Разработка урока по черчению на тему Сборочный чертеж

JАЗАJСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫR БІЛІМ Ж€НЕ BЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

«ПАВЛОДАР М`НАЙГАЗ КОЛЛЕДЖІ» МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАВЛОДАРСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»


















РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»
НА ТЕМУ «ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА. СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ»
(2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД)






ОKытушы Kaрастырды: И.Н. Лобко
Разработала преподаватель: Лобко И.Н.

Дата проведения ________________













Павлодар к.
г. Павлодар
П‰ні бойынша к_нтізбелік жоспары/ Поурочный план по предмету «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»
Тобы/ Группа СЭГГ-211
СабаK №/№ урока 30
СабаK таKырыбы/Тема урока: Чертеж общего вида. Сборочный чертеж
СабаKтыS маKсаты/ Целиурока:
Білімділік/ образовательная: Формирование представлений о чертеже общего вида и сборочном чертеже, общих правилах выполнения сборочного чертежа.
ДамытуушылыK/ Развивающая: Развитие графической грамотности, пространственного воображения, внимания, аккуратности.
Т‰рбиелік/ Воспитательная: Воспитание осознанного отношения к учебе, самостоятельности, реальной самооценки своей роли на уроке.
СабаKтыS т_рі/Тип урока: изучения нового материала
СабаKтыS ‰дісі/ Метод урока: направляющего текста
П‰наралыK байланыстар/ Межпредметные связи: ИЗО, технология металлов, основы стандартизации
П‰нішілік байланыстар/ Внутрипредметные связи: Виды соединений
Біліктілік талаптары/ Квалификационные требования:
Білімділік /Должен знать: Правила выполнения сборочного чертежа, условности и упрощения на сборочном чертеже, правила простановки размеров, расположение видов и изображений на сборочном чертеже.
Біліктілік /Должен уметь: Различать чертеж общего вида и сборочный чертеж, определять виды изображений, назначение размеров, выделять детали, входящие в сборочную единицу .
ОKытудыS Kaрал-жабдыCы/ Материальное оснащение: Опорный конспект, Направляющие вопросы, учебник А.Д. Боголюбов «Черчение», плакаты «Чертеж общего вида», «Сборочный чертеж», карточки-задания, рабочий лист.
СабаKтыS маKсаты/Ход урока:

СабаKтын барысы
/Этапы урока
Мазм_ны/Содержание

1
МотивациялыK- маKсаты/ Мотивационно-целевой
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Проверка домашнего задания
Повторение (фронтальный опрос)
Сварка
Виды сварных соединений
Условные изображения и обозначения швов
Структура обозначения сварного шва
Индивидуальная работа по карточкам (обозначить сварные швы)
Взаимопроверка (оценка домашнего задания)
Определение целей и задач урока
Планирование работы

2
ОперациялыK- орындау/ Операционно-познавательный
Изучение понятий:
Чертеж общего вида (плакат)
Сборочный чертеж (плакат)
Составные элементы сборочного чертежа
Правила выполнения сборочного чертежа
Условности и упрощения на сборочном чертеже
Размеры на сборочном чертеже
Чтение сборочного чертежа
Заполнение рабочего листа по опорному конспекту.
Выполнение практических заданий по индивидуальным карточкам-заданиям (на чтение сборочного чертежа).

3
БаKылау-баCалаулыK/ Контрольно-оценочный
Самооценка по оценочной карте

4
Рефлексия
Озвучить 5 основных мыслей урока.

5
^й жaмысы/
Домашнее задание
Боголюбов С.К., Воинов А.В., стр. 292-297
Изучение основных понятий.
Творческое на выбор – презентация, схема, тест.

ТЕМА: Чертеж общего вида. Сборочный чертеж
Чертеж общего вида - это чертеж, содержащий данные, определяющие конструкцию изделия, взаимодействие его частей, служащий для пояснения принципа работы изделия и разработки рабочей документации - рабочих чертежей деталей и сборочных чертежей входящих в изделие сборочных единиц, включая сборочный чертеж изделия. 
Чертеж общего вида должен содержать данные, по которым можно не только представить взаимосвязь и способы соединения деталей, но и форму всех элементов деталей, составляющих данное изделие. Чертеж общего вида отображает конструкцию изделия во всех его подробностях и служит исходным для разработки чертежей всех деталей и сборочных единиц данного изделия без дополнительных разъяснений. Содержание остальных видов сборочных чертежей определяется их назначением. 
Чертежи общих видов должны выполняться в объеме и составе, достаточном для выявления основных конструктивных решений, определения расхода основных материалов и разработки соответствующими организациями по этим чертежам деталировочных чертежей, необходимых при изготовлении указанных элементов, узлов, конструкций и оборудования на заводах или производственных базах строительных и монтажных организаций. В тех случаях, когда для указанных целей достаточны общие виды, приведенные на монтажных чертежах, обособленные чертежи общих видов разрабатываться не должны. 
Графический документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля, называется сборочным чертежом.
Сборочный чертеж выполняется на стадии разработки рабочей документации на основании чертежа общего вида изделия. На основании ГОСТ 2.10973 сборочный чертеж должен содержать:
изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимосвязи составных частей, соединяемых по данному чертежу и обеспечивающих возможность осуществления сборки и контроля сборочной единицы;
размеры и другие параметры и требования, которые должны быть выполнены и проконтролированы по данному чертежу;
указания о характере сопряжения разъемных частей изделия, а также указания о способе соединения неразъемных соединений, например сварных, паяных и др.;
номер позиций составных частей, входящих в изделие;
основные характеристики изделия;
размеры габаритные, установочные, присоединительные, а также необходимые справочные размеры.
Размеры, наносимые на сборочных чертежах
Размеры на сборочных чертежах наносят в соответствии с ГОСТ 2.109-73.
На сборочном чертеже обязательно должны быть заданы размеры, которые характеризуют изделие в целом, а также те, которые необходимо выдержать при сборке и контроле изготавливаемого изделия.
К ним относятся:
1. Габаритные размеры, т. е. наибольшие внешние размеры изделия по трем измерениям (высота, длина, ширина).
2. Установочные размеры, т. е. размеры, которые необходимы для установки сборочной единицы по месту использования.
Это размеры, определяющие правильность установки изделия при монтаже: расстояние между центрами отверстий для установки болтов, винтов, шпилек и т. д.
3. Присоединительные размеры, т. е. размеры элементов детали, изделия, обеспечивающих возможность присоединения их к другому изделию.
Часто одни и те же размеры могут быть одновременно установочными и присоединительными.
4. Монтажные размеры, т. е. размеры, необходимые для правильной установки деталей относительно друг друга, например, размеры между центровыми и осевыми линиями.
5. Справочные размеры проставляются только в том случае, если это необходимо. Иногда на сборочных чертежах все размеры могут быть справочными. Чаще всего на сборочных чертежах габаритные размеры являются справочными.
Кроме перечисленных размеров, на сборочных чертежах могут быть указаны:
координаты центра тяжести;
размеры, по которым производят дополнительную обработку отдельных составных частей в процессе сборки. Такие размеры ставятся в скобки.
размеры, определяющие крайнее положение движущихся частей сборочной единицы.

Номера позиций на сборочном чертеже
Позиции (лат. positio положение, расположение) это порядковые номера, присваиваемые изображениям деталей на сборочном чертеже изделия.
Они обеспечивают связь между изображениями на сборочном чертеже и текстовой информацией, размещаемой в спецификации. С их помощью легче отыскивать изображения требуемых деталей.
Номера позиций проставляются на полках линий-выносок арабскими цифрами. При этом рекомендуется (по возможности) начинать нумерацию с корпуса изделия и обозначать его позицией 1.
Линию-выноску и полку линии-выноски выполняют сплошной тонкой линией. Линию-выноску проводят от точки на изображении нумеруемой детали и заканчивают ее полкой линии-выноски, которую располагают параллельно основной надписи, вне контура изображения. Все линии-выноски группируют в колонки или строчки.
Линии-выноски не должны пересекаться между собой. Желательно, чтобы они пересекали наименьшее количество изображений других составных частей изделия, а номера позиций были проставлены по или против часовой стрелки.
Допускается делать общую линию-выноску для группы крепежных деталей, относящихся к одному и тому же соединению (рис. 232, б).
Одинаковые составные части изделия указывают одним и тем же номером позиции. Допускается повторно указывать номера позиций одинаковых составных частей, при этом повторяющиеся номера позиций на чертеже рекомендуется выделять двойной полкой.
Номера позиций наносят чертежным шрифтом на 1-2 номера больше, чем шрифт, используемый на данном чертеже для размерных чисел.
Номера позиций берутся в соответствии со спецификацией.

Спецификация сборочного чертежа
Каждый сборочный чертеж сопровождается спецификацией.
Спецификация это текстовой конструкторский документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта.
Описание спецификации дается в ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.105-79 и ГОСТ 2.113-73. Она выполняется на листе формата А4, который оформляется внутренней рамкой и содержит основную надпись чертежа размером 40 мм х 185 мм. Над основной надписью помещаются графы спецификации.
В тех случаях, когда спецификация выполняется на нескольких листах, основная надпись на последующих листах имеет вид, представленный на рис. 2б.
Допускается спецификацию сборочной единицы совмещать с чертежом, если он выполнен на листе формата А4.
Номера позиций сначала вносятся в спецификацию, а затем проставляются на изображениях сборочного чертежа.
В основной надписи спецификации указывают наименование сборочной единицы, масштаб ее изображения.
Условности и упрощения на сборочных чертежах
Чтобы быстро и безошибочно читать и выполнять сборочные чертежи, надо знать и уметь применять условности и упрощения, которые установлены ГОСТ 2.109-68.
На сборочных чертежах допускается не показывать: фаски, скругления, выступы, углубления, проточки, рифление и другие мелкие элементы. Так, при изображении рукоятки зажимной рифление показано не полностью, а на детали «Корпус» не показаны фаски на торцевых поверхностях (рис. 240, поз. 4, 1); зазоры между стержнем и отверстием. Так, не оказан зазор между пальцем и отверстием на сборочном чертеже серьги подвесной (рис. 229, поз. 4); крышки и перегородки, если они закрывают собой изображения других составных частей изделия. В этом случае на чертеже делают надписи типа: «Крышка не показана» или «Поз. 5 не показана».
В тех случаях, когда сборочная единица содержит несколько одинаковых соединений болтом, винтом, шпилькой и т. д., на сборочном чертеже изделия изображается полностью только одно из них, а для остальных показывают центры их расположения посредством проведения штрихпунктирных центровых линий   (рис. 242, поз. 3, 4, 5).
Стандартные гайки, головки болтов, шайбы показывают упрощенно (без изображения фасок, рис. 242). Рукоятки, маховики вентилей, кранов, домкратов изображаются, как правило, только на главном виде (рис. 237). Вопросы и задания
Что называется сборочной единицей?
Какой чертеж называют чертежом общего вида?
Какой чертеж называется сборочным?
Какие размеры наносятся на сборочном чертеже?
Какие изображения может содержать сборочный чертеж?
Что такое спецификация? Каково ее назначение?
Как на сборочном чертеже изображаются крепежные детали?
Объясните, используя рис. 235, а, как выполнена штриховка смежных деталей.
Перечертите в рабочую тетрадь рис. 235, б, выделите штриховкой детали, попавшие в секущую плоскость.
Каково назначение номеров позиций на сборочном чертеже?
Проставьте номера позиций на изображении изделия, приведенного на рис. 235, в.
Какая условность применена на рис. 235, в?
Рассмотрите сборочный чертеж «Ключ торцовый» (рис. 236).








Приложение 1


Приложение 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Приложение 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  Ответьте на вопросы по данному чертежу: Какие изображения даны на чертеже? Как называются размеры, нанесенные на чертеже? Сколько деталей входит в данное изделие? Проставьте номера позиций, используя спецификацию





















Приложение 4
Рабочий лист по теме «Чертеж общего вида. Сборочный чертеж»
Фамилия, имя ___________________________
Сборочным чертежом называется _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании ГОСТ 2.10973 сборочный чертеж должен содержать:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
В соответствии с ГОСТ 2.109-73. на сборочном чертеже обязательно должны быть заданы размеры, которые характеризуют изделие в целом, а также те, которые необходимо выдержать при сборке и контроле изготавливаемого изделия:
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Порядковые номера, присваиваемые изображениям деталей на сборочном чертеже изделия – это _______________________________________________.
Номера позиций проставляются на полках линий-выносок арабскими цифрами. При этом рекомендуется (по возможности) начинать нумерацию с корпуса изделия и обозначать его позицией 1.
Линию-выноску и полку линии-выноски выполняют ______________________________________
____________________________________________________________________________________.
Линию-выноску проводят от точки на изображении нумеруемой детали и заканчивают ее полкой линии-выноски, которую располагают параллельно основной надписи, вне контура изображения. Все линии-выноски группируют в колонки или строчки.
Спецификация это ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условности и упрощения на сборочных чертежах:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Стандартные гайки, головки болтов, шайбы показывают ______________________________
____________________________________________________________________________________.
Рукоятки, маховики вентилей, кранов, домкратов изображаются _______________________
____________________________________________________________________________________.
Приложение 5

ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА. СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ (проверка)

Задание №1. Ответьте, верно ли следующее утверждение:
Чертежи, содержащие изображения изделий, состоящих из нескольких деталей и данные для их сборки и контроля, называют сборочными.
В сборочных чертежах разрезы и сечения, как правило, не используют.
Таблица, содержащая основные данные о деталях, входящих в изделие, называется спецификация.
Позиции - это порядковые номера, присваиваемые изображениям деталей на сборочном чертеже изделия.
Линии-выноски на сборочном чертеже не должны пересекаться между собой.

Задание №2. Найдите соответствие:

1.
Габаритные размеры
А.
размеры, которые необходимы для установки сборочной единицы по месту использования

2.
Установочные размеры
Б.
размеры, необходимые для правильной установки деталей относительно друг друга, например, размеры между центровыми и осевыми линиями

3.
Присоединительные размеры
В.
наибольшие внешние размеры изделия по трем измерениям (высота, длина, ширина)

4.
Монтажные размеры
Г.


5.
Справочные размеры
Д.
размеры элементов детали, изделия, обеспечивающих возможность присоединения их к другому изделию


Задание № 3. Выберите верный ответ:
Номера позиций на сборочном чертеже проставляют:
А) по часовой стрелке,
Б) против часовой стрелки,
В) по или против часовой стрелки.
Изображения в сборочном чертеже располагают:
А) в проекционной связи,
Б) произвольно,
В) в зависимости от количества.
Сведения о деталях, входящих в состав изделия выносят в спецификацию:
А) на чертеже общего вида,
Б) на сборочном чертеже,
В) при деталировании.
На сборочном чертеже не указывают:
А) габаритные размеры
Б) присоединительные размеры
В) размеры, необходимые для изготовления деталей.
На сборочном чертеже не штрихуют попадающие в разрез:
А) крепежные детали
Б) валы, оси
В) ребра жесткости
Г) все вышеперечисленное






Самоанализ урока

Урок на тему «Чертеж общего вида. Сборочный чертеж» проведен в соответствии с календарно-тематическим планом.
В ходе урока перед учащимися были поставлены целиурока:
Образовательная: Формирование представлений о чертеже общего вида и сборочном чертеже, общих правилах выполнения сборочного чертежа.
Развивающая: Развитие графической грамотности, пространственного воображения, внимания, аккуратности.
Воспитательная: Воспитание осознанного отношения к учебе, самостоятельности, реальной самооценки своей роли на уроке.
Тип урока: изучения нового материала
Метод урока: направляющего текста
Межпредметные связи: ИЗО, технология металлов, основы стандартизации
Внутрипредметные связи: Виды соединений
Квалификационные требования:
Должен знать: Правила выполнения сборочного чертежа, условности и упрощения на сборочном чертеже, правила простановки размеров, расположение видов и изображений на сборочном чертеже.
Должен уметь: Различать чертеж общего вида и сборочный чертеж, определять виды изображений, назначение размеров, выделять детали, входящие в сборочную единицу .
Материальное оснащение: Опорный конспект, Направляющие вопросы, учебник А.Д. Боголюбов «Черчение», плакаты «Чертеж общего вида», «Сборочный чертеж», карточки-задания, рабочий лист.
На мотивационно-целевом этапе урока проведено:
Проверка домашнего задания
Повторение (фронтальный опрос)
Сварка
Виды сварных соединений
Условные изображения и обозначения швов
Структура обозначения сварного шва
Индивидуальная работа по карточкам (обозначить сварные швы)
Взаимопроверка (оценка домашнего задания)
Определение целей и задач урока
Планирование работы
На операционно-познавательном этапе:
Изучение понятий:
Чертеж общего вида (плакат)
Сборочный чертеж (плакат)
Составные элементы сборочного чертежа
Правила выполнения сборочного чертежа
Условности и упрощения на сборочном чертеже
Размеры на сборочном чертеже
Чтение сборочного чертежа
Заполнение рабочего листа по опорному конспекту.
Выполнение практических заданий по индивидуальным карточкам-заданиям (на чтение сборочного чертежа).
Контрольно-оценочный этап урока проведен с помощью оценочной карты в форме самопроверки и самооценки.
Рефлексия – озвучить пять основных мыслей урока.
Домашнее задание состоит из 2 уровней: обязательное и творческое по желанию
Таким образом, все этапы урока выдержаны в логической последовательности, результаты урока показали, что цели урока достигнуты.

Преподаватель Лобко И.Н.
15