Проект Район в котором я живу


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы
«Планета взросления»
Проект

«Район, в котором я живу»
Автор: Вычужанина Т. В.,
заведующий организационно-
массовым отделом, педагог
МАУ ДОД ЦВР
«Планета взросления»
Хабаровск, 2015
«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна»
А. Твардовский
Содержание
Введение. Актуальность темы проекта
Цель, задачи проекта
Методический паспорт проекта
Периоды и этапы реализации проекта
Риски и препятствия внедрения проекта
Ожидаемые результаты
Эффективность проекта
План мероприятий по реализации проекта
Литература
Приложение: анкета для учащихся и родителей; памятка-обращение к родителям учащихся; смета расходов; квест-игра, викторина, вопросы к интервью
Введение.
Актуальность темы проекта
С чего начинается Родина? Наверное, с семьи, родного дома, улицы…Малая Родина – это то место, где родился и вырос, услышал добрые слова, сказки и песни, места, с которыми связаны лучшие воспоминания, это первые друзья, это истоки, откуда человек начинает путь в большой мир. Мыслями, воспоминаниями, а иногда в трудные дни нашей жизни, мы возвращаемся туда, где прошли детство и юность, где были сделаны первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь. Сколько бы ни было человеку лет, он помнит какие-то моменты своего детства, а вместе с ними и места любимого города, района, села. С родного уголка земли начинается Россия, гражданами которой мы являемся. Оттого насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба Родины. А любовь к Родине начинается с любви к городу, дому, своему дворику.
Настоящий патриот невозможен без знаний истории своей малой Родины. Многие нравственные качества закладываются в детстве, школьные годы. И чем полнее, ярче, содержательнее будут наши знания о родном городе, районе, их лучших людях, тем более действенным образом скажутся они на формировании интереса и любви к родным местам, уважения к традициям земляков, понимания того, что мы жители одного района, края, одной страны, одной державы.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В документах, касающихся области образования, отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к культуре и традициям других народов. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» указано - отразить «специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс». Одним из основных факторов интеграции социальных и педагогических условий в гражданско-патриотическом воспитании рассматривается национально-региональный компонент, т. е. приобщение детей к общечеловеческим ценностям - природе, культуре малой Родины.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами, терминами. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма.
Понятие «Родина» иногда бывает абстрактно для учащихся, особенно младшего школьного возраста. Понимание Родины у них тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.
Для того чтобы учащийся проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение - стало объектом его познания, т.е. соблюдалась последовательность: от близкого – к далёкому, от малого к великому (моя улица-мой город-моя страна-моё Отечество).
21 мая 2016 года  отмечается 80-летие со дня образования Индустриального района города Хабаровска. С момента образования и до сегодняшнего дня район вносил и вносит достойный вклад в развитие города Хабаровска. На территории района расположено много промышленных предприятий, появляются новые жилые кварталы, транспортные развязки, аллеи и скверы, возводятся детские игровые и спортивные городки, школы и детские сады. Индустриальный – самый большой по численности населения район города. Люди – особая гордость района. Это старшее поколение, кто своим трудом и энтузиазмом заложил первые страницы истории района. Это нынешнее поколение, которое живёт, трудится, учится, созидает. От жителей района, их энергии, творческого потенциала зависит будущее района и города. Особые жители – это подростки, молодёжь, которая в скором времени возьмёт на себя ответственность за судьбу города, это выпускники, которые своими достижениями прославят Индустриальный, будут преданы Хабаровскому краю, Дальнему Востоку.
Народная мудрость гласит – «не зная прошлого, не поймёшь настоящего», «чтобы хранить и беречь, надо помнить». Но общаясь с современными детьми, иногда понимаешь, что они недостаточно знают не только об исторических событиях нашей страны, но и о своём городе. Из бесед с будущими участниками проекта, выяснилось, что не все знают географическое расположение района, его главные улицы, достопримечательности, предприятия. А в некоторых семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими большого внимания.
Но тем не менее у многих учащихся наблюдается искреннее желание узнать историю района, о тех улицах, на которых они проживают, попробовать себя в роли краеведов, быть неравнодушными к проблемам своих улиц и дворов. Во многих семьях сохранились старые фотографии, живы пожилые родственники, которые могут рассказать о военном, послевоенном районе, часть родителей трудится на предприятиях, расположенных на территории района. Однако полной систематизации материала нет. Поэтому мы решили выполнить поисково-исследовательский, познавательный проект «Район, в котором я живу» - тем самым собрать дополнительные сведения об истории района, о его знаменитых жителях, узнать о профессиях родителей, сохранить возможные реликвии, привлечь внимание сверстников к изучению истории малой Родины.
Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать учащихся, сделать процесс обучения личностно значимым.
Проект «Район, в котором я живу» является возможностью развивать интерес к истории семьи, района, формировать потребность участвовать в делах на благо своей школы, жилмассива, воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Гражданско-патриотическое воспитание, в частности данный проект, это инвестиции в формирование активной жизненной позиции учащихся, их самоопределение, социализацию.
Цель проекта
Содействовать формированию социальных и гражданско-патриотических компетенций учащихся через развитие интереса к истории малой Родины, расширение краеведческого познания
Задачи проекта
Вовлечение учащихся в поисковую деятельность, обучение навыкам исследовательской работы.
Развитие коммуникативных навыков, коллективно-творческой и самостоятельной продуктивной деятельности, способности к сотрудничеству и взаимодействию.
Расширение, обобщение и систематизация знаний и сведений об историческом и культурном прошлом, сегодняшнем облике района, его достопримечательностях, предприятиях и людях-тружениках.
Воспитание уважительного отношения к родному городу, району, к благоустройству и чистоте его улиц, парков и площадей, культуры поведения в общественных местах.
Привлечение внимания сверстников к изучению истории своей малой Родины, современности района, его роли в развитии города, сохранению лучших традиций.
Активизация социально-педагогической совместной деятельности детей и родителей, развитие интереса к трудовой деятельности родителей, их профессиям, к истории своей семьи, её роли в жизни района
Методический паспорт проекта
1.Наименование Проект по созданию детского документально-художественного альбома – экскурсии «Район, в котором я живу»
2.Тема проекта Социально-значимый проект как форма гражданско-патриотического воспитания
3.Разработчик проекта (автор) Педагог МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления» Вычужанина Т. В.
4.Реализаторы проекта Учащиеся кружка «Школа вожатых» (учащиеся 7 «б» класса сш № 56), педагог ЦВР «Планета взросления» Вычужанина Т. В., педагог МБОУ СОШ № 56 Полуэктова О. А.
5.Классификация проекта: Уровневый вид проектирования Проект имеет минимальную организационную структуру (координатор проекта, педагоги, учащиеся и их родители, привлечённые специалисты)
Тип проекта Социальный, поисково-исследовательский, групповой
Вид проекта Практико-ориентированный
Ведущая деятельность Поисковая, познавательная
Принципы реализации проекта 1. Единство воспитательных, образовательных, развивающих целей и задач
2. Учёт региональных условий
3. Практическая применимость
Сроки реализации проекта Сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
Участники проекта Учащиеся кружка, их родители, педагоги
Место реализации проекта Кружок «Школа вожатых» МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления», г. Хабаровск
Проектная специфика Может быть реализован в сфере дополнительного, общего образования
По масштабу Проект является малым
Особенности модели проекта 1.Гибкость (трансформируется под обновление задач)
2.Открытость (социальные контакты - позволяет сотрудничать с другими специалистами, населением, расширяет возможности в общении)
3.Диалогичность (создаёт условия для диалога детей, родителей, педагога)
4. Доступность (для всех желающих)
5. Реалистичность (цели достигаемы)
6.Социальная ориентированность (социальная практика)
7.Интеграция общего и дополнительного образования
8.ТИС - подход (способствует развитию творчества, инициативы, самостоятельности)
Финансирование Проект бюджетный. Для его осуществления возможно привлечение родительских средств
Ключевые слова Гражданско-патриотическое воспитание, малая Родина, поисково-исследовательская деятельность, социализация, взаимодействие с родителями
6.Предметная интеграция в проекте Интеграция кружковой и школьно-предметной деятельности:
Кружок «Компьютерный» (поиск информации, создание презентации, размещение текстов и фотографий);
Предмет «Литература»
Предмет «История»
Предмет «Изобразительное творчество»
Предмет «Краеведение»
7.Методы исследования и работы над проектом сбор информации путем опроса родителей, жителей района;
поиск документальных источников в семейных архивах родственников;
интервью
выездное фотографирование (жителей района, улиц, достопримечательностей и т. д.)
обобщение и литературная обработка рассказов жителей района;
изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, посещение музеев, чтение литературы);
изучение Интернет-ресурсов;
анкетирование учащихся и родителей;
подготовка и проведение тематических мероприятий;
систематизация материалов проекта
использование игровой деятельности – уличный квест
8.Ресурсы, материально-техническое обеспечение проекта Информационные ресурсы (информационные стенды, литература, методические пособия, интернет, СМИ);
Социальные ресурсы (педагоги, родители, семейные родословные, фотоальбомы и архивы, документы музея истории Индустриального района, администрации района, музейные уголки ЦВР и сш №56);
МТБ ЦВР (оформительские материалы, ПК, библиотека, музейная комната, экран для презентаций, музыкальный центр, фотоаппарат, канцтовары, игровой реквизит).
9.Социальные партнёры 1.Совет ветеранов Индустриального района
2.Администрация Индустриального района
3.Редакция газеты «Школьный курьер»
4. Работники трудовых коллективов района
5.Музей истории Индустриального района
6.Городской архив
10.Информирование о ходе работы над проектом, о результатах проекта Детская стенгазета, кружковой уголок;
Вестник «Школьный курьер», СМИ;
Информация на сайте;
Демонстрация альбома в кружках ЦВР и в классах сш 56; на мероприятиях, посвящённых Дню района;
Презентация проекта и его продукта на конкурсе профессиональных достижений «Вершины мастерства» педагогом кружка в целях внедрения проектной технологии, поисково-исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс ЦВР.
Периоды и этапы реализации проекта
1. Подготовительный (диагностико-организационный) – сентябрь-октябрь 2015 г.
1.1.Анкетирование, беседы, обсуждения темы, цели проекта с учащимися, родителями
2. Реализационный (организационно-практический) – ноябрь 2015 г. - апрель 2016 г.
2.1.Разработка проекта
2.2.Реализация основной идеи проекта
2.3.Вовлечение учащихся в различные виды поисково-исследовательской и коллективно-творческой деятельности
2.4.Проведение тематических мероприятий, продолжение работы с родителями
2.5.Сбор и оформление материалов
3. Итоговый (заключительный) – апрель - май 2016 г.
3.1.Подведение итогов проекта
3.2.Информирование о результатах проекта
3.3.Презентация продукта проекта
Действия педагога при реализации проекта
Помогает учащимся формулировать цель их деятельности
Рекомендует источники получения информации и способы работы с ними
Организует экскурсии, мероприятия
Консультирует и поддерживает на разных этапах, помогает отобрать необходимый, важный материал и расположить его последовательно
Создает условия для проявления активности и инициативы
Помогает оценить полученный результат (продукт) и проанализировать результат деятельности в проекте.
5. Риски и препятствия внедрения проекта
Риски и проблемы Пути решения
1.Всегда есть пассивная группа учащихся Дополнительные беседы, индивидуальная работа
2. Незаинтересованность родителей Встречи, беседы с родителями, мотивирование родителей
3. Незнание истории района, недостаточность информации, ретро-фотографий из-за отсутствия фототехники в семьях 40-60-ых годов Работа с семейными фотоархивами, поиск в Интернете, встречи с жителями района, экскурсия в музей истории района, беседы со сторожилами района
4.Сложности в организации выездов для сбора информации Привлечение транспортных средств родителей, продумывание пеших маршрутов
5.Эстетика оформления альбома Привлечение педагога по декоративно-прикладному творчеству
6.Недостаточная литературная подготовка учащихся в написании заметок, рассказов Индивидуальная работа с учащимися, привлечение педагога по русскому языку и литературе

6. Ожидаемые результаты
Приобретение учащимися основ поисково-исследовательской деятельности;
Увеличение количества учащихся, занятых поисково-исследовательской деятельностью патриотической, краеведческой направленности, а так же применяющих исследовательские навыки в учебном процессе;
Зарождение новых семейных традиций «Загляните в семейный альбом»; появление новых форм работы с родителями «Родом с Индустриального»;
Расширение знаний об истории района, его достопримечательностях, появление чувства гордости за достижения района
Использование творческих и информационных материалов, собранных учащимися в альбоме, при проведении тематических мероприятий; на уроках истории, литературы, краеведения; при написании сочинений, рефератов;
Реализация сквозного проекта в кружках ЦВР «Планета взросления»
Формирование педагогом кружка пакета информационно-методических документов в помощь педагогам, методистам ЦВР по развитию данной деятельности и по обобщению опыта.

7. Эффективность проекта
(или «определение перспективы», «жизнеспособность», «последействие» проекта)
Создание подобного продукта (или в новых формах) в других кружках ЦВР, в классах образовательных учреждений;
Использование творчества, инициативы, самостоятельности детей в организации тематических дел и мероприятий;
Выход на новый, более высокий уровень взаимодействия с родительской общественностью;
Развитие инновационных форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
Зарождение чувства гордости, стремление сохранить район чистым и красивым, желание посещать достопримечательности города, получая эстетическое удовольствие
Социализация учащихся – участников проекта, сохранение памяти и уважение к поколениям, которые строили и озеленяли район, осознание сопричастности своих родственников к истории района как частицы города воинской славы
Формирование образа будущего выпускника через воспитание активной жизненной позиции, развитие гражданско-патриотических компетенций, принятие детьми ценностей «Родина», «Семья», «Человек», «Культура»;
Участие в районном конкурсе исследовательских работ, посвящённых 80-ю района, а так же в краевых, всероссийских конкурсах проектов
Данный проект может стать основой для более широкого проекта «Моя Родина - Россия».
8. План мероприятий по реализации проекта
№ п/п Мероприятия; содержание деятельности Сроки и место проведения Ответственный
1. Беседы, обсуждение темы с учащимися (работа по разъяснению идеи проекта, развитию инициативы, «погружение» в тему) ЦВР, сентябрь Вычужанина Т. В., Полуэктова О. А.
2. Анкетирование учащихся и родителей (см. приложение №1) ЦВР, сентябрь Вычужанина Т. В., Полуэктова О. А.
3. Разработка и распространение памятки-обращения к родителям на тематическом собрании «Исторические и семейные ценности» (см. приложение №2) ЦВР, сентябрь Вычужанина Т. В.
4. Разработка проекта октябрь Вычужанина Т. В.
5. Создание рабочих мини-групп октябрь Вычужанина Т. В. учащиеся
6. Занятие-знакомство «Вот эта улица, вот этот дом! И район, в котором мы живём!» ЦВР, октябрь Вычужанина Т. В.
7. Беседа «С чего начинается Родина?» ЦВР, октябрь Полуэктова О. А.
8. Работа по формированию общественного (детского) мнения в кружке о значимости данной деятельности (беседы, наблюдение, викторина, размещение информации в кружковом уголке, рассказ педагога о старейшем жителе района в её семье (метод личного примера) октябрь-декабрь Педагоги
9. Организация взаимодействия с родителями (беседы, обсуждение, сообщения, индивидуальные встречи, беседы с родственниками, родительское собрание) в течение всего периода, ЦВР, жилмассив Педагоги
10. Разработка эскиза (макета) альбома октябрь-ноябрь Педагоги, учащиеся
11. Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности:
-знакомство с основами краеведческой работы
- обучение поиску информации (в литературе, в семейном архиве, в музее, работа с Интернет-ресурсами) ;
- обучение обрабатывать и литературно оформлять материал, писать тексты, заметки, подбирать фотографии, газетный материал
- обучение систематизации и обобщению материала
- индивидуальная работа с участниками:
– умение вести беседу, брать интервью, задавать вопросы, фиксировать информацию
- обсуждение наработанного материала, его корректировка и оформление
- умение самостоятельно разработать план действий
октябрь-февраль Вычужанина Т. В.
12. Встречи с ветеранами войны и труда, представителями трудовых коллективов, жителями и «сторожилами» района «Чем больше узнаем, тем больше полюбим» ноябрь-февраль, жилмассив, совет ветеранов, предприятия Педагоги, учащиеся
13. Посещение библиотеки (знакомство с художественной, документальной литературой, периодикой) ноябрь, районная библиотека Педагоги, учащиеся
14. Подготовка и проведение интервьюирования с:
-заместителем председателя комитета по управлению Индустриальным районом Матаевой М. В.
-директором краевого дворца дружбы «Русь», депутатом городской Думы Блонской О. М.
-директором МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления», заслуженным учителем РФ Савельевой Т. П.
-актрисой краевого драматического и музыкального театра, выпускницей театрального коллектива «Зеркало» бывшего Дома пионеров Индустриального района А. Новопавловской
и другими людьми (см. приложение №5)
ноябрь-февраль Педагоги, учащиеся
15. «Знать - значит любить» - подготовка рисунков, сбор пословиц о Родине, родном крае, доме, подбор стихотворений, прослушивание музыкальных произведений ноябрь-февраль Педагоги
16. Организация мероприятий:
-Уличный квест «По дорогам района», квест-викторина (см. приложение №4)
- Экскурсия в музей истории г. Хабаровска и музей истории Индустриального района
-Целевые прогулки-экскурсии по району «Я люблю тебя, район. Твои улочки, дома…»
- Культурно – образовательная программа «Мы - частичка твоя, Хабаровск! Мы – надежда твоя, район!»
- -Участие в субботнике «Нам нужно потрудиться, чтоб было чем гордиться»
- Праздник «Добрыми делами, отличной учёбой, сделаем краше район свой родной!»
октябрь
ноябрь
октябрь-апрель
февраль
апрель
май
Педагоги, учащиеся
17. Приобретение вспомогательных, оформительских материалов
(см. смету, приложение №3) ноябрь Педагоги
18. Организация фотосъёмки весь период Вычужанина Т.В., учащиеся
19. Оформление альбома-экскурсии (сбор и оформление страниц, распределение по рубрикам, возможно ламинирование) апрель Вычужанина Т.В., учащиеся
20. Создание презентации «Район в лицах и достопримечательностях» апрель-май Вычужанина Т.В., учащиеся
21. Информирование о результатах проекта:
- информация на сайте
- заметка в вестник «Школьный курьер»
- демонстрация учащимися альбома в других кружках, в классах
- детская стенгазета, уголок апрель-май Вычужанина Т.В.
Учащиеся, педагоги
Учащиеся, педагоги
Учащиеся
22. Отслеживание результативности проекта (используемые формы и методы: анкетирование, тетрадь отзывов, опрос «Для меня участие в проекте – это…») апрель-май Педагоги
23. Подготовка благодарственных писем активным участникам проекта (учащиеся, родители, жители района) май Вычужанина Т. В.
24. Защита «Мы с днём рождения тебя поздравляем, с детства родной наш район!» с приглашением жителей района, родителей (выступления участников о том, как готовился проект, презентация) май Педагоги, учащиеся
25. Презентация проекта и его продукта в педагогическом сообществе:
Конкурс педагогов ЦВР «Вершина мастерства»
Педагогический совет
Статья в печатном специздании
Участие в конкурсах проектных работ апрель
май
июнь-июль
в течение
года Вычужанина Т.В.
Педагоги
Вычужанина Т.В.
26. Формирование пакета информационно-методических материалов в помощь педагогам, методистам ОУ по развитию проектной технологии, патриотического воспитания и по обобщению передового педагогического опыта с передачей в методический отдел ЦВР май-июнь Вычужанина Т.В.
9. Литература
Агапова И. А. «Мы - патриоты». Классные часы и внеклассные мероприятия, 1-11 классы - М.:ВАКО, 2009.
Белобородов Н. В. Социальный, творческий проект в школе. - М.:Аркти, 2010.
Вестник образования - 2012- № 6.
Воспитание школьников – 2013 - № 5.
Дополнительное образование и воспитание – 2013 - № 6.
Ладонина Ю. А. Сопровождение деятельности педагога в рамках патриотического воспитания детей - М., 2012.
Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе – М., 2010.
Приложение №1
Анкета для родителей
1.  Сколько лет вы проживаете в г. Хабаровске, в Индустриальном районе?
2. Ваша трудовая деятельность проходит на территории района? Рассказываете ли Вы о своей профессии? (да, нет)
3.  Как хорошо Вы знаете наш район, его историю, географическое расположение? (знаю хорошо, мало, не знаю)
4.  Как часто Вы с детьми гуляете по городу, улицам района? (часто, иногда, редко)
5.  Можете ли Вы рассказать ребенку о памятных местах, предприятиях района? (могу, не много, не могу)
6. Сохранились ли в ваших семейных архивах ретро-фотографии, можете предоставить их для проекта? (да, нет, с обратной отдачей)
7.  Как часто посещаете учреждения культуры, места отдыха, массовые гуляния и праздники в районе? (часто, иногда, редко)
8.  Нужны ли Вашему ребенку дополнительные знания о нашем районе, чтобы экскурсии с Вами были более содержательными и интересными? (да, нет, скорее да, чем нет)
Вопросы к мониторингу учащихся по данной теме
1.  Знаешь ли ты сколько районов в г. Хабаровске?(2, 3,4, 5)
2.  В каком году основан наш район?
3.  На какой улице находится наш ЦВР, ваша школа?
4.  Назови главные улицы нашего района? Есть ли у тебя любимые улицы, уголки, дворики, парки?
5.  Какая река протекает вдоль нашего района?
6.  Назови исторические памятники, достопримечательности нашего района
7.  Какие предприятия района ты знаешь; где работают твои родители?
8. Какие знаменитые люди посещали наш город, район?
9. Нужны ли тебе навыки проектной работы в учебной деятельности? (да, нет, скорее всего)
10. Какое дело хочешь реализовывать в процессе групповой работы:
Фотографировать
Брать интервью
Писать заметки
Оформлять альбом
Готовить слайды
Совершать выезды на объекты
Презентовать альбом
Другое
11.Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для своего района?

Приложение №2
Обращение к родителям
Уважаемые родители!
В классе и в кружке «Школа вожатых», где обучаются Ваши дети, начинается подготовка проекта «Район, в котором я живу» к 80-летию со дня образования Индустриального района г. Хабаровска (21 мая 2016 года). Индустриальный - самый большой, населённый, зелёный район города, это район – труженик.
Результат проекта это своеобразный альбом - экскурсия по району, это рассказы детей о профессиях родителей, которые трудятся в Индустриальном районе, об интересных местах района, о любимом дворике детства, школе, учителях, о предприятиях, об известных и заслуженных людях.
Уважаемые родители! Если в ваших семейных альбомах есть старые фотографии района, его улиц, заводов, парка имени Ю. Гагарина, посёлка, на месте которого сейчас находится Южный микрорайон, фотографии выпускников старых школ района и т.д. - по возможности передавайте, пожалуйста, эти материалы педагогу кружка Вычужаниной Татьяне Владимировне, классному руководителю 7 «б» класса Полуэктовой Ольге Анатольевне. Будут очень интересны фотографии, на которых Вы, ваши родители, родственники, друзья, запечатлены на своём трудовом месте – стройке, больнице, фабрике, воинской части, на проходной завода, на доске Почёта и т.д. Будем очень благодарны за любую интересную информацию – вырезки из газет прошлых лет, подлинники или ксерокопии грамот, наград за трудовые достижения от предприятий района. Ко Дню района альбом будет представлен на общешкольном и районных мероприятиях. Администрацией района уже объявлен конкурс на лучшие творческие работы, стихи и песни о районе.
Уважаемые родители, помогите своим детям в подготовке информации, фотографий для реализации проекта. Это будет наш вклад в гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, в развитие у детей интереса к истории своей малой Родины, в профессиональную ориентацию будущих выпускников.
Заранее благодарны и надеемся на творческое сотрудничество.
Классный руководитель Полуэктова О. А.
Педагог Центра внешкольной работы «Планета взросления» Вычужанина Татьяна Владимировна
(тел. 8, 924 1184024; tatyanavv@inbox.ru)
Приложение №3
Смета расходов
№ п/п Наименование расходов Количество Цена, руб. Всего, руб.
1 Папка-альбом
1 150 150
2 Цветная бумага
1 100 100
3 Файлы
30 2 60
4 Гуашь
1 70 70
5 Фломастеры
2 40 80
6 Благодарственные письма, грамоты 10 15 150
7 Поздравительные открытки 20 10 200
8 Блокноты
10 30 300
Общая сумма: 1 тыс. 100 руб.
Приложение №4
Уличная квест – игра «По дорогам района»
Мероприятие начинается с объяснения условий игры и первого вопроса:
Назовите территорию (площадь), на которой находится «ракушка»? (на площади 60-летия Октября, «ракушка» это форма сцены)
Выход на площадь.
Древнее название нашей страны? Какое учреждение носит это название? («Русь» - краевой дворец дружбы, находится на площади)
Заходим в КДД, знакомимся с его работой
Недалеко от площади есть учреждение, носящее название стороны света? (бывший кинотеатр «Восход», ныне кафе)
Недалеко от площади «хлебное место»? (хлебный киоск производственной кампании «Колос-Пром»)
Подходим к киоску, рассматриваем ассортимент, печатную продукцию
Улица, носящая имя полководца Отечественной войны 1812 года? (Михаил Кутузов)
Проходим на улицу Кутузова, знакомимся с её географией
6. Старейшие школы Индустриального района? (№ 19, 74, 56)
Подходим к сш №56, рассматриваем архитектурные особенности
7. Недалеко от сш №56 находится учреждение дополнительного образования детей. Назовите его. (МАУ ДОД ЦВР
«Планета взросления», бывший Дом пионеров и школьников №1 Индустриального района)
По предварительной договорённости заходим в ЦВР для интервью с директором Центра Савельевой Т. П.
Подводится итог квест-игры. Полученная информация, фото систематизируются для подготовки проектного альбома.
Викторина «Знаешь ли ты?»
1. Дата рождения района? (21 мая 1936 г.)
2.Как район назывался раньше? (Сталинский)
3.Основные предприятия? (ТЭЦ-1, судостроительный завод, комбинат хлебопродуктов…)
4.Улицы, носящие имена героев? (Малиновский, Черняховский, Калараша, Гастелло...)
5.Знаменитые люди, побывавшие в районе? (Ю. А. Гагарин)
6.Расшифруйте – ХСЗ, ОБД, ТТУ, ХФЗ
7.Назовите какое было в районе самое «сладкое» место? (кондитерская фабрика «Спутник»)
8.Крупные спортивные сооружения района? (стадион «Юность», спортивный комплекс «Ерофей», спортивный стадион МБОУ СОШ №85)
9.Название посёлка, на месте которого выстроен жилмассив «Спутник» («Кругосветка»)
10.Как называлась бывшая мебельная фабрика? Подсказка – явление природы («Заря»)
11.Что общего между названиями – «Мир», «Спутник», «Восход», «Сатурн»? (бывшие кинотеатры района)
12.Назовите заместителя мэра, председателя комитета администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом (Кравчук Сергей Анатольевич)
Приложение №5
Вопросы для интервью директора МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления» Татьяны Петровны Савельевой
1.Сколько лет работает в Центре?
2.Имеет какие-то звания, награды?
3.Сколько лет Центру?
4.Как назывался Центр раньше?
5.Какие есть кружки?
6.Традиции ЦВР?
7. Достижения ЦВР?
8.Есть педагоги, проработавшие много лет в ЦВР?
9.Что скажете о современных детях, молодёжи?
10.Вам нравится наш район? Любимые места в районе?
11.Что пожелаете району, ЦВР?
Вопросы для интервью заместителя председателя комитета по управлению Индустриальным районом Марии Викторовны Матаевой
Для чего существует администрация района? Чем занимаются работники администрации?
Какие в районе традиции?
Есть у района награды?
Сколько человек живёт в районе?
Самые заслуженные люди района?
Что делается в районе для детей?
Как будет благоустраиваться район дальше? Расширится Краснореченская улица дальше?
Какие мероприятия пройдут к юбилею района?
Сколько лет Вы работаете в администрации?
Старейший работник администрации?
Что скажете о современных детях и молодёжи района?
Ваши любимые места в районе?
Что пожелаете району, его жителям?