Рабочая программа по химии для 8 класса, ФГОС, УМК Ф.Г.Рудзитис, Г.Е.Фельдман


Календарно-тематическое планирование 8класс
№ Тема урока Содержание урока Домашнее задание Дата проведения
план факт
Первоначальные химические понятия(22ч) 1 1 Предмет химии. Вещества и их свойства. Инструктаж по т. б. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении ; проведение демонстрационного опыта; индивидуальная работа с электронным приложением к учебнику; групповая работа с интерактивными источниками информации; коллективное изучение основных правил работы в кабинете химии (инструктаж по технике безопасности);
самостоятельная работа с химическими терминами П.1, вопросы 1-5 02.09 2 1 Методы познания в химии формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении ; самостоятельное изучение п.2, коллективное обсуждение методов познания, работа с терминами: эксперимент, наблюдение, описание, измерение П.2, упр.2 06.09 3 1 Практическая работа №1 Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; групповое выполнение практической работы П.2-3 09.09 4 1 Чистые вещества и смеси. овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, схем, рисунков); самостоятельная работа по выявлению цели урока; групповое выполнение лабораторных опытов; индивидуальная работа с терминами; коллективная работа; самоанализ и самооценка
собственной деятельности П.4,
вопросы
1-5 13.09 5 1 Практическая работа №2 Очистка загрязнённой поваренной соли. приобретение опыта использования практического метода изучения веществ ; выполнение в парах лабораторных опытов по инструкции; самостоятельная индивидуальная работа по оформлению практической работы П.4-5 16.09 6 1 Физические и химические явления. формирование представлений о физических и химических явлениях; самостоятельное изучение текста учебника, проведение лабораторных опытов по парам; самоанализ и самооценка собственной деятельности П.6, вопросы 1-3 20.09 7 1 Химические реакции. Умение формулировать выводы, аргументировать собственную позицию; групповое выполнение лабораторных опытов; индивидуальное выполнение предложенных заданий П.6 повторить 23.09 8 1 Атомы, молекулы и ионы. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):
самостоятельное изучение текста учебника п.4, работа с химическими терминами, индивидуальное составление моделей молекул с помощью конструктора; самоанализ и самооценка собственной деятельности П.7-8, вопросы 1-8 27.09 9 1 Простые и сложные вещества. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебника, групповая работа по схеме 5, с.18, работа в парах по таблице 1,с.19 П.9, вопросы 1-3 30.09 10 1 Химические элементы. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебника, работа с химическими терминами; работа в парах по вопросам 14-15; индивидуальное выполнение задания; П.10, вопросы 1-3 04.10 11
12 2 Знаки химических элементов.
Относительная атомная масса химических элементов. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельная работа с текстом, работа в парах по таблице2,с.21, коллективное выполнение упр.18, индивидуальная работа по определению относительной атомной массы. П.12, вопросы 1-3 07.10 13 1 Закон постоянства состава веществ Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебника, коллективное выполнение упр.1 П.13, вопросы 1-3 11.10 14 1 Химические формулы.. Относительная молекулярная масса. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебника, работа с химическими терминами, коллективное и индивидуальное выполнение заданий по определению относительной молекулярной массы П.14, вопросы 1-8 14.10 15 1 Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):решение задач П.15, вопросы 1-8 18.10 16 1 Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебника, коллективное обсуждение прочитанного, индивидуальная работа с таблицей Д.И.Менделеева; П.16, вопросы 1-3 21.10 17 1 Составление химических формул по валентности. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебника, работа в парах по определению валентности, составление химических формул по валентности, индивидуальная работа по определению валентности П.17, вопросы 4-7 25.10 18 1 Атомно-молекулярное учение Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания:
индивидуальная работа по составлению развернуroго плана изучаемого материала (с. 35-36 учебника); работа в малых груп-
пах с электронным приложением и интернет-ресурсами по составлению сообщения
«Атомно-молекулярное учение» П.18, вопросы 1-3 28.10 19 1 Закон сохранения массы веществ Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):
самостоятельное изучение текста учебника, коллективное обсуждение, ответы на вопросы, просмотр анимации П.19, вопрсы1-3 08.11 20 1 Химические уравнения Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебникас.39-40, коллективное составление уравнений, индивидуальное выполнение заданий
П.20, упр.4 -6 11.11 21 1 Типы химических реакций Реакции разложения, соединения, замещения. Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебникас.40, просмотр анимации в микрогруппах, демонстрация видеоопытов, коллективная работа по схеме 6, с.41, индивидуальная работа по определению типов реакций
П.21, вопросы 5-6 15.11 22 1 Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия» Формирование у учащихся навыков самодиагностирования и самомоконтроля: индивидуальная работа по выполнению
комплексной диагностической работы;
П.1-21 повторить 18.11 Кислород.Горение. (6ч.) 23 1 Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода. Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):
Общая характеристика кислорода. Коллективная работа с таблицей ПСХЭ.
Нахождение в природе. Самостоятельное изучение текста учебника с.53.
Получение в лаборатории. Демонстрационный опыт.
Катализаторы. Просмотр анимации.
Получение в промышленности. Составление сообщений.
Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): П.22, вопрос 1 22.11 24 1 Свойства кислорода. Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):
Самостоятельное изучение физических свойств кислорода с.55 учебника; Демонстрация видеопытов горения различных веществ в кислороде; индивидуальная работа с химическими терминами. П.23, вопросы 4-7 25.11 25 1 Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):
Самостоятельное изучение текста учебника с.57-59. Коллективное обсуждение прочитанного. Индивидуальная работа с химическими терминами. Фотосинтез, ацетилен П.24, вопросы 8-12 29.11 26 1 Практическая работа №3 Получение кислорода и изучение его свойств формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; групповое выполнение практической работы П.25 повторить 02.12 27 1 Озон. Аллотропия кислорода. Работа с химическими терминами: озон, аллотропия; самостоятельная работа с учебником, ответы на вопросы П.26 06.12 28 1 Воздух и его состав. Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):
Медленное окисление, благородные газы П.27, вопросы 5-10 09.12 Водород (3ч.) 29 1 Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания:
работа в парах по составлению краткого конспекта урока; индивидуальная подготовка к устному ответу; групповая работа
по построению схемы «Получение водорода». Индивидуальная работа с химическими терминами:Водород, метан, активные металлы, гидроксидыП.28 13.12 30 1 Свойства и применение водорода Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.):
Самостоятельное изучение текста учебника с.74, 75. Коллективный просмотр видеоопыов «Химичсекие свойства»водорода. Лабораторный опыт «Полечение водорода». Индивидуальная работа с химическими терминами. Окислительно-восстановительные реакции, гидриды П.29, вопросы 6-11 (с.77) 16.12 31 1 Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; выполнение практической работы по микрогруппамП.30
повторить 20.12 Вода. Растворы (7ч.). 32 1 Вода. Индивидуальная работа с химическими терминами: анализ, синтез, щёлочи; самостоятельное изучение текста учебника с.82-84, коллективное обсуждение изученного, П.31, вопросы 1-7 (с.87-88) 23.12 33 1 Химические свойства и применение воды. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение п.32, показ демонстрационного опыта взаимодействия воды с натрием П.32 27.12 34 1 Вода – растворитель. Растворы. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельная работа по изучению текста учебника с.110-112, коллективное обсуждение схемы 8, индивидуальная работа с терминами:
Гидраты, взвеси, суспензии, эмульсии, насыщенные и ненасыщенные растворы, коэффициент растворимости П.33, вопросы 1-6 30.12 35 1 Массовая доля растворённого вещества. Формирование у учащихся деятельностных способностей: самостоятельное изучение алгоритма решения задач с.80, решение задач на определение массовой доли растворённого вещества; Массовая доля вещества П.34, с80-81 13.01 36 1 Практическая работа №5 Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества (соли). формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; выполнение практической работы по микрогруппамП.35 повторить 17.01 37 1 Решение задач по теме «Вода.Растворы.» Формирование у учащихся деятельностных способностей: коллективное и индивидуальное решение задач П.28-29 повторить 20.01 38 1 Контрольная работа№2 по теме «Вода. Растворы.»Формирование у учащихся навыков самодиагностирования и самомоконтроля: индивидуальная работа по выполнению
комплексной диагностической работы;
П..31-35 повторить 24.01 Количественные отношения в химии (6ч.) 39 1 Количество вещества. Моль. Молярная масса. Количественная сторона, качественная сторона, Количество вещества. Моль. Молярная масса. Формирование у учашихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебникас.41-42, коллективное обсуждение прочитанного, решение задач по вычислению количества вещества
П.36, вопросы 7-10, (с.48) 27.01 40 1 Вычисления с использованием понятий «количества вещества» и «молярная масса» Формирование у учащихся деятельностных способностей: коллективное и индивидуальное решение задач П.37 31.01 41 1 Закон Авогадро. Молярный объём газов Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): самостоятельное изучение текста учебника, ответы на вопросы, решение задачи П.38, вопросы 1-3 03.02 42 1 Объёмные отношения газов при химических реакциях Формирование у учащихся деятельностных способностей: коллективное и индивидуальное решение задач П.39 07.02 43 1 Решение расчётных задач по химическим уравнениям реакций. Формирование у учащихся навыков самодиагностирования и самомоконтроля: индивидуальная работа по выполнению
задачи; коллективное обсуждение решения задач
П.36-39 повторить 10.02 44 1 Контрольная работа №3 по теме «Количественные отношения в химии» Формирование у учащихся навыков самодиагностирования и самомоконтроля: индивидуальная работа по выполнению
комплексной диагностической работы;
П.36-39 повторить 14.02 Важнейшие классы неорганических соединений (9ч.) 45 1 Оксиды. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания: самостоятельное изучение классификации оксидов, название и способы получения; коллективное обсуждение изученного; индивидуальная работа с химическими терминами:основные, амфотерные, кислотные оксиды; просмотр видеоопытов. П.40, вопросы 1-7, (с.92-93) 17.02 46
1 Гидроксиды. Основания Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания : самостоятельное изучение текста учебника п.31, коллективная работа по схеме 13; индивидуальная работа с терминами:гидроксогруппа, растворимые (щёлочи) и нерастворимые основания; выполнение лабораторных опытов П.41, вопросы 1-9 21.02 47 1 Химические свойства оснований Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания: самостоятельное изучение текста учебника п.42, коллективное выполнение упр.1,2; выполнение тестовых заданий с.145 П.42 24.02 48 1 Амфотерные оксиды и гидроксидыФормирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания: самостоятельное изучение п.43, коллективное выполнение упр. Учебника, индивидуальная работа в рабочей тетради П.43, упр.1-5 28.02 49
1 Кислоты. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания : самостоятельный анализ п.32, коллективная работа по таблице12, выполнение лабораторных опытов; работа с химическими терминами: кислотный остаток, бескислородные и кислородсодержащие П.44 03.03 50 1 Химические свойства кислот Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания: самостоятельное изучение текста учебника п.45, выполнение опытов в микрогруппах, выполнение упр. учебника П.45, упр.1-5 07.03 51 1 Соли Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания : самостоятельный анализ п.33, коллективная работа по таблице14, выполнение лабораторных опытов; работа с химическими терминами: средние, нормальные, кислые, основные , двойные соли П.46 10.03 52 1 Химические свойства солей Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания: самостоятельное изучение п.47, коллективное обсуждение таблицы 14, выполнение упр. Учебника, индивидуальная работа в рабочей тетради 14.03 53 1 Практическая работа№6.Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; выполнение практической работы по микрогруппам17.03 Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. (7ч.) 54 1 Классификация химических элементов Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания : самостоятельное изучение п.; работа с химическими терминами: металлы, неметаллы, оксиды и гидроксидыП.34, вопросы 1-3(с.122) 21.03 55 1 Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания : составление краткого конспекта; коллективная работа с ПСХЭ; работа с терминами: периодический закон, малые и большие периоды, главная и побочная подгруппы П.35-36, вопросы 4-5 24.03 56 1 Строение атома. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д) : изучение текста учебника по плану; коллективное обсуждение изученного; решение упражнений на определение протонов, нейтронов, электронов. П.37, вопросы 4-6 (с.138) 28.03 57
58 2 Распределение электронов по энергетическим уровням Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д): самостоятельное изучение текста учебника п.53, коллективное обсуждение прочитанного, составление электронных формул П.37 31.03 59 1 Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д): самостоятельное изучение текста учебника п 54, коллективное обсуждение прочитанного, индивидуальная работа в рабочей тетради П.38 11.04 60 1 Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.»Формирование у учащихся навыков самодиагностирования и самомоконтроля: индивидуальная работа по выполнению
комплексной диагностической работы;
14.04 Строение вещества. Химическая связь. (10ч.) 61 1 Электроотрицательность химических элементов. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д): самостоятельное изучение текста учебника; коллективное обсуждение изученного, работа с химическими терминами (электроотрицательностьП.40 вопрос1 (с.145) 18.04 62 1 Основные виды химической связи. Ковалентная полярная и неполярная связи. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д): составление конспекта по тексту учебника; коллективное обсуждение схемы химических связей; работа с химическими терминами: ковалентная полярная и неполярная, ионная П.41, упр2-7 21.04 63 1 Ионная связь. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д): самостоятельное изучение текста учебника; коллективное обсуждение изученного; работа с химическими терминами: ионная связь; индивидуальная работа в рабочих тетрадях 25.04 64 1 Кристаллические решётки Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д): просмотр анимации; коллективное обсуждение и заполнение таблицы «Кристаллические решётки, работа с химическими терминами: атомное, молекулярное, ионное кристаллические решётки П.42 28.04 65
66 2 Степень окисления Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д): самостоятельное изучение текста учебника; решение упражнений у доски, работа с химическими терминами: окисление и восстановление, степень окисления П.43 02.05
05.05 67 1 Контрольная работа№5 по теме «Строение веществ. Химическая связь» Формирование у учащихся навыков самодиагностирования и самомоконтроля: индивидуальная работа по выполнению
комплексной диагностической работы;
12.05 68
69
70 3 Решение примеров и задач Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изученного предметного содержания : 16.05
19.05
23.05 Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса общеобразовательной школы составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Большечирклейская сш муниципального образованиия « Николаевский район» Ульяновской области, принятой педагогическим советом МБОУ Большечирклейская сш (Протокол № 1 от 29 августа 2016 года. Приказ № 276/1 от 31.08.2015 г. с имениями, принятыми педагогическим советом МБОУ Большечирклейская сш Протокол № 1 от 29.08.2016 года Приказ № 343 01.09.2016г.)Рабочая программа соответствует следующим документам:
- закону «Об образовании в РФ»;
-        федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;
-      требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
-      основной образовательной программе основного общего образования;
-      примерной программе основного общего образования по химии , утвержденной Министерством образования и науки РФ ;
-        учебнику химии 8 класс Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, соответствующему федеральному перечню  учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;
Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии 8 класса общеобразовательного учреждения. Она рассчитана на 70 ч в год (2 ч в неделю).
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней.
Изучение химии в основной школе направлено:
- на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих
вред здоровью человека и окружающей среде.
Содержание учебного предмета.
8 класс
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция . Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и тече-
ния химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества.
Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля
химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.
Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций. Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в
лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства
водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворённого вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов.
Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов. Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого—третьего периодов.
Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь
и деятельность Д. И. Менделеева.
Раздел 3. Строение вещества
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Выпускник научится:
- описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
- классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу;
- описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
- давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
-развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества
Выпускник научится:
- классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
- раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
- изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
- выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
- описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность учёного;
- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа ;
- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
-развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных
достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций
Выпускник научится:
объяснять суть химических процессов;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
- называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
-составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
-выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
- готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
- приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ
Выпускник научится:
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
- составлять формулы веществ по их названиям;
- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;
- называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ (кислот, оснований, солей);
- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
- определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
- составлять электронный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
- проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- выявлять существование генетической связи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — кислота - гидроксид — соль;
- характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
- приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
- описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
-организовывать и осуществлять проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/пНаименование разделов и тем Количество часов (всего) Из них ( количество часов)
Контрольные работы
Практические работы
1 Первоначальные химические понятия 22 1 2
2 Кислород. Горение 6 1
3 Водород 3 1
4 Вода. Растворы 7 1 1
5 Количественные отношения в химии 6 1 6 Важнейшие классы неорганических соединений 9 1
7 Периодический закон и строение атома 7 1 8 Строение вещества. Химическая связь 10 1 Всего 70 5 6