Рабочая программа по химии 8 класс Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман


МБОУ «Старо-Уруссинская средняя общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района РТ

Рассмотрена на
методическом объединении учителей химии и биологии
Протокол № от « » 2013 г.


Согласовано зам .директора
По УВР
От «___»_____2013г.


«Утверждаю»
Директор школы
_______________
От «____»______2013 г.



Рабочая программа
Курса «Химии»
8 класс

Базовый уровень
Срок реализации 2013-2014 учебный год.
Составитель Гайнутдинова З.М.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ; федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утверждённого Министерством образования РФ , примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень), программы курса химии для 8 - 9, 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 8 класс».
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА 70 ЧАСОВ. Резервное время – 3 часа.
Программой предусмотрено проведение 5 контрольных работ и 6 практических работ.
Учебно-методический комплект:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2010.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений по химии 8-9 классы, 10-11 классы – М .; Просвещение, 2009

MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Химия. Базовый курс. 8 класс.1С образовательная коллекция. Мультимедийное учебное пособие нового образца, Издательство «Просвещение», 2002

Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате обучения в 8 классе ученик будет
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.









Тематическое планирование

п/п
Наименование тем

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабоч. программе

В том числе





Контрольные работы

Лабораторные и практические работы

1
Тема 1. Первоначальные химические понятия
18
18
1
2

2
Тема 2. Кислород.
5
5

1

3
Тема 3. Водород
3
3



4
Тема 4. Растворы. Вода.
6
6
1
1

5
Тема 5. Основные классы неорганических соединений.
9
9
1
1

6
Тема 6.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
8
8



7
Тема 7. Химическая связь. Строение вещества.
9
9
1


8
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
3
3



9
Тема 9 Галогены.
6
6
1
1


Итого:
67
67
5
6



Поурочное планирование по химии, 8 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов резерв учебного времени – 3 часа),
УМК Ф. Рудзитис


Тема урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата фактич.
Эксперимент
(Д –демонстрац.;Л – лабораторный)
Задания на дом


Тема1.Первоначальные химические понятия(18ч.)






1.
Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ

1
5.09

Л.О. №1Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами стр. 49
П.1

2.
Практическая работа №1 правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
1
7.09


Правила ТБ,с.48, с.51-52

3.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

1
12.09

Л.О. №2 Разделение смеси с помощью магнита ( стр. 49)


П.2

4.
Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли.
1
14.09


стр.52

5.
Физические и химические явления.

1
19.09

Л.О №3 Примеры физических явлений (стр.50)
Л.О №4 Примеры химических явлений (стр.50)

П.3

6.
Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения
1
21.09


п.4

7.
Простые и сложные вещества.
Химические элементы.
1
26.09

Л.О. №5 Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
П.4,5

8.
Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса химических элементов.
1
28.09


П.6,7,8

9.
Закон постоянства состава веществ.
1
3.10


П.9

10.
Химические формулы. Относительная молекулярная масса.
1
5.10


П.10

11.
Массовая доля химического элемента в соединении.
1
10.10


п.10

12.
Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности.

1
12.10


П.11,12

13.
Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности.

1
17.10


П.11,12

14.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
1
19.10

Д.Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

П.14, 15

15.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

1
24.10

Л.О. №6 Разложение основного карбоната меди(П).
№7 Реакция замещения меди железом (стр. 50-51)
П.16

16.
Моль единица количества вещества. Молярная масса.
1
26.10


П.17

17.
Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций.
1
31.10


П.17

18.
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия»
1
2.11





Тема 2. Кислород (5 ч)







19.
Анализ результатов к/р №1
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.
1
14.11

Д. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.
П.18,19

20.
Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.
1
16.11

Л.О. №8 Ознакомление с образцами оксидов ( стр.69)
П.20,21

21.
Практическая работа №3 Получение и свойства кислорода

21.11


стр.70

22
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
1
23.11


П.22

23
Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

1
28.11

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
П.23


Тема 3. Водород (3 ч)







24.
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства.

1
30.11

Л.О.№ 9 Получение водорода и изучение его свойств. Стр.77
П.25,26

25.
Химические свойства водорода. Применение.

1
5.12

Л.О. №10 Взаимодействие водорода с оксидом меди (2) стр.77
П.27

26.
Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород».

1
7.12


П.19 - 27


Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)







27.
Вода растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде
1
12.12


П. 28

28
Массовая доля растворенного вещества
1
14.12


п.28

29
Практическая работа№4 Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества
1
19.12


стр.88

30
Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки

1
21.12


П.29

31
Физические и химические свойства воды
1
26.12


П.29

32
Контрольная работа№2 по темам: Кислород. Водород. Растворы. Вода.

1
28.12





Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч)







33
Анализ результатов к/р №2
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение.

1
16.01


Д. Образцы оксидов

П.30

34
Основания: классификация, номенклатура, получение

1
18.01

Д. Образцы оснований.
П.31

35
Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации

1
23.01

Л.О. №14 Свойства растворимых и нерастворимых оснований. Стр.113

Л.О №15 Взаимодействие щелочей с кислотами Стр.113

Л.О №16 Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. Стр.113

Л.О №17 Разложение гидроксида меди (II) при нагревании. Стр.113
Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
П.31

36
Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства

1
2501

Д. Образцы кислот
Л.О №11 Действие кислот на индикаторы.
Л.О №12 Отношение кислот к металлам
Л.О №13 Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Стр.113
П.32

37
Соли: классификация, номенклатура, способы получения



1
30.01

Д. Образцы солей

П.33

38
Физические и химические свойства солей

1
1.02


П.33

39
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

1
6.02




40
Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

1
8.02




41
Контрольная работа №3по теме: Основные классы неорганических соединений

1
13.02





Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)







42
Анализ результатов к/р №3
Классификация химических элементов. Амфотерные соединения

1
15.02

Л.О №18 Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей (стр. 138)
П.34

43
Периодический закон Д. И. Менделеева
1
20.02


П.35

44
Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды

1
22.02


П.36

45
Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент

1
27.02


П.37

46
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона
1
1.03


П.37

47
Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах
1
6.03


П.37

48
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

1
8.03


П.38

49
Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома»

1
13.03





Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)






50
Электроотрицательность химических элементов

1
15.03


П. 40

51
Ковалентная связь
1
20.03


П. 41

52
Полярная и неполярная ковалентные связи

1
22.03


П. 41

53
Ионная связь
1
3.04


П.41

54
Кристаллические решетки
1
5.04

Д. Модели кристаллических решеток.
П.42

55
Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов
1
10.04


П.43

56
Окислительно-восстановительные реакции

1
12.04




57
Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь».

1
17.04




58
Контрольная работа № 4 по темам:

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»
1
19.04





Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)






59
Анализ контрольной работы №4
Закон Авогадро. Молярный объем газов
1
24.04

Расчетные задачи
П.44

60
Относительная плотность газов
1
26.04

Расчетные задачи
П.44

61
Объемные отношения газов при химических реакциях
1
1.05

Расчетные задачи
П.45


Тема 9. Галогены (6 ч)







62
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение
1
3.05

Д.Образцы природных хлоридов.
П.46, 47

63
Хлороводород. Получение. Физические свойства.
1
8.05

Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
П. 48

64
Соляная кислота и ее соли
1
10.05


П.49

65
Сравнительная характеристика галогенов
1
15.05

Л.О №20 стр. 172 Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода
Л.О №21 стр. 172 Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
П.50

66
Практическая работа№6 Получение соляной кислоты и ее свойства
1
17.05


стр.173

67
Контрольная работа №5 по темам: «Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены»
1
22.05





Резервное время 3 часа

24.05
29.05
31.05

















15