Методическая разработка урока по истории на тему Культура Киевской Руси в X- XIII веках (6 класс)
Тема урока «Культура Киевской Руси в X-XIII веках» 6 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Обучающие: показать достижения Киевской Руси в различных областях культуры, дать характеристику развития архитектуры, изобразительного искусства, художественного ремесла, литературы, выявить особенности развития культуры Киевской Руси, подвести учащихся к выводу о высоком уровне развития культуры в Киевской Руси.
Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с источником.
Воспитывающие: воспитывать чувства уважения и гордости к достижениям предыдущих поколений, бережное отношение к памятникам культуры, уважение к традициям.
Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации, учебник, источники: отрывки из былин, «Слова о полку Игореве», «Поучения» В.Мономаха, схема древнерусского храма(cм. приложения).
Межпредметные связи: литература, музыка
Основные понятия: культура, крестово – купольный храм, фреска, мозаика, зернь, скань, перегородчатая эмаль, летопись
План изучения новой темы
Славянские обряды и праздники. (5 мин)
Архитектура. (15 мин)
Изобразительное искусство и художественное ремесло. (7мин)
Литература. (12-13 мин.)
Подведение итогов. Выводы. (5 мин)
Оценивание. (1 мин)
Формы работы учащихся: выступление с сообщением, рассказ, групповая работа с текстом учебника и источниками.
Ход урока
1.Организационный момент
Изучение новой темы
1.Славянские обряды и праздники. Вступительное слово учителя. Вспомним определение понятия культура.
Далее учитель кратко рассказывает о такой особенности культуры той эпохи как соединение славянских языческих традиций и христианской византийской культуры. Напоминает, что это отразилось в устном народном творчестве той эпохи (былинах, сказках, песнях пословицах, заговорах).
Далее учитель предлагает послушать сообщение о славянских праздниках, подготовленное одним из учащихся (3 минуты) и дает домашнее задание наиболее сильным учащимся подготовить сообщение о быте, нравах, обрядах славян.
2. Архитектура. Учитель напоминает, что древняя Русь была в основном деревянной, каменное строительство появилось в Х веке с принятием христианства. Говорит, что при князе Владимире появилась первая каменная Десятинная церковь, но она не сохранилась до наших дней.
Далее учитель предлагает мысленно перенестись в Киев времен Ярослава Мудрого и напоминает, что это было время расцвета Киевской Руси, роста ее международного авторитета.Далее выступает один из учащихся. Он рассказывает, как выглядел Киев во времена Ярослава Мудрого и подробноописывает Золотые ворота и Софийский собор (5 мин.) Рассказ сопровождается показом слайдов презентации.
Перед рассказом учащегося учитель ставит вопросы, на которые необходимо ответить после рассказа:
Почему Ярослав так заботился об украшении Киева?
Почему ворота назывались Золотыми?
Какие новые черты внесли русские зодчие в византийскую крестово –купольную архитектуру?
После этого учитель предлагает мысленно перенестись в Новгород и познакомиться с его главной достопримечательностью - собором св. Софии. Далее следует рассказ одного из учащихся о Софиийском соборе Новгорода. Он сопровождается показом слайдов презентации.
Перед рассказом учитель ставит вопросы:
1.Чем храм св. Софии в Новгороде отличается от храма св. Софии в Киеве?
2. С чем связаны особенности новгородской архитектуры?
Учащиеся должны ответить, что они связаны с природой и характером новгородцев.
Далее учитель напоминает, что не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах –Владимире, Полоцке, Чернигове строились каменные дворцы и храмы. Показ слайдов
Как бы они не отличались, в каждом княжестве, их объединяет один стиль архитектуры – крестово –купольный. Показ слайдов
Перед вами лежит схема крестово – купольного храма. Назовите основные элементы крестово-купольного храма. Затем запишите ее в тетрадь (см. приложение 1)
3.Изобразительное искусство и художественное ремесло.
Учащиеся делятся на 2 группы.
1 группа читает с.60 – 62 учебника и ищет ответ на вопрос: «Какие виды живописи были развиты в древней Руси?»
2 группа читает с. 62 и ищет ответ на вопрос: «Какие виды художественного ремесла были высоко развиты на Руси и какие техники применяли ювелиры при изготовлении украшений?»
Подводя итоги, учитель отмечает, что изобразительное искусство и художественное ремесло достигло в Киевской Руси высокого уровня, называет и показывает такие шедевры как фрески Софийского собора, мозаику Дмитрий Солунский, иконуВладимирской Божьей матери. Подчеркивает, что первыми мастерами – живописцами были византийцы, но со временем на Руси появились свои замечательные умельцы, например,иконописец Алипий. Показ слайдов
Также учитель напоминает, что до наших времен сохранилось мало памятников древнерусского зодчества и изобразительного искусства, поэтому необходимо их беречь.
4. Литература. Приступая к следующему вопросу, учитель дает домашнее задание: самостоятельно изучить п.7(пункт Письменность и грамотность), дополнительную литературу и подготовить устный рассказ о развитии письменности и грамотности на Руси.
Далее учитель говорит о том, что литература этого времени представлена различными жанрами и называет их:
Устное народное творчество.
Летописи.
Светская (гражданская) литература:
- «Слово о полку Игореве»
- Поучение своим детям» Владимира Мономаха
Церковная литература:
- богослужебные книги (Остромирово евангелие)
- жития святых (Бориса и Глеба)
- проповеди (Слово о законе и благодати митрополита Иллариона)
1. Приступая к первому вопросу, учитель напоминает, что до принятия христианства это был единственный жанр древнерусской литературы и в нем сильнее всего отразился языческий элемент.
Далее учитель предлагает более подробно остановиться на былинах. Напоминает сюжеты былин, подчеркивает, что самый распространенный сюжет былин – о богатырях. И это не случайно.
У каждого учащегося на парте лежит отрывок из былины. У одной половины учащихся отрывок из былины об Илье Муромце, у других о Добрыне Никитиче.
Учитель предлагает познакомиться с источниками и ответить на вопросы к тексту источника. (см. приложение 2,3). Вопросы содержатся после текста источника.
После ответов учащихся, учитель, обобщая сказанное, спрашивает, что объединяет богатырей, несмотря на то, что они происходят из разных слоев населения и разных мест.
Учащиеся отвечают, что это общее дело защиты Родины от врагов.
2. Переходя к следующему вопросу, учитель предлагает вспомнить, что такое летописи. Напоминает о создании «Повести Временных лет», предлагает учащимся назвать ее автора. Потом он задает вопрос: в чем значение летописи для следующих поколений? Учащиеся должны ответить, что они описывают события, исторических личностей, общественное самосознание, то есть взгляды людей того времени, их оценку событий и личностей, их мировоззрение.
Учитель обращает внимание на то, что летописи зачастую создавались по заказу князей, поэтому они в первую очередь отражали точку зрения княжеской власти. Вместе с тем они призывали русских людей к единству.
3. Светская литература. Учитель говорит о том, что самым выдающимся литературным произведением этого времени стало «Слово о полку Игореве». Это произведение признано ЮНЕСКО памятником литературы мирового значения.
Далее учитель рассказывает сюжет и напоминает, что по мотивам «Слова…» была создана знаменитая опера Бородина «Князь Игорь». При наличии времени и возможности можно прослушать отрывок из оперы, например, половецкие пляски.
У каждого учащегося на парте лежит отрывок из «Слова».(см. приложение 4)
Учитель предлагает познакомиться с источником и ответить на вопросы к нему.(см. приложение 4). После ответов учащихся учитель подчеркивает, что неизвестный автор «Слова…» не просто описывает неудачный поход, но и размышляет о судьбах Родины, призывает князей прекратить распри и раздоры и объединиться в борьбе против половцев.
После этого начинается изучение еще одного знаменитого произведения гражданской литературы – «Поучения детям» князя Владимира Мономаха.
Перед учащимися ставится вопрос: «Чем знаменит Владимир Мономах?»
Далее учитель отмечает, что он был не только удачливым воином и политическим деятелем, но и образованным человеком (знал несколько языков), имел литературный талант. После этого учащимся предлагается познакомиться с отрывком из «Поучения» и ответить на вопросы к нему. (см. приложение 5)
После ответов учащихсяучитель подчеркивает, что Мономах призывал молодежь соблюдать законы, чтить традиции, государственные и семейные. В его произведении нарисован образ идеального князя.
С церковной литературой учитель предлагает ребятам познакомиться дома по учебнику самостоятельно.
5.В конце урока учитель предлагает назвать важнейшие достижения культуры X – XIII веков.
Подводя учащихся к выводу, задает вопросы:
- Как вы оцениваете уровень развития культуры Киевской Руси?
- Влияние какой страны на развитие культуры было наибольшим? Можно ли утверждать, что наша культура почти полностью заимствована? Учащиеся говорят, что наша культура была на высоком уровне развития, что она имела самобытный характер и особенности. Приводят аргументы и примеры.
Учитель напоминает домашнее задание: нескольким учащимся подготовить сообщение о быте и нравах, всем прочитать п.7, по возможности дополнительную литературу и подготовить устный рассказ о развитии письменности и грамотности на Руси. А также устно ответить на вопрос № 2 к п.7
6.В заключение оцениваются знания учащихся.
Приложение 1 Схема крестово – купольного храма
В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов. Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами.
Главные и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять, С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. В области алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов назывались закомарами. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые.
Приложение 2
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В ССОРЕ С КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ
Во том во городе во Киеве
У ласкового у князя у Владимира
Пированьице да был почестей пир.
Зазывал Владимир стольнокиевский
А князей бояр киевских
Да всех русских могучих богатырей.
Поляниц - то он всех удалых,
Не позвал Владимир стольнокиевский
А старого казака Илью Муромца
А на тот ли напочестей пир.
Рассердился Илья да разгневался
Выходил он на шарокий двор,
Тугой лук разрывчатый натягивал,
Калёны стрелы да он налаживал;
Он начал по городу похаживать,
На божьи церкви да он постреливать,
А с церквей то он кресты повыломал,
Золоты он маковки повыстрелил,
С колоколов языки - то он повыдергал.
...Закричал - то он да громким голосом:
...Собирайтесь мещане вы стрелецкие,
Мужички, собирайтесь, деревенские,
Вы, лапотники и балахонники,
Что мужчины, то и женщины,
Приходите-тка к Илье на почестный пир.
Кормить - то буду я вас досыта.
А поить - то я вас допьяна.
Вопросы:
1.С каким князем Владимиром - Святым или Владимиром Мономахом поссорился Илья Муромец?
2.Как вы думаете, почему Владимир не пригласил на пир именно Илью Муромца?
3.Какое представление об Илье Муромце возникает у вас при чтении?
Приложение 3
БЫЛИНА О ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ
Как во стольном во городе во Киеве
Жил да был там удалый добрый молодец Молодой Добрынюшка Никитич
Пожелал - то он идити за охвотою.
Воспроговорит - то князь Владимир-от да
стольне-киевский
- Ах ты молодой ДобрынюшкаМикитинич!
Отправляйся ты, Добрыня, во туги горы,
Ай во Туги горы, Добрыня, к лютой змеи
А за нашею за дочкою за царскою.
А за царскою - то дочкою княжецкою.
Закручинился Добрыня, запечалился,
Айскочил тут Добрыня на резвы ноги.
Стал доскакивать да стал помахивать,
Лучше старого да лучше прежнего
Отрубил да змеи он все хоботы,
Разрубил змею да на мелкие части
Роспинал змею да по числу полю
Ай заходит он в пещеры во змеиные,
Ах во тых ли во пещерах во змеиных
А росоквана там дочка княжецкая.
Приезжает то Добрынюшкако стольному
ко городу ко Киеву,
Ай ко ласковуко князю ко Владимиру,*
Ай привозит князю дочику любимую
Ай за тую то за выслугу великую.
Князь евонечим не жаловал.
Вопросы:
1.В роли кого выступает Добрыня в этой былине?
2.Почему князь Владимир не наградил Добрыню за его службу?
Приложение 4
ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Не пристало ли нам» братьям, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославовича? Пусть начнется же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлениюБояна.. Была река Трояна, минули годы Ярославны, были походы Олеговы, Олега Святославовича. Тот ведь Олег мечом крамолу крамолу ковал и стрелы по земле сеял... Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбога внука; в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь полететь на добычу... Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» говорить, и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую... Великий князь Всеволод! Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека отчий золотой стол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шеломами вылить!..»
Вопросы:
1.Против чего так яростно выступает неизвестный автор «Слова»?
2.Почему в таком опустошении Русская земля?
3.Кто эти «поганые», о которых идёт речь в тексте?
Приложение 5
«ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА СВОИМ ДЕТЯМ»
...В дому своём не ленитесь, но сами смотрите за всем; не на тиуна, ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Выйдя на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод, не угождайте ни питью, ни еде, ни спанью; стражу сами расставляйте, и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вставайте рано; да оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись из - за лени, - от этого человек внезапно погибает. Остерегайтесь лжи и пьянства - от этого погибает душа и тело. Куда ни пойдёте по своим землям, не позволяйте не своим, не чужим отрокам пакости делать ни в сёлах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда не пойдёте, где не остановитесь, везде накормите и напоите просящего. Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришёл, - простой ли человек, или знатный, или посол, - если не можете одарить его, то угостите едой и питьём. Эти люди ходя по разным землям, прославят человека или добрым, или злым. Больного посетите, мёртвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом... Что знаете хорошо, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец: он, дома сидя изучил пять языков. За это отдают честь (уважают) и в других землях. А леность - мать всему дурному, ленивый что и знает. То забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь ни на что доброе...»
Вопросы:
1.Поучения адресованы княжеским детям. Что из них приемлемо для вас, детей сегодняшней России?
2.Какое представление о Владимире Мономахе, автора «Поучений» возникает у вас при чтении?
3.Советы, касающиеся военного дела - современны ли они?