Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине ХIII-ХIV в.»
Урок 32. Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине ХIII-ХIV в.»
Автор - разработчик Тимченко Нина Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Бейская СОШИ»
Класс 6
Основные вопросы изучения материала Причины завоевания Руси монголами.
Последствия установления ордынского ига.
Борьба русского народа с ордынскими завоевателями. Восстание 1327 г. в Твери.
Иван Калита. Москва – центр объединения Руси.
Тип урока Повторительно-обобщающий
Ресурсы урока Проект «Иван Калита: оправдывает ли цель средства?»
Презентация. Отрывки из летописей. Высказывания историков, оценивавших деятельность Ивана Калиты.
Опережающее домашнее задание Групповой проект «Иван Калита: оправдывает ли цель средства?»
Цель урока Формирование у школьников умения давать оценки историческим фактам, раскрытие перед ними позиций, с которых характеризуются события.
Выражение своего личностного отношения к рассматриваемому материалу, широкое использование первоисточников.
Эмоциональные и интеллектуальные сопереживания, возникающие при анализе и оценке исторического факта, имеют большое значение для воспитания у учеников эмоций, чувств и развития мышления, воли.
Формируемые УУД
Предметные Научиться характеризовать важные факты истории, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; сравнивать простые и однородные факты, выявляя их сходства и различия, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.
Коммуникативные Определять цели и функции участников проекта, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные Выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить логические цепочки рассуждений; готовить тематические проекты, используя дополнительные источники информации; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования; устойчивой мотивации к обучению.
Модули урока Учебная задача для организации образовательного процесса Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) УУД на этапах урока
Мотивационно-целевойОднажды Ф. Тютчев, читая книгу Цицерона «Брут или диалог о славных ораторах», обратил внимание на то место, где автор жалуется, что ему пришлось жить в период кровавых усобиц. Русский поэт так возразил римскому оратору:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали все БлагииеКак собеседника на пир!
В жизни человека и в жизни человечества иногда наступают «минуты роковые» - переломные моменты, когда необходим выбор дальнейшего пути. В момент выбора проявляются интеллектуальные, нравственные, волевые качества человека. Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего местанастраиваются на урок, Личностные -включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Актуализации /повторения Новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская» Вопросы для беседы с учениками:1. О каком периоде российской истории повествует летописец?2. Что такое политическая раздробленность?3. К какому веку относятся слова летописца?
4. К чему привела политическая раздробленность Руси?
5. Вернёмся к проблеме выбора. Какой выбор должны были сделать русские князья после нашествия Батыя в отношениях с Золотой Ордой?
Выбор:
Сотрудничество или борьба?
6. Какой выбор сделал Александр Невский? Почему?
7. Какой этап в развитии государства должен последовать после периода политической раздробленности? (этап объединения русских земель в единое государство)
Отвечают на вопросы
Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Познавательные - пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Коммуникативные - слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания
Регулятивные- принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Создания проблемной ситуации - Рассмотрим одну из ключевых фигур данного периода – Ивана Калиту.
Наум Коржавин так писал о нём:
Был ты видом довольно противен, Сердцем подл, но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь!
В чём вы видите противоречивость оценки данного исторического деятеля? («сердцем подл – исторически прогрессивен»)
Как вы понимаете выражение «сердцем подл»? (использовал жестокие методы (средства) для достижения своей цели).
Проблема: Иван Калита: цель оправдывает средства? (почему деятельность Ивана Калиты вызывает противоречивые оценки современников и историков?).
Цель: дать оценку поступку, совершенному Иваном КалитойКакие вопросы нужно рассмотреть, чтобы решить данную проблему? (Какие последствия для Москвы имел выбор Ивана Калиты? Почему личность и деятельность Ивана Калиты вызывают столь противоречивые оценки?
Мог ли Иван Калита действовать иначе? Удалось бы ему добиться успехов, если бы он всегда соблюдал все нравственные нормы?)Как мы можем узнать? (обратиться к первоисточникам, изучить исторические документы).
Высказывают свои предположения.
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении
По - разному формулируют проблему урока, вопросы, которые необходимо рассмотреть для решения данной проблемы, называют источники, которыми можно воспользоваться.
Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихсяРегулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Содержательно-операционный Исторические оценки тверского погрома 1327 года.
Учитель. Воспользуемся историческим фактом (восстание в Твери против ордынцев 1327 г.) над оценкой которого «бились» и его современники и более позднее поколение исследователей, который не имеет однозначной оценки. Цель показать причины, мотивы, нравственные составляющие поступка московского князя, помочь ученикам избежать упрощения, поспешности в своих оценках.
- Определите причины восстания тверичей против ордынцев. Что послужило поводом к мятежу? Какова была позиция князя? По каким деталям можно предположить, что автор сообщения был непосредственные свидетелем событий?
Как во время восстания в Твери повёл себя Иван Калита? Дайте оценку его поведению.
- Мог Иван Калита считать тверичей «своими»? (нет)
- Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством? (нет)
- Что объединяло русские княжества? (язык, религия, законы, традиции, династия)
- Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством? (?)
Оценки деятельности Ивана Калиты историками (приложение 2)
Самая «драматическая» часть урока
“Кто берег свою отчизну, да и всю Русь, должен был идти с татарами хотя бы против родного отца”.
Согласны ли вы с этим утверждением? Как можно идти против родного отца?
— Кого берег Калита? ( Родину, отчизну)
Но ведь понятие “отчизна” появилось только в XVII веке, а “родина” — и того позже, в XVIII. Калита боролся не за родину, а за москвичей. И если бы тверской князь оказался чуть хитрее, то столицей России была бы не Москва... Ребята понимают, что нельзя судить Калиту по меркам сегодняшнего дня, что жестокий и коварный правитель был порождением эпохи, своего времени. И ответ на заданный в начале урока вопрос не так уж очевиден...
Обучение оценке исторического факта
Проблема: как воспользовался Иван Калита результатами своей победы?
Укажите значение правления Ивана Калиты для Руси.
Выслушиваются ответы детей. Гипотезы: он сумел укрепить позиции Московского княжества.
Какое влияние оказало восстание в Твери на дальнейшее развитие русско-ордынских отношений? На возвышение Москвы? Приведите примеры, какие меры принимал Иван Калита для укрепления своей власти? (фрагмент из книги И.Б. Грекова и Ф.Ф. Шахмагонова)
Учитель предлагает новую цитату-характеристику из научной книги современного ученого, в которой перечисляются, с одной стороны, все то положительное, что последовало за тверским погромом (упрочение Ивана Калиты, могущество Московского княжества и т.д.), а с другой стороны, жестокие и коварные действия, которыми все это сопровождалось.
Учитель вводит и объясняет теоретические понятия: цель (благая!), средства (жестокие!), причина, следствие.
Обучающиеся читают характеристики, размышления об этом факте, содержащиеся в исторической летописи (приложение № 1).
Работают в микрогруппах (парах), обсуждают вопросы поставленные в документе.
Обучающиеся знакомятся с фрагментами исторических источников, подобранных таким образом, чтобы налицо были положительные, отрицательные и двойственные оценки. Учитель предлагает ученикам занять ту или иную позицию, при этом аргументировать свой выбор (помещают материал на своих проектах)
Обучающиеся заслушивают фрагмент летописи, смысл которого «кто берег свою Отчизну и русскую землю, тот должен идти с татарами и против родного отца».
Столкновение чувства патриотизма и сыновнего долга.
Обучающиеся высказывают самые различные точки зрения, с помощью учителя делают еще один вывод: быстро, легко, однозначно нельзя оценить историческую личность -- это неизбежно приведет или к ее «заклеймению», или к возвышению, что исторически неверно.
Обучающиеся анализируют
фрагмент из книги И.Б. Грекова и Ф.Ф. Шахмагонова (приложение 3) и отвечают на вопросы к документу.
Обучающие анализируют исторический документ (приложение 4), рассуждают, определяют приоритеты, что важнее: цель или средства? Можно ли оправдать благой целью боль, беды и слезы людей?
Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся.
Участвуют в обсуждении содержания материала.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Контрольно-оценочный
(в том числе рефлексивный) Учитель: итак, мы видим совершенно различные критерии, а еще более широко – ценности, с позиций которых даются оценки, например, людьми XIV и XXI веков.
Имеем ли мы право сегодня судить людей прошлого?
В заключение урока учитель делает вывод, что появляются новые, ранее неизвестные факты, подробности. Ставить все точки над «i» рано. Да и невозможно прийти к единому, безоговорочному результату в оценке событий прошлого. Прав знаменитый историк: «В истории важнее поставить хороший вопрос, чем получить конкретный ответ».
Оцените представленный проект одноклассников. Что нового вы узнали из представленных творческих работ? С помощью учителя обучающиеся осознают, что характеристики оценки могут производиться:
а) современниками события;
б) будущими поколениями;
в) учеными- профессионалами.
Обсуждают и оценивают результаты своей деятельности
Приложение 1.
ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ ПРОТИВ ОРДЫНЦЕВ В 1327 г.
В год 6834 (1326). <...> В том же году Алекcандру Михайловичу (тверскому князю. — О. Ж.) было дано княжение, и он пришёл из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов... сказали они [монголы] своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.
Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошёл на Русь и пришёл в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.
И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон — тверянин, — прозвище ему Дудко, — повёл кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Ордынцы же, увидев её, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»
И началась между ними драка. Ордынцы же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала.
<...> Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушёл во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове. ППамятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века / Пер. Я. С. Лурье. — М., 1981. — С. 62—65.
Вопросы к документу.
Определите причины восстания тверичей против ордынцев.
Что послужило поводом к мятежу?
Какова была позиция князя?
По каким деталям можно предположить, что автор сообщения был непосредственные свидетелем событий?
Как во время восстания в Твери повёл себя Иван Калита? Дайте оценку его поведению.
Приложение 2.
Н. С. Борисов:
«…Так ли черен был в действительности поступок Ивана, как изображает его тверской книжник (а вслед за книжником и множество позднейших историков!)? Совершенно очевидно, что зимой 1327/28 г. каратели, да и сам хан Узбек относились к русским князьям по принципу…кто не с нами, тот против нас. Уклониться от участия в походе на Тверь значило обречь свою землю на опустошение и своих людей на погибель. Ясно и то, что татары все равно разорили бы Тверь, с Иваном или без Ивана. Все русские князья ходили на Тверь, спасая свои собственные княжества, а также и свое положение как правителей. Эгоизм был до неразличимости переплетен здесь со здравым смыслом. Что до роли Ивана как…провожатого татар то это явная гипербола. <…> Суть дела состояла в том, что князь Иван как старший среди участвовавших в походе на Тверь русских князей был, видимо, назначен ответственным за действия всей русской части Федорчюковой рати и в этом качестве был ее…вожем, командиром.<…>
И.Б. Греков и Ф.Ф. Шахмагонов«…Не раз выдвигались обвинения в его [Ивана Калиты] адрес, что вот-де тверичи восстали, а он по злобе на тверских князей, в борьбе за великокняжеский стол навел на Русь ордынскую рать. Раздаются сожаления, что Тверь не поддержали другие русские города. Сожаления, конечно, имеют право на существование. Но нельзя не принимать в расчет, что Русь еще не была готова к свержению ордынского ига, не имела на это сил, в то время как Орда при Узбек-хане переживала апогей своего могущества. <…> Ордынская рать и без Ивана Калиты пришла бы на Русь, двигаясь на Тверь, она опустошила бы и Рязанскую и Владимиро-Суздальскую земли. У Ивана Калиты не было выбора: или идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все. <…> Время, исторический прогресс требовали проявления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти ее слабые стороны и нейтрализовать ее губительное действие. Такой личностью оказался Иван Калита…»[522]Приложение 3.
Из книги историков И.Б. Грекова и Ф.Ф. Шахмагонова.
Пришло время Ивана Калиты. Он точно уловил, что нужно Орде в тот момент: регулярный и всевозрастающий сбор дани хану, минуя ордынских вельмож успевших перехватить значительную долю того, что причиталось хану. Время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны, нейтрализовать её губительное действие. Такой личностью оказался Иван Калита.
Никоновская летопись сообщает, что как только Иван Данилович укрепился на великокняжеском столе, наступила великая тишина на Русской земле и татары перестали её воевать. Однако эта тишина была обманчива. Он откупился от Орды, собирая дань; оставляя и себе немалую толику для укрепления Москвы, собирая казну (калиту) впрок, и ещё, быть может на освобождение от ордынского ига. Иван Калита сделала многое, чтобы на Русской земле не появлялись ордынские шайки грабителей.
Внешне он выражал полную покорность ордынскому хану, но одновременно создавал и создавал материальные предпосылки для усиления Москвы.
Вопросы к документу.
Объясните смысл слов авторов документа: «Пришло время Ивана Калиты».
Какие особенности ордынской политики использовал Иван Калита для укрепления своей власти?
Как Ивану Калите удалось остановить постоянные набеги Орды на Русь?
Как повлияла политика Ивана Калиты на жизнь простых людей Руси? Подтвердите свой вывод, используя текст документа.
Приложение 4.
«…Княжение Ивана Калиты было важным этапом в процессе политического возвышения Московского княжества как основы объединения Северо-Восточной Руси и главного территориального ядра будущего Русского централизованного государства. Иван Калита действовал как властный князь-вотчинник, неуклонно стремившийся к расширению территории своего княжества и к подчинению своей власти других русских князей. В его деятельности отсутствуют мотивы национально-освободительной борьбы. Он не боролся против гнета Золотой Орды, а откупался от хана исправной уплатой…выхода, доставляя Руси некоторую передышку от татарских набегов. Его политика правежа денежных средств с населения русских земель была неуклонной и жестокой, сопровождавшейся крутыми мерами.
При Калите русскими феодалами не только не было сделано попытки свергнуть татаро-монгольское иго (для этого еще не наступило время), но этот князь жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью. Калита выступал даже своего рода агентом Узбека по доставке в Орду…выхода. Но, обеспечив себе если не покровительство, то, во всяком случае, признание ордынского хана, Калита использовал его для укрепления на Руси своей власти, которую в дальнейшем московские князья употребили против Орды. Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества, а это содействовало процессу государственной централизации. <…>
Калиту не нужно идеализировать. Это был сын своего времени и класса, правитель жестокий, хитрый, лицемерный, но умный, упорный и целеустремленный. Хозяйственное возрождение разрушенной после татаро-монгольского завоевания страны совершалось в результате объективных процессов экономического развития. Действующими факторами этого развития был труд русского народа, его борьба за независимость. Политика Калиты отражала интересы господствующего класса и содействовала государственной централизации. Но эта политика, проводимая крутыми мерами, в целом не противоречила объективному поступательному движению феодального общества. Поэтому, несмотря на все неблаговидные приемы деятельности московского князя и отрицательные черты его личности, эту политику надо признать относительно прогрессивной»[521].