Элективный курс Химия в быту
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 80
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Тема:
«Элективный курс «Химия в быту» как способ формирования познавательных и профессиональных способностей учащихся»
Подготовила:
учитель химии и биологии Демина Е.В.
Пояснительная записка
Ситуация, сложившаяся в школьном образовании в настоящее время, свидетельствует о снижении интереса учащихся к дисциплинам естественного цикла и, в частности, наиболее существенно – к химии. Такое снижение интереса школьников к химии в перспективе предопределяет возникновение серьезных проблем при подготовке специалистов в вузах самого различного профиля.
Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся; создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Программа разработана на основе Обязательного минимума содержания химического образования для средних общеобразовательных учреждений.
Целью элективного курса «Химия в быту» является развитие познавательных и профессиональных интересов учащихся, самореализация личности, воспитание ценностного отношения к учебе и образованию в целом.
Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:
знакомство с производством бытовой химии и ее продукцией;
обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, ориентация на профессиональную деятельность в данной сфере производства;
проведение экскурсий на предприятия;
формирование и развитие умений отстаивать свою точку зрения;
овладение навыками выполнения химического эксперимента и умения прогнозировать его результаты.
На основе содержания курса раскрываются мировоззренческие идеи:
знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ;
материальное единство всех веществ окружающего мира;
обусловленность свойств веществ их строением и составом;
познаваемость химических явлений;
развитие химической науки служит интересам общества и решению проблем, стоящих перед человечеством.
В процессе обучения у учащихся вырабатываются умения наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений; отбирать необходимые данные при работе с литературой; делать выводы; участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения; исследовать средства бытовой химии.
Основное содержание курса представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Химии в жизни общества» учебника «Химия. 11 класс» О. С. Габриеляна и включает:
информацию об основных средствах бытовой химии и их применении;
основы технологии производства бытовой химии;
исторические факты;
аспекты гигиены и медицины.
Элективный курс «Химия в быту» рассчитан на 51 ч, по 2 ч в неделю. Для курса разработано методическое обеспечение: 15 лекционных занятий (26 ч), 9 семинарских занятий (17 ч), 6 лабораторно-практических занятий (8 ч).
Учитель может изменить установленный порядок изучения вопросов и время, выделенное на их изучение. Он также может на свое усмотрение дополнить курс новыми лекционными, семинарскими и лабораторно-практическими занятиями.
Практическую направленность курса усиливает систематическое использование демонстрационного и лабораторного эксперимента, который формирует умения проводить опыты, культуру обращения с веществами и материалами. Химический эксперимент на уроке служит источником и закреплением знаний и умений.
При изучении данного материала главным является развитие творческой самостоятельности, познавательного интереса, приобретение навыков в работе с литературой.
Данный курс предусматривает экскурсии на предприятия за счет учебного времени. При проведении всех форм занятий, в том числе и экскурсий необходимо учащихся ознакомить с правилами техники безопасности.
Программа элективного курса «Химия в быту»
(51 час, 2 часа в неделю)
Химизация сферы быта
Тема 1. История бытовой химии
Зарождение бытовой химии. Развитие бытовой химии в нашей стране.
Семинарское занятие «Химия в быту»
Доклады учащихся на темы: «Многообразие и классификация средств бытовой химии», «Упаковка средств бытовой химии», «Правила техники безопасности при хранении и применении товаров бытовой химии», «Средства бытовой химии и окружающая среда». Тестовый контроль.
Тема 2. Моющие средства
Состав моющих средств. Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Строение ПАВ. Мыла. Синтетические моющие средства (СМС). Экологический аспект использования СМС.
Тема 3. Отбеливатели
Классификация отбеливателей: оптические, химические, кислородсодержащие, серосодержащие отбеливатели. Правила обращения с отбеливателями. Подсинивание.
Семинарское занятие «Маленькие секреты большой стирки»
Игра. Задание для работы на занятии.
Лабораторно-практическое занятие «Выведение пятен»
Классификация пятен. Распознавание пятен. Инструкция по удалению пятен. Средства бытовой химии, применяемые для удаления пятен. Выведение пятен различной природы.
Тема 4. Чистящие и дезинфицирующие средства
Чистящие средства и их классификация. Абразивы. Безабразивные чистящие средства. Ассортимент чистящих средств и их применение. Мытьё и чистка посуды. Чистка, мытьё, дезинфекция ванн, раковин. Средства дезинфекции. Накипь и её удаление.
Лабораторно-практическое занятие «Получение чистящей пасты «Хозяйственная» и определение её качества
Получение чистящей пасты «Хозяйственная». Определение массовой доли жирных кислот.
Лабораторно-практическое занятие «Исследование чистящих средств»
Определение хлора в чистящих средствах.
Экскурсии: ОАО Парфюмерно-косметическая компания «Весна», ОАО «Фосфор» (г. Тольятти).
Тема 5. Краски
Состав красок, их классификация. Маркировка красок. Процессы, происходящие при высыхании красок.
Лабораторно-практическое занятие «Приготовление пигментов красок»
Вариант 1. Приготовление белой краски бланфикс.
Вариант 2. Получение жёлтого крона.
Вариант 3. Получение зелёного пигмента ярь-медянки.
Семинарское занятие «Древние искусство крашения»
Доклады учащихся на темы: «Первые краски», «Искусство крашения». Задание для работы на занятие.
Тема 6. Средства борьбы с бытовыми насекомыми и грызунами
Инсектициды. Антимольные препараты. Ратицидные препараты (средства борьбы с грызунами). Средства защиты от гнуса. Репеленты. Правила обращения с препаратами.
Косметико-гигиенические средства
Тема 1. Зарождение косметики
Истоки зарождения косметики. История развития косметики с древних времён до наших дней.
Тема 2. Производство косметики
Производство косметики. Процессы приготовления косметических средств. Сырьё для приготовления косметики. Минеральные масла. Вазелин и парафин. Растительные и животные масла. Жиры. Натуральные воски. Ланолины. Животные жиры. Полиспирты. Дезинфицирующие и консервирующие вещества. Антиоксиданты. Растворители.
Экскурсия: ОАО Парфюмерно-косметическая компания «Весна».
Тема 3. Косметико-гигиенические моющие средства
Мыло туалетное. Состав туалетного мыла. Ассортимент туалетных мыл. Шампуни. Состав шампуней. Перхоть и её устранение. Ассортимент шампуней. Ополаскиватели и бальзамы для волос.
Лабораторно-практическое занятие «Получение мыла и опыты с ним»
Получение мыла двумя способами.
Опыт 1. Взаимодействие мыла с кислотами и солями.
Опыт 2. Рассеивание светового луча в растворе мыла.
Опыт 3. Горение мыла в пламени спиртовки.
Опыт 4. Сравнение моющего действия мыла.
Головоломка.
Семинарское занятие «Народные рецепты приготовления экологически чистой косметики"
Доклады учащихся. Задание для работы на занятие.
Экскурсия: косметологический салон.
Тема 4. Волосы и уход за ними
Волосы. Строение волос. Заболевания волос. Уход за волосами. Предусматривается экскурсия в парикмахерскую.
Экскурсия: парикмахерская.
Тема 5. Кожа и забота о ней
Кожа. Строение и функции кожи. Средства для ухода за ней: кремы и лосьоны. Предусматривается экскурсия в косметологический салон.
Тема 6. Декоративная косметика
Губные помады. Пудра. Тени для век. Карандаш для бровей. Тушь для ресниц. Тональные кремы.
Семинарское занятие «Урок Мойдодыра»
Деловая игра. Задание для работы на занятие.
Семинарское занятие «Салон красоты»
Деловая игра. Задание для работы на занятие.
Тема 7. Зубы и их защита
Строение зубов. Заболевания зубов и полости рта. Средства для защиты зубов. Зубные пасты. Зубные эликсиры. Зубные порошки. Предусматривается экскурсия в Стоматологическую поликлинику.
Экскурсия: стоматологическая поликлиника.
Семинарское занятие «Кто виноват в зубных напастях?»
Диспут. Тест. Анаграммы и головоломки.
Лабораторно-практическое занятие «Анализ средств бытовой химии»
Опыт 1. Обнаружение глицерина в парфюмерных препаратах.
Опыт 2. Определение посторонних примесей в мыле.
Опыт 3. Обнаружение карбоновых кислот в мыле.
Опыт 4. Определение рН синтетических моющих средств (СМС).
Тема 8. Ногти и средства для них
Строение ногтей. Средства для ухода за ногтями. Лаки для ногтей. Средства для удаления лака. Кремы для ногтевой пластины. Средства для отбеливания ногтей. Средства для укрепления ногтей.
Тема 9. Волшебные ароматы
В мире запахов. Капсулирование запахов. Духи и одеколоны. Дезодоранты и антиперспиранты.
Семинарское занятие «Химик изучает рекламу»
Диспут.
Семинарское занятие «О культуре красоты и народных традициях»
Защита проектов.
Экскурсия: салон красоты.
Таблица №1
Тематическое планирование лекционного курса «Химия в быту»
№
Название темы
Кол-во часов
Химизация сферы быта
1.1
История бытовой химии
2
1.2
Моющие средства
2
1.3
Отбеливатели
1
1.4
Чистящие и дезинфицирующие средства
1
1.5
Краски
1
1.6
Средства борьбы с бытовыми насекомыми и грызунами
2
Косметико-гигиенические средства
2.1
Зарождение косметики
1
2.2
Производство косметики
2
2.3
Косметико-гигиенические моющие средства
2
2.4
Волосы и уход за ними
2
2.5
Кожа и забота о ней
2
2.6
Декоративная косметика
2
2.7
Зубы и их защита
2
2.8
Ногти и средства для них
2
2.9
Волшебные ароматы
2
Всего:
26
Таблица №2
Тематическое планирование семинарских занятий по курсу «Химия в быту»
№
Название темы
Кол-во часов
1
Семинарское занятие №1
Химия в быту
Доклады учащихся
Тестовой контроль «История бытовой химии»
2
2
Семинарское занятие №2
Маленькие секреты большой стирки
Игра «Маленькие секреты большой стирки»
Задание для работы на занятие «Таинственные знаки»
2
3
Семинарское занятие №3
Древнее искусство крашения
Доклады учащихся
Задание: заполните таблицу по теме «Моющие и чистящие средства»
2
4
Семинарское занятие №4
Народные рецепты приготовления экологически чистой косметики
Доклады учащихся
Задание: заполните таблицу по теме «Косметические средства»
1
5
Семинарское занятие №5
Урок Мойдодыра
Круглый стол «Урок Мойдодыра»
Задание: заполните таблицу по теме «Отбеливатели и дезинфицирующие средства»
2
6
Семинарское занятие №6
Салон красоты
Пресс-конференция «Салон красоты»
Задание: заполните таблицу по теме «Косметико-гигиенические средства»
2
7
Семинарское занятие №7
Кто виноват в зубных напастях?
Диспут «Кто виноват в зубных напастях?»
Тест «Правильно ли вы заботитесь о своих зубах?»
Анаграммы и головоломки
2
8
Семинарское занятие №8
Химик изучает рекламу
Диспут «Можно ли верить рекламе?»
2
9
Семинарское занятие №9
О культуре красоты и народных традициях
Защита проектов
2
Всего:
17
Таблица №3
Тематическое планирование лабораторно-практических занятий по курсу «Химия в быту»
№
Название темы
Кол-во часов
1
Лабораторно-практическое занятие №1
Выведение пятен
Опыт №1. Удаление пятен чая
Опыт №2. Удаление пятен от ягод
Опыт №3. Удаление жировых пятен
Опыт №4. Удаление пятен от кофе
Опыт №5. Удаление ржавых пятен
Опыт №6. Удаление пятен неизвестного происхождения
1
2
Лабораторно-практическое занятие №2
Получение чистящей пасты «Хозяйственная» и определение ее качества
Получение чистящей пасты «Хозяйственная»
Определение массовой доли жирных кислот
1
3
Лабораторно-практическое занятие №3
Исследование чистящих средств
1
4
Лабораторно-практическое занятие №4
Приготовление пигментов красок
Опыт №1. Приготовление белой краски бланфикс
Опыт №2. Получение желтого крона
Опыт №3. Получение зеленого пигмента ярь-медянки
1
5
Лабораторно-практическое занятие №5
Получение мыла и опыты с ним
Получение мыла
Опыт №1. Взаимодействие мыла с кислотами и солями
Опыт №2. Рассеивание светового луча в растворе мыла
Опыт №3. Горение мыла в пламени спиртовки
Опыт №4. Сравнение моющего действия мыла, полученного из разных жиров
Головоломка
2
6
Лабораторно-практическое занятие №6
Анализ средств бытовой химии
Опыт №1. Обнаружение глицерина
Опыт №2. Определение посторонних примесей в мыле
Опыт №3. Обнаружение карбоновых кислот в мыле
Опыт №4. Определение рН синтетических моющих средств
2
Всего:
8
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 115