Оценка качества деятельности по духовно-нравственному развитию личности обучающихся на уровне начального общего образования


Чурилова Ольга Леонидовна
город Курск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59»
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель начальных классов

Оценка качества деятельности по духовно-нравственному развитию личности обучающихся на уровне начального общего образования
Духовно-нравственное развитие, оценка качества деятельности, критерии оценки, нормативно-правовая база по духовно-нравственному развитию личности
В ФГОС второго поколения процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных ценностей, а значит, школа обязана представить обществу результаты процесса духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.
Успешность решения данной задачи во многом зависит от того, как устроена система оценки качества деятельности по ДНРЛО: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления качеством образования и воспитания на уровне образовательного учреждения.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как оценку результатов деятельности младших школьников, так и оценку
качества деятельности педагогов и школы по ДНРЛО.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» разработана модель оценки качества деятельности по духовно - нравственному развитию личности обучающихся на уровне начального общего образования на критериальной основе. Основная задача данной модели: построение системы педагогического мониторинга, выделение видения тех показателей (или их целостной системы), которые могли охарактеризовать деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию личности и отражают уровень духовно – нравственного развития младших школьников.
Система оценки качества деятельности по духовно – нравственному развитию личности обучающихся на уровне начального общего образования основывается на трёх основных показателях:
1 показатель - оценка качества деятельности образовательного учреждения по созданию пространства духовно – нравственного развития личности;
2 показатель - оценка качества деятельности педагогических работников по созданию духовно воспитывающей и нравственно развивающей среды как детского сообщества в целом, так и каждого отдельного ребёнка;
3 показатель - оценка сформированности компетентностей обучающихся, характеризующих уровень их духовно – нравственного развития.
Пространство духовно – нравственного развития личности ребёнка едино – это его обязательная характеристика. Система ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно – нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Его структура представляет собой совокупность разных пространств, каждое из которых воздействует на процесс духовно – нравственного развития ребёнка. В процессе разработки мониторинга деятельности образовательного учреждения по созданию пространства духовно – нравственного развития личности обучающихся был определён перечень основных факторов, оказывающих влияние на результативность деятельности школы по духовно-нравственному развитию личности:
Нормативно – правовая база образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию личности.
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- качество программы развития ОУ, ООП НОО, программы по духовно – нравственному развитию школьников (структура, механизмы реализации, согласованность целей, разнообразие педагогических технологий, проектов, форм работы и т.д.)
- качество реализации различных программ (степень выполнения соцзаказа, кол-во программ доп. образования, программ работы с детьми с ОВЗ и т.д.)
- локальные акты ОУ, раскрывающие деятельность школы по духовно-нравственному развитию личности
- договора о сотрудничестве, совместной деятельности с социальными партнёрами;
- наличие и разнообразие программ дополнительного образования и программ внеурочной деятельности по вопросам духовно – нравственного воспитания школьников.
Используемые методы оценки качества деятельности: рефлексия, внутренняя и внешняя экспертиза.
Базовое образование (пространство учебной деятельности, овладения знаниями, освоения культуры, усвоения обучающимися духовных ценностей, формирования когнитивного компонента российской идентичности).
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- учебный план (включение во все обязательные дисциплины учебного плана духовно – нравственного компонента, введение курса ОРКСЭ, факультативного курса по ОПК и т.д.);
- учебные рабочие программы по предметам учебного плана (взаимосвязь базового образования с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе, соответствие планируемого в ОУ содержания воспитывающих влияний учебной деятельности содержанию ФГОС НОО, имеющих воспитательное значение и направленных на социально - нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие).
Используемые методы оценки качества деятельности: рефлексия, внутренняя и внешняя экспертиза.
Внеурочная деятельность (является пространством формирования духовно-нравственных качеств, мотивов самовоспитания, развития способностей и духовно-нравственных чувств детей)
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- соответствие внеурочной формы работы целям и задачам духовно – нравственного воспитания и развития школьников, установленным федеральными и региональными нормативно – правовыми актами;
- занятость обучающихся в различных видах внеурочной деятельности;
- методическое обеспечение и материально – техническое оснащение внеурочной деятельности;
- удовлетворённость обучающихся школьной жизнью.
Используемые методы оценки качества деятельности: мониторинг, диагностика, опрос, анкетирование
Дополнительное образование (пространство дополнительного образования имеет значительный духовно – нравственный потенциал, так как является сферой общения и участия школьников в самых разнообразных видах деятельности)
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- качество программ дополнительного образования, кадровое обеспечение и материально- техническое оснащение;
- занятость обучающихся в объединениях дополнительного образования;
- участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, проектах разного уровня.

Используемые методы оценки качества деятельности: внутренняя и внешняя экспертиза, мониторинг, диагностика, опрос, анкетирование.
Окружающая среда (расширить пространство духовно-нравственного развития личности обучающихся позволяет использование ресурсов окружающей воспитательной среды).
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- развитие сотрудничества с внешними учреждениями (с учреждениями дополнительного образования, общественностью, СМИ, учреждениями культуры, спорта, социальными учреждениями, традиционными российскими религиозными организациями);
- социальная практика школьников (участие в социальных проектах, акция, городских и областных мероприятиях);
- развитие волонтёрского движения;
Используемые методы оценки качества деятельности: рефлексия, внутренняя и внешняя экспертиза, мониторинг, диагностика, опрос, анкетирование.
Семья (обязательный элемент пространства духовно - нравственного развития личности ребёнка, интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение и содействует духовно – нравственному развитию не только школьника, но и их родителей)
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс;
- особенности детско-родительских отношений;
Используемые методы оценки качества деятельности: рефлексия,
диагностика, анкетирование.
Психолого - медико-педагогическое и тьюторское сопровождение (освоение обучающимися пространства духовно - нравственного развития осуществляется в условиях психолого - медико-педагогического сопровождения. Духовно – нравственное становление личности – это последовательный индивидуальный маршрут)
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- деятельность ПМП службы школы;
- деятельность уполномоченного по правам ребёнка в школе;
- организация тьюторского сопровождения различных групп обучающихся и индивидуальное сопровождение.
Используемые методы оценки качества деятельности: рефлексия, диагностика, анкетирование.
Достижения образовательного учреждения в целом: освещение результатов, связанных с участием в проектах, конкурсах, спартакиадах, фестивалях и т.д. на районном, областном, всероссийском уровне.
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- выявление динамики активности ОУ, сравнений выделенных показателей с предыдущими годами, определение рейтинга школы в районе, городе и т.д.
Используемые методы оценки качества деятельности:
- самоанализ (публичный доклад).
Оценка деятельности педагогических кадров, реализующих программу воспитания
Оценка качества воспитательной работы учителей - предметников
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение общешкольных мероприятий;
- качество работы с одарёнными обучающимися; количество обучающихся вовлечённых в исследовательскую деятельность
- оценка качества обучающих программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
- самообразование педагогов и его результаты.
Используемые методы оценки качества деятельности
- наблюдение (посещение учебных занятий, внеклассных и внеурочных мероприятий);
- проверка документации;
- диагностика сформированности УУД;
- анкетирование;
- аттестация кадров;
- анализ портфолио педагогического работника;
- заполнение листов достижений.
Оценка деятельности классного руководителя
Используемые критерии оценки качества деятельности:
- качество плана (программы) воспитательной работы;
- участие в научно – методической деятельности, профессиональных - творческих конкурсах по вопросам духовно нравственного развития обучающихся;
- качество работы с социальными партнёрами, родителями (законными представителями), вовлечение их в жизнь класса, деятельность ОУ;
- участие класса в различных проектах, конкурсах, фестивалях
- самообразование классного руководителя и его результаты.
Используемые методы оценки качества деятельности:
- наблюдение (посещение внеклассных и внеурочных мероприятий);
- проверка документации;
- анкетирование
- аттестация кадров
- анализ портфолио классного руководителя
- заполнение листов достижений
Оценка сформированности нравственных качеств личности, воспитанности (уровень сформированности компетентностей каждого обучающегося, характеризующих уровень их духовно – нравственного развития).
Качество деятельности по духовно – нравственному развитию личности на уровне НОО характеризуется уровнем сформированности у обучающихся следующих компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции
Учебно-познавательные
Информационные
Коммуникативные
Компетенции личностного самосовершенствования
Критерием оценивания выступает уровень сформированности нравственных качеств личности, воспитанности и социальных компетенций у обучающихся, описанных в ООП НОО, программе развития.
Методы мониторинга:
- наблюдение;
- опросники;
- методики;
- тесты;
- диагностики.
Диагностика результатов личностного развития школьников предполагает проявление обучающимся качеств своей личности. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому правила личной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде не персонифицируемых работ.
Оценка оценки качества деятельности по духовно – нравственному развитию личности проводится 2 раза в год: август – сентябрь (стартовая диагностика – определяет уровень готовности к деятельности), апрель – май (промежуточная диагностика – для образовательного учреждения, педагогических работников и обучающихся 1-3-х классов (ежегодно) и итоговая – для образовательного учреждения и педагогов один раз в 4 года и для обучающихся 4-х классов, завершающих обучение на уровне начального общего образования).















13PAGE \* MERGEFORMAT14615








15