Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе — Нравственные ценности в рассказе Е.В. Габовой «Двойка по поведению»
Тема : «Нравственные ценности в рассказе Е.В. Габовой «Двойка по поведению»
Цели урока:
обучающая: знакомство учащихся с рассказом писательницы Е.В.Габовой «Двойка по поведению», закрепление знаний о понятии «нравственные ценности» и их выявление в рассматриваемом рассказе.
развивающая: развитие логического мышления, развитие умения анализировать прозаическое произведение; развивать умение вести дискуссию;
воспитательная: воспитание нравственных качеств личности - доброты, отзывчивости, любви к ближнему;
Ход урока.
I.Оргмомент.
2. Сообщение темы урока, определение целей
Понравился ли вам рассказ?
Что больше всего запомнилось, заинтересовало?
Как вы понимаете значение слова «ценности»? (важность, значение чего-либо; то, что важно для нас )
Какие бывают ценности? (материальные, духовные, нравственные, политические и др.)
Назовите материальные ценности(деньги, и все, что можно на них купить- машины, квартиры, золото, техника и др.)
Какие ценности мы назовем нравственными?
3.Изучение нового материала.
Слово учителя о Е.В.Габовой.
Е. В. Габова (Столповская) -писатель, переводчик. Родилась 7 июня 1952 г. в Сыктывкаре. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (сценарный факультет). Автор 10 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре. Наиболее известны из них «Гришуня на планете Лохматиков», 1983 г. «Невидимка в лагере», 1987 г., «Двойка по поведению», 1989 г., «Тайкина тайна», 1991 г., «Вареная сосулька», 1993 г., «Никто не видел Рыжего», 2000 г.
Повести «Никто не видел рыжего», «Гришуня на планете лохматиков» изданы в Японии отдельными книгами в 1999 и 2002 г. Рассказы и повести Габовой печатались в журналах «Юность», «Костер», «Слово», «Советская литература», «Таллинн», «Шестиклассники» (Токио), журналах Республики Коми. Произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, языки народов России.
Известна как переводчик с коми на русский .Лауреат государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», «исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям». Заслуженный работник Республики Коми, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России с 1989 г.
4. Анализ рассказа
1 группа .
Кто, по - вашему, является главным героем произведения?( Почему?)
Валерка Приходнов, какой он?
«Можем ли мы сказать, что Валерка Приходнов -безнравственный человек?»
1.Найдите в тексте описание внешности Валерки.(лицо с узкими зелёными глазами, с жёлтыми веснушкамвсю зиму ходил без шарфа, в куцем пальтишке с узкими и короткими рукавами, сверху и снизу на пальто не было пуговиц. Месяцами он носил одну и ту же рубашку, которую менял после того, как учительница писала его маме записку)
2.Что мы узнаем о нем? (Валерка учится в шестом классе, двоечник, влюблен в одноклассницу Таню Коданеву)
3.Как вы охарактеризуете главного героя? (характер Валерки определяют его поступки -он непослушный, взбалмошный, импульсивный, эгоист, невоспитанный, бездельник, не хочет учиться, не уважает девочек, обманывает старших).
Запись в тетрадях характеристики Валерки.
4.Есть ли в рассказе эпизоды, где он проявляется с лучшей стороны?(да, когда он получил «четверку». «В тот день Приходнов подбирал все бумажки с пола, относил их в урну, вытирал добровольно доску и никого не задирал. А назавтра пришел в чистой, хоть и очень мятой рубашке)
5. Как вы считаете, этот эпизод оправдывает Валерку? Какова роль этого эпизода в рассказе? (нет, но это говорит о том, что Валерка как герой неоднозначен и что он может измениться)
громко запел некрасивую взрослую песню,
. Валерка Приходнов дёргал за косу по-подлому, накручивая её на руку
. На переменках Приходнов дёргал за них, толкал Таню, ставил подножки – ей житья от него не стало.
Двоечник Валерка Приходнов всю зиму ходил без шарфа, в куцем пальтишке с узкими и короткими рукавами, сверху и снизу на пальто не было пуговиц. Месяцами он носил одну и ту же рубашку, которую менял после того, как учительница писала его маме записку. В школу Валеркину мать вызывать было бесполезно – она не приходила.
Тетради и учебники Валерки были грязными, как лицо и руки, и Нина, девочка, которую с ним посадили, говорила подружкам, что от него пахнет бездомной собакой.
Двойкам Валерки никто не удивлялся, словно они были запланированы. Он сам поражался, когда в его тетрадях появлялись тройки. Однажды по математике он решил все задачи правильно, и учительница, несмотря на грязь, поставила ему «четыре». на перемене он подошёл к ей и сказал, что в его тетради ошибка – «четвёрка» стоит. Учительница улыбнулась и сказала, что это не ошибка. В тот день Приходнов подбирал все бумажки с пола, относил их в урну, вытирал добровольно с доски и никого не задирал. Назавтра он пришёл в чистой. хотя и очень мятой рубашке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА______________________________
2 группа. Таня Коданёва.
1.Найдите в рассказе описание внешности Тани Коданёвой (Он видел её глаза – голубые цветки с чёрными серединками, немного пухлые губы. За рыжеватые косы так и хотелось подёргать.)
2. Какие черты характера Тани особенно ценны для Валерки Приходнова? (На Таню он обратил внимание на катке. Он катался по льду на валенках и толкнул её нечаянно. Таня упала и долго не могла подняться, потому что на коньках и стоять-то по-настоящему не умела. Но она не закричала на Приходнова, даже не взглянула на него. Приходнов сел в снег и стал наблюдать за ней. Таня то и дело падала, но не хваталась , как все девчонки, за ушибленные места и не ныла. Она была в белой пушистой шапочке, короткой юбке, вся свежая, нарядная, как снег. но не это понравилось Приходнову, а её мальчишеское упорство.)
3. Можно ли назвать Таню смелой, решительной ?( Таня, собрав обиду в кулачки, догнала его, замолотила по спине. А когда он повернул к ней лицо с узкими зелёными глазами, она изо всех сил провела ногтями по его жёлтым веснушкам.
4. Почему, когда в класс входит оцарапанный Приходнов, все дети смеются, Таня Коданёва и Соловьёв – нет?
5. Как вы понимаете заключительный эпизод рассказа, сможет ли Таня простить поступок Приходнова?
3 группа « Так нельзя!»
Что настораживает вас в поведении ребят?
Какие ситуации в рассказе заслуживают оценки «так нельзя» или «лучше так не делать»?
Неэтичное поведение мальчиков по отношению к девочкам
Эпизод с поеданием чужой капусты в подъезде
Забрасывание портфелей под колёса машин
Поздние прогулки
5. Ребята, вы ,наверное, заметили, что в соответствии с темой урока мы должны говорить о нравственных ценностях, а говорим постоянно о безнравственных поступках ( ими рассказ ,буквально, переполнен). Не случайно 3-группа получила название «Так нельзя!» , а о том, как нужно, заставляет нас задуматься рассказ. Автор не даёт готовых рецептов, а заставляет душу читателя работать, самому делать выводы, учиться на чужих ошибках.
Какие нравственные ценности поднимаются в данном рассказе?(Запись в тетрадь: дружба, доверие, уважение, терпимость, искренность, уважение к старшим, доброта.)
Почему Валерка при всей симпатии к Тане совершает такие жестокие поступки?
Можем ли мы сказать, что Валерка Приходнов -безнравственный человек?
В результате беседы мы пришли к выводу, что Валерка Приходнов имеет много отрицательных качеств: он не уважает своих близких, обманывает их, он ленив и даже способен на месть и жестокость. Но назвать его безнравственным мы не можем потому, что Валерка -не безнадежен, в нем есть душевная теплота и чувственные порывы (это пусть недолгое стремление быть лучшим, чем он есть, после того, как ему поставили положительную оценку; это его слезы в конце произведения, и, наконец, его способность любить.)
6. Рефлексия
по теме урока: Рассказ Е. Габовой «Двойка по поведению» заставил меня задуматься о ( над)
Меня взволновало
Меня огорчило
Рассказ Е.Габовой «Двойка по поведению» - это рассказ о дружбе
Эмоциональная рефлексия :
7. Итоги . Домашнее задание : напишите сочинение на одну из тем:
«Настоящий друг», « Несостоявшаяся дружба», «Можно ли простить предательство?»,
«Простить или распрощаться?»
.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Root Entry