Эссе Личность молодого педагога, становление в наши дни


Эссе
Тема «Личность молодого педагога: становление в наши дни»
Народная мудрость гласит - «ученье свет, а не ученье тьма». Жизнь каждого человека освещает учитель. Отсюда мы видим, что учитель занимает одну из самых важных ролей в жизни каждого человека. Мы все помним свою первую учительницу и школьные годы, которые у многих определили дальнейшую жизнь.
Первые шаги к становлению личности любого человека, конечно же, делаются в детстве. Возможно, кто-то мечтает с детства о какой-то определенной профессии – воспитатель, врач, повар или музыкант… Но для меня выбор профессии, пусть и неосознанно, начался в детстве с выбора любимого занятия, увлечения. Свое призвание я начала ощущать еще будучи школьницей. Уже тогда моим любимым занятием была игра в учителя. Пригласив подруг из двора к себе домой, я рассаживала их за столы, крепила чистый лист бумаги - это была доска, где я записывала число, а затем давала задание решать примеры или писать красиво буквы. В конце урока я собирала тетради и проверяла их. Тогда мне казалось, что быть учителем очень легко. Но прошли годы, защита диплома и государственные экзамены, сданные на «отлично», выпускной в университете остались позади, и вот я учитель. Теперь вся детская игра стала настоящей. 
Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви, ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Именно к этому я и стремлюсь - стать совершенным учителем! Но как им стать, если молодой педагог сталкивается с множеством проблем?
В начале своей  профессиональной деятельности я столкнулась с определенными  трудностями. Приступив к работе, я быстро осознала, что знания, полученные в  университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе! Сразу возникло много вопросов: как грамотно распределять время на уроке, как правильно спланировать этапы урока,  подобрать формы работы, как учитывать возможности каждого ученика? Сначала я попыталась найти ответы на эти вопросы самостоятельно, и в большинстве случаев мне это удавалось. Если собственными усилиями исчерпывающий ответ не был найден, на помощь приходили более опытные коллеги. Все трудности легко преодолеваются, если рядом постоянно чувствуешь поддержку старших, опытных наставников. Ведь каждый из них - мастер своего дела. Именно в таком коллективе есть возможность стать совершенным учителем.
Еще одна, не маловажная проблема, с которой я столкнулась – это дисциплина. Мне пришлось прибегнуть к множеству советам своих коллег. В этот момент я вспомнила один из фильмов, просмотренный мной в студенческие годы «Триумф: История Рона Кларка». Он рассказывает реальную историю преподавателя, который встретился со сложностями во время своей практической деятельности. Педагог сталкивается с проблемными детьми, не желавшими учиться. Учитель видел то, чего другие преподаватели не видели. Это отличало его от других. Рону Кларку удалось изменить судьбы, казалось бы, бесперспективных и неудачных детей. Как и Рон Кларк, я говорю своим ученикам о нашем единстве, о «нашей семье», об уважительном отношении друг к другу, веру в свои силы. Используя методы Рона Кларка, я добилась того, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя востребованным. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины». Значит, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Это и стало для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Очень важно современному учителю, несмотря на все жизненные и профессиональные трудности, с которыми нередко приходится сталкиваться молодому педагогу, дарить детям частичку нравственной чистоты и красоты, проявлять пристальный интерес к сложному духовному миру каждого ребенка. Ведь учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека. На данный момент, я считаю, что достигла доверия и уважения со стороны своих учеников. Это наверно была одна из самых трудно решаемых проблем, с которой я столкнулась.
Сейчас я осознаю, для того, чтобы стать совершенным учителем, нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, сформировать его компетентности есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. 
Работая в школе, я поняла, что профессии учителя можно только позавидовать. Ведь она даёт возможность расти творчески и духовно обогащаться. Успехам своих учеников учитель радуется как своим. Педагога окружают дети, полные сил и энергии. Именно этой энергией и позитивными мыслями заряжается учитель, учится смотреть на мир глазами современных детей.
Вот уже второй год я работаю в школе. Одна из моих учениц однажды мне сказала «Хорошо вам, вы на уроках ничего не делаете. А мы пишем, решаем задачи и делаем домашнее задание». В её возрасте я думала точно так же. Это сейчас я понимаю, что быть учителем непросто: сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые стремящиеся к своей цели личности. «Учитель это не профессия, а образ жизни». Вот и для меня «учитель» – не общественное положение, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить. Я выбрала интересную профессию, которая требует от меня огромных сил. Несмотря ни на что я буду дальше отдавать детям тепло своего сердца, тепло своей души. И пусть мир, который окружает моих ребят, станет интереснее и добрее!
Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних уважение, в других – интерес, в третьих – надежда. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.
От своих учеников я часто слышу тёплые, наполненные любовью, слова, а от их родителей – слова благодарности. Вот она – самая лучшая награда для молодого учителя, а в будущем совершенного учителя! Значит, я на правильном пути…
Дата 30.01.2015
Участник конкурса С.В. Шиханова
Директор В. И. Шахваранов