Рабочая программа обучения актива ученического самоуправления «ЛИДЕР»


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза М. Р. Попова
ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский
Самарской области
Рабочая программа
обучения актива ученического самоуправления
«ЛИДЕР»
направление: социальное
возраст: 11-14 лет
Составила:
Галимова Р. Н.,
педагог – организатор
Пояснительная записка
В настоящее время резко возросла общественная активность подростковой молодежи. Выразилось это, прежде всего в развитии школьного ученического самоуправления. Цель школьного самоуправления – способствовать становлению личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать его к социальному творчеству, действиям в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.
По своему характеру самоуправление может быть общественное, производственное, территориальное и функциональное. Органы самоуправления детских и молодежных организаций следует относить к общественному самоуправлению.
Изменения и преобразования, происходящие в нашем обществе, затрагивают в первую очередь интересы наименее защищенных слоев общества, к которым относятся и дети. Кардинальное изменение социальной системы, резкая смена политических ориентиров, экономическая нестабильность, ухудшение экологической обстановки непосредственно отражаются на сознании и поведении подростков, влияют на здоровье и социальное положение.
Данные события и мероприятия, инициатором и организатором большинства из которых стал Российский союз молодежи, активизировал процесс создания программ. Однако на этапе их создания и развития возникают вопросы организационной деятельности, наиболее важными из которых являются: формирование и обучение актива, подготовка кадрового резерва, ресурсное обеспечение деятельности, взаимодействие с администрацией образовательного учреждения.
Данная программа направлена на развитие актива ученического самоуправления как одной из составляющих частей государственно-общественного управления образованием. Она является примером обобщения и систематизации различных программ по обучению школьников-активистов образовательных организаций.
Согласно требованиям ФГОС, у обучающихся формируются следующие метапредметные компетенции:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
На базе ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала действует детская организация «Республика Мальчишек и Девчонок». Вся деятельность детской организации строится на основе демократической, альтернативной, выборной основе из числа учащихся 5-11 классов. В реализации запланированных программами мероприятий, особая роль принадлежит членам актива детской организации.
Деятельность ученического самоуправления базируется на следующих нормативно-правовых документах:
1. Всеобщей декларации прав человека.
2. Конвенции ООН  о правах ребенка.
3. Конституции Российской Федерации.
4. Закона РФ «Об образовании».
5. Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
6. Типового  положения об общеобразовательном учреждении.
7. Локальных актах ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала.
Новизна программы: наличие непрерывной системы формирования лидерских качеств у детей и подростков в условиях детской организации «Республики МиД», через участие в конкретных практических делах (заседание Общего собрания в работе детской организации 2Республики МиД», в организации и проведении концертов, акций, операций и т. д.), в тренингах, в школьных, окружных и областных конкурсах.
Актуальность программы: состоит в том, что в настоящее современное время на передний план выходит проблема воспитания личности, обладающей лидерскими качествами, способной  действовать универсально, повести за собой, стремящейся к достижению общей цели, активно влияющей на окружающих, наиболее полно понимающей интересы большинства.  
Поэтому возникла необходимость иметь подготовленных к активной деятельности детей и подростков, которые могли бы увлечь и повести за собой других ребят, а также для успешной работы детского актива вы школе. Программа предполагает выявление, стимулирование, становление и реализацию лидерских качеств учащихся.
Цель программы: выявление, стимулирование и развитие лидерских качеств у детей и подростков.
Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, побудить интерес к делу.
Лидер стремится выложится для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы мастерства. Именно с ним хочется поделиться радостью, посоветоваться в трудную минуту, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, он способен «завести» окружающих.
Задачи программы:
Формирование возможности реализации собственных интересов, организаторских и лидерских качеств.
Формирование социального опыта, умение применять свои знания и умения на практике.
Развитие лидерских качеств.
Приобретение новых практических занятий, умений и навыков, улучшающих личные достижения учащихся.
Приобретение учащимися уверенности в возможности влияния на позитивный результат в итоге своей деятельности.
Расширение опыта взаимодействия с окружающими.
Программа предназначена для учащихся 11-14 лет, так как возрастные особенности подростков предполагают развитие самопознания, самоопределения, самореализации личности, что способствует формированию лидерских качеств учащихся. При комплектовании группы по данной программе обязателен принцип добровольности. Тематический план разбит на блоки, которые разработаны в соответствии с логикой процесса обучения и личностного роста обучающихся (от формирования психологической готовности к данному роду деятельности до создания условий, обеспечивающих самореализацию и личностный рост участников программы).
Программа является вариативной: включает в себя как теоретический материал, так и практические упражнения. Педагог может вносить изменения в содержание программы, дополнять приемы практического применения.
Для проведения занятий используются различные формы и приемы: беседа, обсуждение, групповые формы работы, анкетирование, «мозговой штурм», игровые упражнения, пресс – конференции, экскурсии, встречи, просмотр и обсуждение кинофильмов, сценариев и т.д. Слеты, диспуты, дискуссии за «круглым столом», выставки рефератов, проектов, защита творческих проектов, практикум, использование тестов – опросников, психологические упражнения, деловая игра.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проходят 1 час в неделю – 34 часа в год. Итого 102 часа.
Результатом проведения данной программы должно стать:
Развитие лидерских качеств, самостоятельности;
Умение подростков работать в коллективе, организовывать и руководить группой сверстников;
Формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
Наличие у подростков чувства социальной ответственности;
Применение полученных знаний и умений в классе, в школе;
Развитие детского самоуправления на уровне класса, школы.
Материально – техническая база:
В школе функционируют: 2 спортивных зала, мастерские для трудового обучения, пришкольный участок, столовая, краеведческий музей «История Шенталинского района», оборудованные кабинеты по общеобразовательным дисциплинам, компьютерный класс, актовый зал, медиатека.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации программы:
Мониторинг удовлетворенности участников воспитательного процесса (дети, родители, учителя).
Сформированность актива детской организации «Республики МиД» (способность работать в команде; проведение «ключевых дел» при активном участие членов школьного коллектива; эффективное сетевое взаимодействие; гумманизация отношений, взаимоуважении, доверие и поддержка).
Достойный вклад в социальное развитие села, района и области.
Укрепление и развитие репутации образовательного учреждения в глазах общественности.
Устойчивое системное внедрение инноваций.
Формы контроля:
Тестирование.
Разработка тематических, социально – значимых проектов.
Участие в презентациях, проектной деятельности группы.
Разработка сценариев мероприятий и их проведение.
Координация ученического самоуправления на уровне ОУ города.
Публичные выступления на форумах, акциях, мероприятиях и т.д.
Учебно – тематический план
Первый год
№ п/п Разделы и темы. План занятий Всего часов Теор. Практ. Примечания
1. Вводное занятие.
Введение в программу, знакомство с целями и задачами программы. 1 1 - 2. Понятие «Лидерство».
2.1Лидер. Роль лидера в обществе.
2.2 Тестирование «Лидер ли ты?»
2.3 Психологические характеристики лидера.
2.4 Самооценка.
2.5 Основные этапы становления лидера.
2.6 Основные стили работы лидера.
2.7 Итоговое занятие по разделу. 9
1
1
1,5
1,5
1
1,5
1,5 4
1
-
0,5
0,5
1
0,5
0,5 5
-
1
1
1
-
1
1 Тестирование «Лидер ли ты?»
3. Организаторская техника.
3.1. Организаторские способности.
3.2. Основные этапы достижения цели.
3.3 Игровые упражнения.
3.4. Итоговое занятие по разделу. 5
1
1
2
1 2,5
1
0,5
0,5
0,5 2,5
-
0,5
1,5
0,5 Микроигра «Выбор»
4. Общение.
4.1. Средства общения.
4.2. Тест «Определите уровень общительности»
4.3. Тест «Ваш стиль взаимодействия»
4.4. Типы и стили общения
4.5. Тест «Три Я»
4.6. Ролевая игра
4.7. Правила эффективного общения
4.8.Игровые упражнения
4.9. Тест «Умеете ли вы оценивать людей»
4.10. Приемы расположения к себе
4.11. Какой вы слушатель
4.12. Тестирование. Игровые упражнения.
4. 13. Итоговое занятие по разделу. 15
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1 2,5
0,5
-
-
0,5
-
-
1
-
-
-
-
-
0,5 12,5
0,5
1
1
0,5
1
1
-
2
1
1
1
2
0,5 Ролевая игра «Самоотдача», тесты «Умеете ли вы оценивать людей», «Умеете ли вы слушать», «Умеете ли вы контролировать себя», «Умеете ли вы оценивать людей».
5. Работа по последействию лидерских качеств.
5.1. Определение самооценки.
5.2. Методы общения с людьми.
5.3. Итоговое занятие за год. 4
1
1
2 -
-
-
1 3
1
1
1 Тест, творческое задание.
Итого 34 11 23 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 года обучения
Вводное занятие.
Теория (1 ч.)Введение в программу, знакомство с целями и задачами программы.Правила внутреннего распорядка.Инструктаж по технике безопасности, ознакомление с расписанием занятий, составление плана работы.
Понятие «Лидерство».
Теория (4 ч.) Лидер. Роль лидера в обществе. Психологические характеристики лидера. Кто такой лидер? Лидерское поведение. Лидерские качества. Основные этапы становления лидера.
Практика (5ч.) Тестирование «Лидер ли ты?» Самооценка. Основные стили работы лидера. Итоговое занятие по разделу. Тренинги. Диспут «Все ли могут быть лидерами?» Деловая игра «мозговой штурм» («Мой путь к самореализации»).
Организаторская техника.
Теория (2.5 ч.) Организаторские способности. Основные этапы достижения цели.
Практика (2.5 ч.) Игровые упражнения. Итоговое занятие по разделу. Микроигра «Выбор»
Общение.
Теория (2.5 ч.) Средства общения.Типы и стили общения. Правила эффективного общения. Какой вы слушатель.
Практика (12.5 ч.) Тест «Определите уровень общительности». Тест «Ваш стиль взаимодействия». Тест «Три Я». Ролевая игра. Игровые упражнения. Тест «Умеете ли вы оценивать людей». Приемы расположения к себе. Тестирование. Игровые упражнения. Итоговое занятие по разделу. Правила эффективного взаимодействия с окружающими. Составление правил общения с разновозрастными группами
Работа по последействию лидерских качеств.
Теория (1 ч.) Определение самооценки.
Практик (3 ч.) Методы общения с людьми. Итоговое занятие за год. Тест, творческое задание.
Ожидаемый результат: к концу первого года обучающиеся должны знать основные теоретические понятия: лидерство, целеполагание, организаторская техника, общение. Должны уметь рационально пользоваться невербальными средствами общения, ставить перед собой цель, оценивать и развивать свои лидерские способности.
Второй год
№ п/п Разделы и темы. План занятий Всего часов Теор. Практ. Примечания
1. Введение.
Знакомство с планом работы, повторение терминологии 1 1 - 2. Ученическое самоуправление
2.1.История ученического самоуправления.
2.2. Основы моделирования самоуправления.
2.3.Нормативно- правовая база ученического самоуправления.
2.4.Визитная карточка ученического самоуправления
2.5.Разработка структуры модели.
2.6.Преимущества и недостатки работы в команде. 8
2
0.5
0.5
2
2
1 3.5
2
0.5
0.5
0.5
-
- 4.5
-
-
-
1.5
2
1 Деловая игра «Юридическая консультация». Игра - кругосветка (маршрутная игра) «Имею право!» Интеллектуальная игра «Час знатоков».
3. Культура речи.
3.1. Качество речи; дикция и выразительность речи.
3.2. Упражнения. Этикет общения.
3.3. Приемы эффективного общения по телефону. Электронная почта. Интернет общение. 3
1
1
1 1
0.5
-
0,5 2
0.5
1
0,5 4. Имидж.
4.1.Конструирование личного имиджа.
4.2. Одежда.Макияж.
4.3. Осанка.Практикум «Создаю себя сам». 3
1
1
1 1.5
1
0.5
- 1.5
-
0.5
1 5. Организация досуга.
5.1. Методика проведения праздника
5.2. Спортивные праздники и эстафеты
5.3. Развлекательные праздники
5.4. Игры – викторины
5.5. Интеллектуальные игры
5.6. Методика проведение дискотек.
5.7. «Огонек» как особая форма общения
5.8. Игровые технологии
5.9. Методика проведения современных ток-шоу
5.10. Итоговое занятие 13
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1 5
1
0,5
0.5
0,5
0,5
0,5
0,5
-
0,5
0,5 8
-
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
2
1,5
0,5 6. Конфликт и способы его разрешения.
5.1. Конфликт как способ неэффективного общения
5.2. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
5.3. Стили реагирования в конфликтных ситуациях
5.4. Основные правила поведения в конфликтных ситуациях
5.5. Игровые упражнения
5.6. Тест «Конфликтная ли вы личность?» 6
1
1
1
1
1
1 2
1
-
0,5
0,5
-
- 4
-
1
0,5
0,5
1
1 Тесты «Стили реагирования в конфликтных ситуациях», «Конфликтная ли вы личность?». Творческое задание.
Итого: 34 15 19 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения
Введение.
Теория (1 ч.) Знакомство с планом работы, повторение терминологии.
Ученическое самоуправление
Теория (3.5ч.)История ученического самоуправления. Самоуправление в 30-40-е годы, 50-60-е годы XX века «Коммунарская методика» И.П. Иванова. «Ключевые дела» В. А. Караковского. Самоуправление в 90-е годы XX века и настоящее время. Основы моделирования самоуправления: понятие модели; классификация моделей; виды и типы моделей; понятие моделирования; принципы моделирования самоуправления; основные характеристика модели. Нормативно- правовая база ученического самоуправления. Актив ученического самоуправления: обычная рабочая группа или команда.
Практика (4.5 ч.) Визитная карточка ученического самоуправления своего класса (объединения, школы). Разработка структуры модели. Деловая игра «Юридическая консультация». Игра - кругосветка (маршрутная игра) «Имею право!»Интеллектуальная игра «Час знатоков». Преимущества и недостатки работы в команде. Признаки эффективной команды. Основные принципы работы в команде. Управленческая команда актива.
Культура речи.
Теория (1ч.) Качество речи; дикция и выразительность речи. Приемы эффективного общения по телефону. Электронная почта. Интернет общение.
Практика (2ч.) Упражнения. Этикет общения. Итоговое занятие.
Имидж.
Теория (1.5ч.) Конструирование личного имиджа.Одежда. Макияж.
Практика (1.5ч.) Осанка. Практикум «Создаю себя сам». Итоговое занятие.
Организация досуга.
Теория (5.5ч.) Методика проведения праздника. Спортивные праздники и эстафеты. Развлекательные праздники. Игры – викторины. Интеллектуальные игры. Игры – путешествия. Организация деловой игры. Круглый стол. Диалог, диспут, дискуссия, дебаты. Семинар. Конференция. Заседание (первое, итоговое).
Практика (7.5ч) Методика проведение дискотек. «Огонек» как особая форма общения. Игровые технологии. Итоговое занятие. Ситуационные задания на тему: «ЧП!!!». Игры на знакомства. Игры на сплочение. Игры «с залом». Подвижные игры. Игры на все случаи жизни. Тренинги, психологические игры. Ролевые игры (Я – директор, Заседание Совета школы, Круглый стол). Деловые игры. Организация и проведение деловых диалогов, диспутов с представителями организаций города.
Конфликт и способы его разрешения.
Теория (2 ч.) Конфликт как способ неэффективного общения. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Основные правила поведения в конфликтных ситуациях
Практика (4 ч.) Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Игровые упражнения. Тест «Конфликтная ли вы личность?». Итоговые занятия по разделу. Тесты «Стили реагирования в конфликтных ситуациях», «Конфликтная ли вы личность?». Творческое задание.
Ожидаемый результат: к концу второго года обучения учащихся должны знать методику проведения праздников, ток-шоу, игровых упражнений; правила этикета, правила поведения при конфликтах, стили реагирования в конфликтных ситуациях. Должны уметь: выразительно и правильно выражать свои мысли, грамотно общаться по различным источникам сообщения, организовать и проводить праздники и любые КТД, организовывать собственный досуг, находить рациональный выход из конфликтной ситуации.
Третий год
№ п/п Разделы и темы. План занятий Всего часов Теор. Практ. Примечания
1. Введение.
Знакомство с планом на учебный год. 1 1 - 2. Я – лидер.
2.1. Виды лидеров.
2.2. Способы выявления лидеров.
2.3. Личная программа развития лидера.
2.4. Защита собственной программы.
2.5. Основные приемы привлечения аудитории.
2.6. Молодежные лидерские группировки.
2.7. Итоговое занятие по разделу. 9
1
1
2
1
1
2
1 3
0,5
0,5
0,5
-
0,5
1
- 6
0,5
0,5
1,5
1
0,5
1
1 С участием представителей органов местного самоуправления
3. Психология лидерства.
3.1. Психология и возрастные особенности.
3.2. Восприятие.
3.3. Наблюдательность и внимание
3.4. Логика и мышление
3.5. Тренинг «Я планирую свою жизнь»
3.6. Программа развития коммуникативных качеств. Коммуникативные игры. 7
1
1
1
1
1
2 3
1
0,5
0,5
0,5
-
0,5 4
-
0,5
0,5
0,5
1
1,5 4. Теоретические и практические основы деятельности.
4.1. Принципы и методические основы коллективного планирования.
4.2. Создание собственного плана действий.
4.3. Методика КТД
4.4. Планирование, проведение и анализ КТД
4.6. Школьное ученическое самоуправление как форма управления коллективом
4.7. Игровые технологии
4.8. Разработка игровых технологий
4.9. Проведение игр, конкурсов, их анализ.
4.10. Выпуск стенгазеты «Я – лидер»
4.11. Методика разработки социально значимых проектов
4.12. Разработка и защита социальных проектов
4.13. Итоговые занятия по разделу.
4.14. Итоговые занятия за год 17
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
3
1
1 5,5
1
-
1
-
0,5
1
-
-
-
1
-
-
1 11,5
-
1
-
2
0,5
-
1
2
1
-
3
1
- Разработка соц. проекта.
Организация и проведение КТД.
Итого: 34 12,5 21,5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 года обучения
Введение.
Теория (1ч.) Знакомство с планом на учебный год.
Я – лидер.
Теория (3ч.) Виды лидеров. Способы выявления лидеров. Личная программа развития лидера. Основные приемы привлечения аудитории. Молодежные лидерские группировки.
Практика (6ч.) Защита собственной программы. Занятие «Здравствуйте!» Деловая программа «Лидер и его команда». 10 причин для выполнения необходимой работы. Игра Джеффа. Деловая игра «Что- нибудь такое эдакое!» Занятие «Это Я!!» «Уверенность и уверенное поведение». Тренинг «Как сказать «НЕТ!» Тренинг «Познай себя – познай другого». Встреча с лидерами политических партий города, обмен опытом. Диспут «Все ли могут быть лидерами?» Итоговое занятие по разделу.
Психология лидерства.
Теория (3ч.) Психология и возрастные особенности. Восприятие. Наблюдательность и внимание. Логика и мышление.
Практика (4ч.) Тренинг «Я планирую свою жизнь». Программа развития коммуникативных качеств. Коммуникативные игры.
Теоретические и практические основы деятельности.
Теория (5.5ч.) Принципы и методические основы коллективного планирования. Создание собственного плана действий. Школьное ученическое самоуправление как форма управления коллективом. Методика разработки социально значимых проектов
Практика (11.5ч.) Методика КТД. Планирование, проведение и анализ КТД. Проведение игр, конкурсов, их анализ. Игровые технологии. Разработка игровых технологий. Выпуск стенгазеты «Я – лидер». Разработка и защита социальных проектов. Итоговые занятия по разделу. Составление сценариев. Планирование коллективно – творческого дела. Тренинговые упражнения направленные на развитие чувства принадлежности к группе, повышение активности и самосознания. Деловая игра «Фирма». Работа над проектами в группе и индивидуально. Подготовка презентаций, презентация своего проекта.
Ожидаемый результат: К концу третьего года обучения учащиеся должны знать способы выявления лидеров, молодежные лидерские группировки и их отличительные особенности, методики развития психологических механизмов, методики планирования проведения и анализ КТД, игровых технологий, разработки социальных проектов.
Должны уметь: планировать, проводить и анализировать проводимые мероприятия, разрабатывать и защищать собственные проекты.
Список использованной литературы для педагогов.
. Ахметова, И..Ф. Гражданское образование и социальное проектирование: Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы / И.Ф. Ахметова, Н.М Воскресенская, И.Г. Димова. - М.: Новый учебник, 2003. -160 с.
. Браткин, А.Л. Чемоданчик тренера.! 0 продаваемых тренингов / А.Л. Браткин, И.А. Скоробогатова. - Москва, 2006. - 206 с.
. Вагин, И.О. Мастер- класс. Тренинги/И.О. Вагин, П.Репинская. -М.: Астрель. Транриткнига, 2005. - с. 37- 39
. Вагин, И.О. Как стать первым. Практический коучинг по-русски / И.О. Вагин, А.И. Глущай. - М.: ACTАстель. Люкс, 2004. - 272 с.
. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я : Метод, пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешов, П. В. Степанов; под ред. Л.И.Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. - 207с.
. Детское движение . - Мн.: ООО Красико-Принт, 2004. -128 с.
. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права). 5-9 классы / авт.-сост. М. Е. Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 94с.
. Прутченков, А.С. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели/ А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова. - М.,2005.-120 с.
. Сельченок, К.В. Психология лидерства/К.В. Сельченок. - Минск, 2004.-365 с.
Список использованной литературы для детей
Бочкарев,В.И. Ученическое самоуправление в школе. www.couo.ru.
Прутченков А., Новикова, Т. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист №4/2006 г.
Прутченков, А.С. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели/ А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова. - М.,2005.-120 с.
Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2002. – 92 с.
Рогаткин Д. В. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. – 92 с
Социокинетика. Лидерство в детском движении: время и ценности / Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник.  - М., 2004. - 464 с.
Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы [Текст] / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.