Статья Организация кружка юных археологов
Организация кружка юных археологов»
Значительная часть занятий кружка носит лекционный характер. Во время таких занятий руководитель кружка знакомит школьников с определёнными археологическими культурами, рассказывает о видах памятников, о находках, которые были сделаны при исследовании памятников, о том, какие исторические сведения были получены при исследовании памятников и определённых категорий вещей.
Другая группа занятий- это практические занятия по моделированию древних вещей и макетированию остатков других сооружений. Серия занятий должна быть посвящена подготовке к летней экспедиции кружка. На них руководитель знакомит учащихся кружка с методикой археологических раскопок. Кроме этого в программе есть несколько тем, с которыми руководитель знакомит школьников с целью повышения их общей культуры. Темы эти примыкают к археологии, иногда сами по себе являясь содержанием обширных разделов науки (нумезматика, история архитектуры).
Отдельные занятия должны быть посвящены архитектуре археологических памятников своей местности, с которыми ребята предположительно будут знакомиться в первую очередь при полевых работах кружка.
Построение лекций занятий по определённым разделам программы, изучаемой юными археологами, можно показать на примере рассказов о скифах на тему «Железный век в степных областях Восточной Европы и Азии».
При изложении темы руководитель сначала рассказывает о последовательности изучения скифских памятников. Речь здесь должна пойти о том, что раскопкам в первую очередь были подтверждены царские курганы скифов и сакские курганы на территории Казахстана. Наиболее значительными и давшими важные результаты, были курганы, расположенные на Северном Кавказе, в районе Керчи и в низовьях Днепра , на территории Казахстана. Это курганы Чертомлык, Солоха, Куль- Оба. В более позднее время были раскопаны скифские курганы Гайманова Могила, Толстая могила. Нужно подчеркнуть, что это царское погребение скифов и , несмотря на то что большая часть этих курганов была ограблена ещё в древности, в них сделано большое число находок.
В курганах были найдены предметы вооружения, бытовая утварь, украшения, остатки одежды и головных уборов, погребальные повозки, на которых умершие были перевезены к месту захоронения. Конструкции царских курганов сложны. В них, кроме умерших, погребены также и со-
провождавшие царя -слуги; в них также много конских захоронений. Для того, чтобы лучше сохранить вещи, сопровождавшие умершего, их помещали не только в погребальные камеры, но и специальные открытые тайники.
Кроме царских захоронений археологами были вскрыты сотни курганов, хранивших погребения рядового населения. Находки в них более обильные,
высота рядовых курганов достигала всего 1-2 метра, тогда как высота царских курганов равнялась примерно 20 метров.
Нужно отметить, что царские скифские курганы сосредоточены в определенных местах. Скифы были кочевниками ,основным богатством их был скот ,преимущественно стадо коней, вслед за которыми ,в зависимости от времени года, скифы продвигались вверх или вниз по течению рек, впадавших в Черное море. Следует сказать о том, что под именем скифов существовал в древности обширный племенной союз, кочевавший на пространствах от низовья Дуная до Северного Кавказа. Однако под общим названием скифов, надо полагать, существовали различные по происхождению племена- скифы-кочевники и рядом с ними- скифы земледельцы. Доказательством этого являются частично раскопанные поселения последних- крупные городища, сосредоточенные преимущественно на побережье Днепра. Среди этих поселений известно, например Каменское городище, на котором были обнаружены и жилища ремесленников, занятых изготовлением железных орудий труда и предметов вооружения.
Нужно рассказать о характерных предметах скифского вооружения, например, мече- акинаке, и сказать о том, что скифы были отличными лучниками. Подтверждение этого- дошедшие до нас изображения скифов с вооружением, многочисленные находки мечей, остатки луков, наконечники стрел.
По многочисленным находкам ювелирных изделий и предметам погребального инвентаря мы хорошо знаем одежду рядовых скифов, мужчин и женщин, парадное вооружение и одежду скифских царей. Коллекция бытовых предметов скифов включает металлическую и глянцевую посуду, большие бронзовые котлы ,в которых варилась пища, конское снаряжение -удила и упряжь.
При рассказах о бытовых реалиях скифов эти предметы желательно нарисовать на доске, с тем, чтобы школьники перерисовали их в свои тетради. Рекомендуется, чтобы содержание лекции ребята конспектировали.
При изложении темы необходимо соотносить рассказ с географической картой, показывая места расположения отдельных скифских памятников. При рассказе о скифской культуре обязательно нужно остановиться на вопросах о том, откуда появились скифы на территории Причерноморья, о связях скифов на раннем этапе существования с государством Урарту, рассказать о военных походах скифов в Закавказье и на территорию Малой Азии, о войне скифов с Дарием ,о гибели скифского племенного союза под натиском другого племенного союза сарматов, пришедшего из более восточных областей. Нужно рассказать о том, что в низовьях Дуная и в Крыму сохранились остатки скифского племенного союза в то время ,когда причерноморские степи были заняты другими племенами.
Особое внимание нужно уделить вопросу о том ,каким образом археологи определили возраст скифских курганов, отдельных поселений и вещей .(На начальных ступенях изучения скифской культуры это было сделано по находкам греческой керамики и вещей ,которые часто встречаются в бога-
тых курганах и которые были точно датированы уже давно в самой Греции и причерноморских городах.
Следует далее рассказать об общественном строе скифов, о зарождении у них государственности, о наличии в обществе скифов рабства, об общественном положении женщины в скифском обществе, о том, что большая часть скифов разговаривала на языках, близких к североиранской языковой группе. Можно привести примеры , какие слова и каким образом сохранились от скифского языка. Это названия некоторых рек в Причерноморье , имена скифских царей.
В заключение рассказов нужно познакомить участников кружка со сведениями о скифах , которые имеются у Геродота с имеющимися археологическими материалами.
Из всего сказанного следует, что каждое лекционное занятие более чем обильно насыщено фактами , сведениями. При изложении материала нужно отбирать только основные, главные сведения об археологической культуре. Самое главное, чтобы руководитель дал возможность ребятам как можно больше количество находок , в особенности рядовых , зарисовать в своих тетрадях. Тренировать зрительную память школьников, демонстрируя им рисунки древних вещей, и уделить время рисованию вещей по их описаниям нужно на каждом занятии. Следует особо обратить внимание на то, что рисунки эти должны быть выполнены и в относительно крупном масштабе , чтобы ребята представляли вещи в объемном виде, а не только на плоскостных изображения. Уровень развития и возраст кружковцев порою препятствует пониманию ряда сведений, сообщаемых руководите-лем. Так, рассказывая о культурах железного века, нужно вкратце рассказать в процессе изложения материала о способах получения железа в древние времена, когда руда в сыродутном процессе непосредственно превращалась в железо, минуя стадию изготовления чугуна; о месторождениях меди, откуда получался металл; о сельскохозяйственных культурах ,которые возделывали те или иные племена; и как они определяются при археологических раскопках по костям захороненных или съеденных животных.
Кружок юных археологов обычно весьма специфичен по составу его участников. Не все школьники ясно представляют себе , что археология -это раздел исторической науки, изучающей древнейшее прошлое человечества по материальному воплощению трудовой деятельности людей. Многие ребята связывают работу археолога только с раскопками, полагая ,что основная цель археологии- поиск кладов и сокровищ, зарытых в отдельные времена, и занятия в кружке дадут им возможность принять участие в таких поисках.