными приборами

ноябрь
Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах?
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды
Провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах


Гигиена и ее значение
Рассказать уч-ся о значении гигиены.
Формировать культуру сохранении я здоровья

декабрь
Светофор
Дать первоклассникам новое понятие «Светофор».
Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей и пешеходов.


Что такое вредные привычки?
Формировать у уч-ся потребность вести здоровый образ жизни.
Дать уч-ся понятие о вредных и полезных привычках.

январь
Правила поведения на обочине, тротуаре, пешеходной дорожке
Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина».
Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.

февраль
Что такое проезжая часть дороги?
Познакомить уч-ся с новым термином «проезжая часть дороги».
Повторить правила поведения на тротуаре и обочине.


Соревнования, посвященные
Дню защитника Отечества
Формирование у уч-ся интереса к занятиям спортом.
Приобщение уч-ся к соблюдению здорового образа жизни

март
Пешеходный переход
Повторить знания о проезжей части и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине.
Сформировать представление о пешеходном переходе

апрель
Что означают дорожные знаки?
Познакомить уч-ся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге


Правила поведения при ЧС
Познакомить уч-ся с понятием «чрезвычайная ситуация»
Формировать у уч-ся умение вести себя в чрезвычайных ситуациях

май
Я – пешеход (экскурсия)
Показать уч-ся опасные места вокруг школы.
Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них













Циклограмма
мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданско-правового поведения
Цель данных мероприятий: создание условий для воспитания личности, любящей свою Родину, бережно относящейся к традициям своего народа, для формирования опыта гражданско-правового поведения

Месяц
Мероприятие
Задачи

сентябрь
Я - школьник

Познакомить уч-ся с правилами поведения в школе, с правами и обязанностями школьников

октябрь
Моя малая Родина – ст. Беломечетская

Познакомить уч-ся с историей станицы.
Познакомить уч-ся памятниками нашей станицы.

ноябрь
4 Ноября – праздник Народного единства
Познакомить уч-ся с традициями Дня народного единства
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

декабрь
Конституция – основной закон нашей страны
Дать представление уч-ся о Конституции России как об основном законе нашей страны

Февраль
23 Февраля - День Защитника Отечества
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.
Познакомить уч-ся со славными страницами российской истории, русской армии

май
9 Мая - День Победы
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.
Познакомить уч-ся с историей возникновения Дня Победы.


Карта-характеристика класса

Параметры
Данные


Всего учащихся



Количество девочек



Количество мальчиков



Освобождение от уроков физ-ры




Имеют слабое зрение




Имеют хронические заболевания

























В соответствии со всем вышесказанным я подобрала определенные методы и приемы работы с классным коллективом:






















БЕСЕДА


СОЦИО-МЕТРИЯ


АНКЕТИРОВА-НИЕ


НАБЛЮДЕНИЕ



ОПРОСЫ

МЕТОДЫ

КЛАС-СНЫЙ ЧАС


ПРАЗД-НИК


ВИКТО-РИНА


КОН-КУРС


ЭКСКУР-СИЯ


ИГРА

КВН

Формы работы
с учащимися



Заголовок 1 Заголовок 815