Методические материалы по теме «Безотметочное оценивание в 1 классе»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Гороховецкий район Владимирской области
Методические материалы
«Безотметочное оценивание в 1 классе»
«Новые образовательные стандарты в действии: первые итоги, поиски, находки»
Подготовила
Короткова Ирина Михайловна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013год
Безотметочное обучение в 1-м классе не нравится многим родителям, т. к. всем хочется видеть результат достижений своих детей. Поэтому проблему оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки стараюсь решить по-своему, не забывая создавать в классе атмосферу психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Адекватным методом интегральной оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
По итогам каждого полугодия в 1 классе осуществляется мониторинг, где оценивается уровень сформированности УУД. Диагностика и оценка сформированности УУД у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений. Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения использую метод, основанный на вопросах для самоанализа с первых дней поступления ребенка в школу.Оценка − это словесная характеристика результатов действий. Оценивать стараюсь любое успешное действие ученика.
Но дети данного возрастане готовы к адекватной оценке своих результатов.
Поэтому, начиная с первых уроков, (2-3 недели), в конце каждого урока дети обозначают смайликами своё настроение на индивидуальном листе «Моё настроение», а на «Экране успеха» символами – реакцию на уроке (было интересно, не понятно, трудно, легко...). Приложение №1
Через 2–4 недели начинают учиться сравнивать цель и результат. Каждый старается оценить содержание своей письменной работы. Сравнив работу с образцом, они оценивают себя или соседа по парте разными способами: аплодисменты себе (соседу или классу), погладьте себя (соседа) по голове и скажите: «Умница», пожмите руку товарищу…
Далее учимся составлять алгоритм оценивания своей успешной работы:
- выполнил правильно (внизу тетради рисуют улыбку) или с ошибкой;
- выполнил сам (нарисуй !) или с помощью учителя(нарисуй ??), соседа по парте(нарисуй ?).
Позже учимся признавать свои ошибки, неудачи. Дети предложили, если у них что-то не получилось, рисовать черную кляксу.
Когда самооценка адекватная (со 2 четверти), ученики начинают учиться заполнять «Лист самооценки» по предметам (сначала под контролем учителя). Приложение №2 (пояснение к листу: например, математика – каждая тарелка обозначает четверть. Рисуем красное яблоко – верно, жёлтое – есть замечание (исправление), зелёное – 1 ошибка). На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания . Учитель корректирует его самооценку, если ученик завысил или занизил её. Особо отмечаю тех учащихся, чья самооценка совпала с моей.
Использую наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие формы и методы оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения…При работе над проектной деятельностью использую разные формы оценки и самооценки. Приложение №3
В конце года предлогают ребятам самим оценить свои знания, умения и навыки по предметам. Приложение №4
Листы достижений позволяют родителям оценить успехи ребенка и при необходимости вместе с учителем определить пути решения возникающих проблем.
Изучила литературу:
1.    Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.
2.    Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
3.    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
4.    Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой школы. // Народное образование. 2010.
5.    О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.
9.    Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
10 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
Приложение №1
Ф.И._______________________________ Дата_________________
«Моё настроение сегодня»
Вторник обучение грамоте письмо математика «Экран успеха»
Вторник интересно понятно не понятно легко трудно не знал уже знал узнал новое было скучно
обучение грамоте письмо математика 98171031750
Приложение № 2
1127760-565150
-447040-361950
Приложение №3
Лист оценивания презентации «Домашние животные».
Название презентации:______________________________________
Автор_____________________________________________________
Ф.И.(кто оценивал)________________________________________________
Критерии оценка самооценка
(позже оценивает автор)
Оформление презентации
Содержание презентации
Защита презентации
Раскрась вместе с автором презентации кота Леопольда.
-30733962230 К проекту «Азбука – к мудрости ступенька». Приложение №3
К проекту «Домашние животные». Приложение №3
«Оцени сочинение товарища»
Ф.И._______________________________________________________________________
Название сочинения________________________________________________________
Ф. И.(товарища)_____________________________________________________________
МНЕ было… Сочинение написано…
7086605109210 интересно познавательно понятно аккуратно есть рисунок (фото)

55626040697154038603917315
4123208137291
7086602929890
5982970213360
7086602283460
7086601960245
«ОЦЕНИ СЕБЯ!» Приложение №3
(по результатам устного сочинения «Моя азбука»)
Ф.И._____________________________________
справился легко справился с трудом

-390525566420
5890260373380
Приложение №3
Приложение №3
Ф.И. ______________________________________
Оцени свою готовность
к работе над проектом «Домашние животные».
8030210211455 (закрась соответствующую твоему ответу домашнее животное)
5712460277495 Хочу начать работу немедленно.
Мне интересно.
5128260271145
Надо работать.
379476010160 Не хочу, но надо
-5105407048519024611720851. Надо подумать…

Удачи в работе!
Лист достижений за 2012-2013 учебный год. Приложение № 4
Ф.И._______________________________________________
Ответь на вопрос: «Что я знаю, умею?» с помощью смайлика или напиши ответ .
Мате-матика Считаю до ____
Понимаю математическую речь.
Умею решать примеры.
Умею решать составлять равенства и неравентсва.
Умею решать задачи.
Умею работать с таблицами.
Умею составлять задачи по картинке или условию.
Умею называть и чертить разные геометрические фигуры, конструировать.
Умею проверять свои действия.
Литера-турное чтение Техника чтения_______слов.
Читаю без ошибок.
Выразительность.
Ударение.
Понимаю прочитанное.
Умею отвечать на вопросы.
Умею озаглавливать текст.
Могу пересказать без помощи учителя / с помощью учителя.
Могу устно составить рассказ на заданнную тему.
Прочитал произведения (сколько) ______
Знаю авторов: ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Знаю наизусть стихи:_________________________________________________________
Русский язык Знаю гигиенические правила письма.
Граммотность.
Аккуратность.
Применяю правила:
- ЖИ – ШИ
- ЧА - ЩА
- ЧУ – ЩУ
- ЧК, ЧН
- заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Умею:
- писать правильно буквы.
- различать гласные и согласные звуки
- строить схему слова
- переносить слово по слогам
- ставить ударение
- списывать текст.
- выделять орфограммы.
- определять количество слов в предложении
- писать под диктовку.
Выучил словарные слова:_______________________________________________________
______________________________________________________________________
Окру-жающий мир Я знаю:
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы
- государственную символику России, государственные праздники
- основные свойства воздуха, воды
- условия, необходимые для жизни живых организмов
- основные правила поведения (дома, на улице, на природе)
- правила укрепления здоровья
Я умею:
- различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы
- различать части растений
- ухаживать за растениями, животными
- устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе
Техно-логия Умею делать поделки из разного материала
Аккуратность.
Лучшая моя поделка « ».
ИЗО Освоил технику рисования гуашью, акварельными красками, мелками.
Аккуратность.
Лучший мой рисунок « ».
Музыка Выучил песни (сколько) , знаю ноты.
Физ-культура Умею проводить зарядку.
Знаю подвижные игры (сколько) ____
Освоил технику катания на лыжах.
«Юным умникам и умницам» Умею выполнять без ошибок графический диктант.
Могу запомнить 10 фигур за 1 минуту.
Могу запомнить за 2 минуты______ букв.
Умею воспроизводить по памяти 10 рисунков:
- зрительно
- на слух
Умею сравнивать изображения (лишние).