ПРОГРАММА Программа воспитательной работы «Духовно-нравственные ценности» для обучающихся 6-9 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токарёвская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрена на заседании МО классных руководителей
«__» _____________2015 г
Утверждаю
директор МБОУ Токарёвской СОШ №2
_________________ С.Н.Устинова
приказ от «__»___________2015 №___
ПРОГРАММА воспитательной работы «Духовно-нравственные ценности» для обучающихся 6-9 классов
на 2015-2019г.
2015г.
Паспорт программы
Наименование программы «Духовно-нравственные ориентиры»
Срок реализации программы 2015г. – 2019г.
Основные разработчики программы Самылина Елена Алексеевна, классный руководитель, учитель физической культуры.
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели. Целью Программы является целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.
Целостное духовно – нравственное развитие детей осуществляется в процессе решения следующих задач:
формирование духовно – нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно – нравственных ценностей;
создание и развитие системы духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся в школе;
консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно – нравственном воспитании детей.
Перечень основных направлений
Блок
Направления воспитания
Подпрограмма
Ожидаемый результат
Гражданственность
духовно-нравственное, правовое
Человек. Гражданин. Патриот
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Человек
этическое
Базовые ценности.
Моральные нормы.
Культурные и духовные традиции.
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Знание
Организация учебно-познавательной деятельности
«Ученье – свет»»
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
Труд
Профориентация
Программа профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель»
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Здоровье
Спортивно-физическое, ЗОЖ
«В здоровом теле- здоровый дух»
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Земля
Экологическое
«Из тысячи планет Земли прекрасней нет»
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Культура
Художественно-эстетическое
«Красота спасёт мир»
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Развитие самоуправления
Программа развития школьного самоуправления
Усвоение обучающимся социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
корректное и конструктивное социальное общение .
Развитие дополнительного образования
Программа развития дополнительно образования
Способность к профессиональному самоопределению, индивидуально-личностной ориентации;
сформированность ценностно-смыслового равенства творческого начала.
Исполнители Классный руководитель
Система организации контроля за выполнением программы
Общее руководство программой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Контроль за реализацией разделов, направлений программы осуществляет администрация школы
Пояснительная записка.
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними. Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Цель и задачи программы воспитания. Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Духовно-нравственные ориентиры» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной нравственной позицией – главная цель воспитательной программы. В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
Формирование духовно – нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно – нравственных ценностей;
Создание и развитие системы духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся в школе;
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно – нравственном воспитании детей
Основные принципы программы воспитания «Духовно-нравственные ориентиры». Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность. Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются: Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника. Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей. Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации. Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Рекомендации по реализации программы воспитания «Духовно-нравственные ориентиры». Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми. Классный руководитель постоянно взаимодействует с культурно-досуговым центром, детской музыкальной школой, библиотеками, спортивной школой, домами творчества. Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями. Программа рассчитана на период 2015-2019 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Научно-методическое обеспечение программы воспитания «Духовно-нравственные ориентиры». Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотеку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д. Работать в методическом объединении классных руководителей.
Направления реализации программы «Духовно-нравственные ориентиры».
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Формирование духовно- нравственных качеств личности.
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Воспитание ценностного отношения к природе.
Формирование культуры здоровья.
Этапы реализации
Этапы Сроки класс Задачи этапа 1 этап 2015 – 2016 г. 6 класс
1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. 4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
2 этап 2016 -2017 г. 7 класс
1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
3 этап 2017 – 2018 г. 8 класс
1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
4 этап 2018-2019 г. 9 класс
1. Формирование основ нравственного самосознания личности.
2. Формирование основ осознания обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
3. Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
4. Формирование основ становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
5. Формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.
Самоуправление класса Принципы жизнедеятельности классного коллектива: Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально! Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления: - добровольность; - демократизм; - гуманизм; - социальная направленность; - творчество; - разновариативность; - самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо: - предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность; - воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать духовную и нравственную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает: классный ученический совет, его председателя и заместителя; избирает представителей на школьную ученическую конференцию; решает вопросы жизни классного коллектива; утверждает общественные поручения; слушает отчеты об их исполнении; решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; вырабатывает предложения в адрес совета старшеклассников. В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления. Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора: Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. Сектор «Экология» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры. Сектор «Духовность» - организует и проводит мероприятия по духовно-нравственной тематике. Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы. Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах. Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников. Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета: - принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива; - оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; - решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; - организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Примерная тематика классных часов
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям: Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
№ Тема Форма проведения «Я – гражданин России»
6 класс
1. "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"- литературно-музыкальная композиция 2. "Счастливый случай". посвященный 23 февраля - игра3. "Горжусь тобой, моя Россия" – конкурс стихов4. «Тамбовской области-75» - урок гражданственности
5. «Поговорим об ответственности» - правовая беседа6. «Всему начало - отчий дом»- беседа7. «Закон, по которому мы живём»- лекция 8. «Семейная летопись» - устные выступления учащихся 9. «Поле русской славы. Куликово поле»- беседа
7 класс
«Символика Российской Федерации»- беседа
«Символика Тамбовской области»- беседа
«Конституция РФ – основной закон нашей жизни - круглый стол
«По дорогам Великой Отечественной войны»- урок путешествие
«Мы из будущего»- просмотр кинофильма
«Мы из будущего»- диспут
Посещение краеведческой комнаты - экскурсия
Встреча с участниками военных действий – беседа
«Поздравляем»- акция.
8 класс 1. "Идут по войне девчата"- устный журнал2 . "На войне детей не бывает"- историко-литературная композиция 3. "Я ребенок – я гражданин"- беседа 4. "Я имею право на” дискуссия 5 . «Великая Отечественная война» - конкурс сочинений 6 . «Афганистан – наша память и боль»- встреча 7 . «Права и обязанности ученика»- беседа
9 класс 1. «О любви и войне» литературно-музыкальная композиция 2. «Через века, через года помните» урок мужества, посвященный освобождению России от немецко-фашистских захватчиков 3. «Знай и люби свой край»- конкурс проектов 4. «Последний поход» - втреча5 .«Именем святой Екатерины». - игра «Колесо истории» 6. Мы – русские, мы – россияне» - беседа 7. «Мы- выпускники»- вечер -встреча
Этическое
«Мы - эстеты»Этическое воспитание направлено на расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
6 класс
1. «Как правильно поздороваться?»- беседа
2. «Подбери к словам «хорошо» и «плохо»- коллективная работа в группе или паре
3. «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день» - конкурс рисунков
4. «Словарь вежливых слов»- творческая работа
5. «Гость- хозяин»- игра
6. «Разговор по телефону»- игра
7. «На дне рождения»- игра
8. «Учимся общаться»- беседа
7 класс
1. «Чему тебя научили сказки?» - конкурс и защита рисунков
2. «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»- беседа
3. «Я и другие люди» - защита рисунков
4. «Как тебя зовут друзья?»- игра
5. «Верность слову»- диспут
6. «Вежливые слова»- беседа
8 класс
1. «Портрет одноклассника»- словесное рисование
2. «Верность слову»- деловая игра
3. «Умение общаться»- игра
4. «В музее»- коллективно-групповая работа
5. «Культура поведения человека»- деловая игра
6. «В кино»- решение этических задач
9 класс
1. Решение тестовых заданий - тестирование
2. «Мой характер» - сочинение
3. «Мои поступки»- диспут
4. «Я и окружающее»- игра
5. «Духовность - необходимая черта каждого человека»- беседа
6. «Я шагаю по стране»- путешествие
Учебно-познавательное воспитание
«Ученье- свет»
Учебно-познавательное воспитание направлено на вооружение обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.
6 класс
1. «Учеба и труд рядом живут»- беседа
2. «Участие в предметных олимпиадах»- конкурс
3. «Участие в предметных неделях»- конкурс
4. «Разработка учебного проекта»- беседа
5. «Выявление развития уровня учащихся»- индивидуальная работа
6. «Подготовка докладов»- индивидуальная работа
7 класс
1. «Роль учебы в твоей жизни»- беседа
2. «Участие в предметных неделях»- конкурс
3. «Разработка учебного проекта»- беседа
4. «Выявление развития уровня учащихся»- индивидуальная работа
5. «Подготовка докладов»- индивидуальная работа
6. «День славянской письменности»- праздник
8 класс
1. «Система знаний в школе»- беседа
2. «Участие в предметных неделях»- конкурс
3. «Разработка учебного проекта»- беседа
4. «Выявление развития уровня учащихся»- индивидуальная работа
5. «Подготовка докладов»- индивидуальная работа
9 класс
1. «Участие в работе кружка «Лингвист»- индивидуальная работа
2. «Участие в предметных неделях»- конкурс
3. «Разработка учебного проекта»- беседа
4. «Выявление развития уровня учащихся»- индивидуальная работа
5. «Подготовка докладов»- индивидуальная работа
Трудовое воспитание
«Труд как добродетель»
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
6 класс
1. «Труд наших родных»- беседа
2. «Почта»- экскурсия
3. «Все профессии нужны - все профессии важны»- встреча
4. «Труд всему голова» - конкурс стихов
5. Праздник осени - концертная программа
6. Трудовая работа в классе – генеральная уборка класса
7 класс 1. Беседы о профессиях. Строительные специальности - беседа 2. "Труд в нашей жизни” - беседа 3. Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" - конкурс 4. Участие в субботниках - трудовая работа 5. «Его величество – Хлеб!»- литературно-музыкальная композиция6 ."Подарок для мамы»- мастерская 7 ."Я в мире профессий"- диспут 8. «Подари книге вторую жизнь» - акция
8 класс 1. «Мир профессий и твоё место в нём»- беседа 2. "Разделение труда. Классификация профессий"- беседа 3. «День Земли»- участие в субботниках 4 ."Путешествие в город мастеров" - путешествие 5 ."Сто дорог одна твоя"- беседа6. Трудовые десанты – трудовая работа
9 класс 1. «Влияние темперамента на выбор профессии» - лекция2 .«Профессии, которые мы выбираем» - тестирование 3. «Чем пахнут ремёсла»- диспут 4. "Я в водители пошел..."- встреча 5 ."Новое время новые профессии" - беседа6. "Профессия моих родителей" – рассказ учащихся 7. Трудовые десанты – трудовая работа
Физическое воспитание и здоровый образ жизни
«В здоровом теле - здоровый дух»Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Тема Форма проведения 6 класс
1. «Вредные привычки»- беседа
2. «Долой вредные привычки!» - встреча
3. «Веселые старты»- соревнования
4. «Рыцарский турнир»- конкурс
5. «Осенняя палитра»- экскурсия
6. «В здоровом теле- здоровый дух»- лекция
7 класс 1. "Спортивное казино"- игровая программа 2. "Берегите жизнь"- просмотр кинофильма 3.«Причины суицида среди подростков»- беседа 4. «Человек и наркотики»- беседа 5. «Вместе мы сильнее наркомании»- диспут 6. Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед 7. «Как уберечься от гриппа?» - встреча 8. «Биологические добавки»- беседа 9. «Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную» - театрализованное представление
8 класс 1. «Мутагены. Их влияние на природу и человека»- беседа 2. «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека»- беседа 3. «Проблема наркомании»- беседа 4. «Стресс в нашей жизни»- тестирование 5. «Спид – болезнь 21 века» - беседа 6. Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения- цикл бесед 7. «Коктейль здоровья»- лекция
9 класс 1. «День борьбы со СПИДом»- встреча 2. «Наследственные болезни»- беседа
3. Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед 4. «Дорожные приключения»- устные рассказы5. «Быть здоровым – жить в радости»- беседа 6. «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил»- сказ в современном варианте 7. «Наше здоровье» - беседа 8 «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить»- беседа
Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир» Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
№ Тема Форма проведения 6 класс
1. «Берегите Землю!»- литературно-музыкальная композиция
2. «Флора и фауна Тамбовской области»- устный журнал
3. «Экологические проблемы города Мичуринска»- беседа
4. «Экология природы- экология души»- конкурс чтецов
5. «Экология питания»- устный журнал
6. «День птиц»- праздник
7. «Вода- жизнь»- устный журнал
7 класс 1. Я и – природа» - беседа 2 .«Экологическая тропа»- заочное путешествие по заповедникам 3. «Чернобыльская катастрофа»- урок памяти 4. «Глобальный экологический кризис»- беседа 5. «Цветы в жизни человека»- беседа 6. «Планета заболела»- конкурс плакатов 7. «Знаешь ли ты деревья?»- игра-лото 8. «Осень в лесу»- праздник
8 класс 1. «Робинзонада с растениями»- игра 2. «Зелёная жемчужина» - беседа 3. «Птичьи разговоры»- КВН 4. «Тайна старого леса»- беседа 5. История возникновения и развития экологии- беседа 6. "Оранжерея на окне»- практическая работа 7. "Жизнь под угрозой" – литературно-музыкальная композиция 8. "Колобок на новый лад" - игровая экологическая программа 9. "Цветы в легендах и преданиях"- выступление учащихся
9 класс 1. «Нет дерева сердцу милее»- беседа 2. «Экскурсия в природу»- экскурсия
3. «Что? Где? Когда?»- игра-турнир по экологии 4. Цивилизация - начало борьбы с природой - беседа 5. "Этот пестрый, волшебный, загадочный мир” - беседа
6. « Внимание: бытовые отходы»- беседа 7. "Энергетика: вчера, сегодня, завтра" - деловая игра 8. "Берегите землю, берегите" – литературно-музыкальная композиция
Художественно-эстетическое воспитание «Мир прекрасного».
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам художественно-эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте, окружающей человека действительности. Художественно-эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель художественно-эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
№ Тема Форма проведения 6 класс
1. «Традиции и обряды села Абакумовка»- встреча
2. «Свадебно-обрядовые песни села Абакумовка»- творческая работа
3. «Сам себе режиссер»- театрализованное представление русской народной песни
4. «Праздник Покрова»- театрализованное представление
5. «Троица» А. Рублева - беседа
7 класс 1. «Золотая хохлома»- беседа 2. «Птица счастья» - беседа 3 "Волк и семеро козлят на новый лад"- представление 4. «Гость в доме – хозяину радость»- ролевая игра 5. «Русская басня»- познавательно-развлекательное занятие с элементами театрализации6. Русские традиции. Масленица - театрализованное представление 7. «Отговорила роща золотая»- конкурс стихов 8. "Как стать интересным собеседником" - беседа
8 класс 1. «Красота и труд вместе идут» - беседа 2. Человек и творчество. Великие творения человечества- выставка 3. "Секреты Золушки"- беседа 4. Русские традиции. Рождество - театрализованное представление 5. «Осенний бал» - вечер 6. "Светский этикет" - беседа 7. "Умею ли я слушать" - тестирование 8. "Язык, мимика, жесты как средства общения"- беседа
9 класс 1. «Что такое духовное богатство человека»- дискуссия 2. "Музыка и мы"- дискуссия 3. "Сервировка праздничного стола" - ролевая игра 4 ."Этикет и мы"- брейн-ринг 5. «Встреча с настоятелем храма Пресвятой Богородицы»- встреча6. «Святки»- театрализованное представление 7. «Экскурсия в храм Пресвятой Богородицы»- экскурсия 8. Фестиваль «Духовное кино»- просмотр кинофильма
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания. Для исследования эффективности программы воспитания «Духовно-нравственные ориентиры» целесообразно использовать следующие критерии: 1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе; 2. Уровень воспитанности; 3. Сформированность ценностных отношений учащихся; 4. Формирование мотивации к обучению; 5. Умение общаться, сознавать свои поступки. Для изучения эффективности программы воспитания используются: различные методики диагностики; беседы с учащимися; наблюдения; интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Предполагаемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития. Активная духовно-нравственная позиция. Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Заголовок 115