Программа факультативных занятий по географии 6 класс в рамках ФГОС региональный компонент Край в котором я живу
Программа факультатива
«Край, в котором я живу»
Составитель: учитель географии
Зайцева Дарья Сергеевна
Богородицк 2016
Содержание
1. Пояснительная записка 3 - 4
2. Тематическое планирование 5 - 6
3. Содержание программы 7 - 9
4. Литература 10 - 11
5. Приложение
Пояснительная записка
«Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях:
они создали реку. Для того чтобы патриотизм был крепким,
плотным, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви
к своей маленькой родине, к родному городу, селу, краю».
И. Эренбург
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности – в этом и есть смысл школьного предмета «Окружающий мир», в частности факультатива «Край, в котором я живу».
Сегодня уже не единичные школьные коллективы, а целые регионы включились в краеведческую деятельность В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире. Курс «Краеведение» поможет сформировать у обучающих представление о своей малой родине, о городе Богородицке, Туле и Тульско области.Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. Исследование – один из способов познания окружающего мира ребенком, поэтому программа факультатива «Край, в котором я живу» включает в себя проектно - исследовательскую деятельность.
В основное содержание программы факультатива включены - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
Основная цель программы:
обогащение знаний детей о родном крае.
Отсюда вытекают задачи:
Заложить основы краеведческой работы через развитие умений самостоятельных исследований и выполнений ими творческих проектов;
Познакомить учащихся с развитием и объектами социальной, культурной и экономической жизнью своего края;
Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира;
Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к наследию наших предков.
Программа рассчитана на 35часов, которая может реализовываться в 6 классе факультативно.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;
- совершенствование познавательных потребностей;
- сохранение физического и психического здоровья школьников;
- сохранение индивидуальности ребенка;
-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;
- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, контрольный тест.
Учебно-тематическое планирование
№ Название темы Количество часов Формы проведения
всего теор. практ. 1. Географическое положение Тульской области. 1 0,5 0,5 беседа,
работа с картой
2. Климат. Природные зоны Тульской области. 1 0,5 0,5 рассказ,
работа с картой
3. Растительный мир Тульской области. 4 2 2 беседа, экскурсия,
исследование
4. Животный мир Тульской области. 2 2 беседа, экскурсия
5. Водные ресурсы Тульской области. 1 0,5 0,5 беседа, работа с картой
6. Полезные ископаемые Тульской й области. 2 1 1 беседа,
работа с картой,
7. Влияние деятельности человека на окружающую среду. 2 1 1 беседа
8. Урок – обобщение. 1 1 9. История нашего края. 2 1 1 беседа,
10. Такой незнакомый знакомый Богородицк 4 1 3 беседа,
исследование
11. Памятные места Богородицка, Тулы и области 4 1 3 беседа , исследование
12. Что дает наш край стране? 2 1 1 рассказ,
13. Ими гордимся мы, ими гордится страна. 3 1 2 рассказ,
14. След ВОВ в Тульской Области. 2 1 1 рассказ
Урок -обобщение 15. Я – житель города Богородицка Тульской области 2 2 беседа
Резерв 1 ИТОГО 35 13,05 10,05 Темы проектов:
«Растительный мир Тульской области»:
Растения-целители;
Растения Красной книги Курганской области;
Многообразие растительного мира сообщества леса.
«Такой незнакомый знакомый Богородицк»:
«У каждой улицы своя история»;
«О чем рассказывает улица»;
«Родная улица моя»;
«Дом, в котором я живу»;
«С фотоаппаратом по городу Богородицку»:
«Любимый уголок города»;
«Парки и скверы Богородицка(Тулы)»;
«Архитектурные памятники Богородицка(Тулы)»
«Храмы области»;
«Обелиски воинской славы»;
«Музеи города Богородицка(Тулы)»
Содержание программы (35 часов)
Географическое положение Тульской области (1 час).
Географическое положение Тульской области на карте мира, России. Центральный федеральный округ.Соседи Тульской области. Протяженность области с запада на восток, с севера на юг. Тула– областной центр. Города и районные центры Тульской области.
Практическая работа с физической картой России.
Климат. Природные зоны Тульской области (1 час).
Особенности рельефа Тульской области. Особенности климатических условий Тульской области. Сменяемость времен года. Природные зоны области.
Практическая работа с картой природных зон России, картой Тулской области.
Растительный мир Тульской области (4 часа).
Многообразие растительного мира Курганской области. Растения Курганской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Курганской области».
Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».
Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Курганской области».
Животный мир Тульской области (2 часа).
Многообразие животного мира Курганской области. Животные Курганской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Курганской области».
Водные ресурсы Тульской области (1 час).
Главная река Тульской области – Ока, Дон, Упа, Красивая Меча. Озера, водохранилища, болота. Водные курорты области.
Практическая работа с картой Тульской области.
Полезные ископаемые Тульской области (2 часа).
Полезные ископаемые, добываемые в Курганской области: торф, глина, песок, известняк, гипс, строительный камень, гравий. Месторождения полезных ископаемых.
Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Курганской области».
Влияние деятельности человека на окружающую среду (2 часа).
Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.
Практическая работа: составление баннеров.
История нашего края (2 часа).
История возникновения города Богородицка и Тульской области. Гербы и флаги. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.
Такой незнакомый знакомый Богородицк (Тула) (3 часа).
Интересные факты о городе и области Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».
Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».
Памятные места Богородицка (4часа).
Заочное путешествие по памятным и историческим местам Тульской области. Знакомство с архитектурными памятниками Богородицка, Тулы и области. Знакомство с историей создания храмов Богородицка. Знакомство с сохранившимися храмами области.
Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».
Проектно - исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу».
Что дает наш край стране? (2 часа).
Промышленность нашего края.
Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).
Знакомство с жизнью выдающихся людей Тульской области: Дети самостоятельно собирают информацию, готовят сообщения. По страницам книг Тульских писателей
След Великой Отечественной войны в Тульской. (2 часа).
Рассказы детей о воевавших родственниках детей.
Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».
Я – житель города Богородицка (2 часа).
Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.
Практическая работа: составление генеалогического древа.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756 – Р (п.2)
2.Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Минобразования России от 15.12.2002 № 30 – 51 – 914 /16 // Межведомственный информационный бюллетень. – 2003. - № 4. – С. 24 – 30.
3.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 № 751 // Официальные документы в образовании. – 2000. - № 21. – С.2-11.
4.Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь (Библиотека журнала «Директор школы»), 2002. – 160 с.
6.Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М. Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
7.Веселовская В. С. Моя родословная / В. С. Веселовская. – М., Вита – Пресс, 1999. – 48 с.
12.Евдокимов М. А. Родная улица моя / М. А. Евдокимов. – Исеть, 2003.
14.Завьялова О. Г. Азбука экологии / О. Г. Завьялова. – Курган, Парус – М, 1996.