Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению Я-курянин


Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Я - курянин» 4класс
1.Пояснительная записка
Тихая моя родина!
я ничего не забыл
с каждой избою и тучею,
с громом, готовым упасть,
чувствую самую жгучую,
самую смертную связь.
Николай Рубцов
Родной край, малая родина, место, где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнёс первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, – это понятие у каждого своё. Именно оно связывает человека с местом и людьми, близкими ему от рождения.
Для того чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю родится у него внутри, как отклик на всё доброе и родное, что связано у него с его малой родиной. Необходимость развития знаний, умений, интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Славная история русского народа, культура, боевые и трудовые традиции курян нашли отражение в памятниках, которые не только украшают облик курской области, но и служат средством эстетического воспитания. Они напоминают нам о прошлом, вызывают чувство гордости и патриотизма.
Программа «Я - Курянин» играет большую роль в нравственном становлении личности. Ребёнок понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя; у обучающегося повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Так реализуется основная цель программы – помощь в духовно-ценностной ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, социальная адаптация к окружающей действительности.
Местный материал доступен ребёнку для освоения, он позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность культурных традиций и определить место его края в отечественной и мировой истории. В ходе обучения школьники приобретают такое качество, как национальная гордость.
Программа внеурочной деятельности «Я - Курянин» является актуальной т.к. воспитывает юных патриотов своей Родины. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Данная программа соответствует Примерным требованиям к дополнительным общеобразовательным программам согласно статье 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Цель программы: формирование у обучающихся целостного восприятия истории развития Курского края ; познакомить с экономическим, социальным, политическим и культурным наследием региона; приобщить школьников к духовным и нравственным ценностям прошлого своей «малой родины».
Задачи программы:
Образовательные: формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
систематизировать и расширять представления обучающихся о своем крае;
приводить примеры и описывать достопримечательности Курского края; раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев, выставок;
формировать представления о ценности литературных, музыкальных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края;
сформировать навыки экологически грамотного поведения.
Воспитательные: воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиций Курского края;
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; формировать краеведческое мировоззрение, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение; воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие: развивать творческие способности, научно-исследовательские умения
обучающихся средствами региональной культуры; развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и
животным, нравственные и эстетические чувства;
Содержание программы внеурочной деятельности «Я - Курянин» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как: 1) русский язык; 2) литературное чтение; 3) окружающий мир; 4) технология; 5) изобразительное искусство; 6) музыка. Место проведения занятий – учебный кабинет, краеведческий музей, школьный музей, картинная галерея, памятники воинам ВОВ, библиотека, Коренная пустынь.
Методы работы: словесные методы : лекция, рассказ, беседа, сообщения, анкетирование интервью - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
Наглядные методы : экскурсии, демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотографирование. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить98 теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Режим занятий. Общее количество часов в год – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 45 минут.
Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
уважительное отношение к своему краю, городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
понимание важности и необходимости памяти о соотечественниках как свойстве культурного человека;
формирование основ экологической культуры;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; фиксирование с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города, села для выставки в классе.
Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения объектов (наблюдения, опыт, эксперимент);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;
знание имён земляков, в честь которых названы улицы, парки, площади и поставлены памятники.
Метапредметные результаты: познавательные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные: владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные : способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов; владение рассуждением, описанием повествованием.
Раздел 3. Учебно – тематическое планирование
Раздел 5. Материально – техническое обеспечение программы
1. Фонд школьного музея
2. Библиотечный фонд школы
3. Интернет ресурсы 4. Фотоаппарат
5. Карта Курской области Раздел
6. Контрольные параметры оценки достижений ФГОС учащимися по предмету
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у обучащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные универсальные учебные действия. Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Раздел 7. Список литературы для учителя.
1. Кабанова Р.В География Курской области: учебное пособие для школ Курской области.Курск, 1997г.
2. Левченко В.В. Встреча с Курском., Т.А.Грива.- Курск,1993г.
3. Новицкая М.Ю. Родная земля. Полнер Л.С. Курский край в истории Отечества.;КГТУ.К.,1996г
4. Полнер Л.С. Курский край в истории Отечества.;КГТУ.К.,1996г
5. Попков В.А. География Курской области: природные условия и ресурсы.- Москва- Курск,2010г 6.Шехирев М. Гордость земли Курской (Сборник очерков о знаменитых земляках).- Курск,1999г Раздел 8. Список литературы для обучающихся105 1. Энциклопедия детского фольклора. «Белый город» Москва,2008г 2. №
п/пТема занятий Количество часов Дата Примечание
план факт 1 Вводное занятие. Краеведение. Курские краеведы 1 2 Экскурсия в музей шолы1 3 Откуда есть пошла Курская земля. От основания города до XIX века 3 4 Летопись моей семьи 2 5 Дом, в котором я живу 1 6 Старинные здания нашего города 1 7 Летопись в камне 1 8 Мир старинного дома 2 9 Внутреннее убранство дома 2 10 Тематическая экскурсия в музей школы 1 11 Русский народный костюм. Курский костюм 3 12 Традиционные ремесла края 1 13 Курское ковроткачество 1 14 Глиняных дел мастер. Суджанская и Кожлянская народные игрушки 2 15 Неповторимый курский говор 1 16 Фольклор - духовное богатство курян 2 17 Народные таланты Курского края 1 18 Курск литературный 2 19 Курск театральный 2 20 Курск художественный 2 21 Курск музыкальный 1 22 Обобщающее занятие 1