Тезнологическая карта урока по истории России 6 класс. «Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV века»


Технологическая карта урока истории России в 6 классе.

Разработал учитель истории МБОУ «СОШ №46» г. Братск
Мухамодеева Светлана Николаевна
Тема урока «Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века»
Тип урока Комбинированный
Цель урока Рассмотреть внутренние междоусобные войны московских князей и охарактеризовать взаимоотношения русских земель с соседями - с Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским в конце XIV- середине XV вв.; разобрать вопрос о формировании русской, белорусской и украинской народностей.
Образовательные ресурсы Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, карточки-тесты для проверки домашнего задания, .лист опроса ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
План урока Василий I ( 1389-1425),
Московская усобица
Распад Золотой Орды.
Союз Литвы и Польши
Образование русской, белорусской и украинской народностей.
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия Василий I ( 1389-1425),диалект, Грюндвальская битва 1410.УНИЯ,
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
систематизировать исторический материал по изучаемому периоду;
рассмотреть внутреннюю политику Василия I;
рассмотреть ход и итоги междоусобной войны второй четверти XIV в.;
выяснить причины распада Золотой Орды и разобрать характер взаимоотношений Литвы
и Польши с Тевтонским орденом, взаимоотношения Московского княжества с Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности обучающихся, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника;
продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой), историческим временем (хронологией) и историческим документом;
продолжить развивать умение анализировать исторические события и факты, делать выводы, обрабатывать историческую информацию, раскрывать причинно-следственные связи сохранять мотивацию к учебной деятельности;
интерес к отечественной истории, проявление гражданских и патриотических чувств;
понимать и осознавать ответственность за принятые решения;
определить собственную позицию
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Название этапа Ведущая деятельность УУД
Учителя Учащихся Организация класса. Проверка готовности к уроку Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу.
Осмысливают поставленные задачи. Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его
Коммуникативные: умение слушать и слышать, устанавливать рабочие отношения.
Актуализация знаний Формулирует задание.
Контролирует выполнение задания. Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Слушают задания. Выполняют задания. Высказывают свое мнение. Участвуют в беседе.
Оценивают свои знания. Познавательные:
структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений: выдвигают и обосновывают гипотезы.
Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.
Проверка домашнего задания Организует проверку выполнения домашнего задания по вопросам и с использованием слайдов. Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
1.Работа по вопросам
1
- Как укреплялись позиции Московского княжества при великом князе Дмитрии Ивановиче?
- Какие причины сделали неизбежным открытое столкновение Москвы и Орды?
- Назовите основные этапы Куликовской битвы.
- Найди ошибки в тексте
( приложение 1)
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Участвуют в беседе. Определяют основные события. Выявляют закономерность. Оценивают свои знания по предыдущей теме. Мотивацион-но-целевой этап Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока. Записывают дату и тему урока. Осмысливают поставленные задачи. Познавательные: выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать.
Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.
Изучение нового материала Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы будете выполнять практическую работу при изучении новой темы.
На уроке вам предстоит определить, что же произошло в истории Русского государства в XV в.? Как складывались отношения с соседями и внутри страны?
Подведение итогов I этапа
1.Каждый ученик получает путевой лист ( приложение 2), по которому он будет работать в течение урока.
2.Работа, предшествующая организации практической работы по новой теме ( приложение 3)
3.На данном этапе организуется групповая работа под руководством учителя.
Выполняют практическую работу. Работают с текстом учебника, дополнительным материалом, картой. Читают текст. Участвуют в беседе. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя. Заполняют путевой лист. Участвуют в дискуссии. Анализируют. Выявляют закономерность. Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку. Оценивают свою деятельность.
Работа по карте «Великое Московское княжество в конце XIV – первой половине XV века»
Познавательные:
общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений.
Логические: анализ, сравнение, синтез.
Регулятивные:
принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи; самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей. Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности; интерес к отечественной истории, проявление гражданских и патриотических чувств;
понимать и осознавать ответственность за принятые решения;
определить собственную позицию.
Физминутка
Изучение нового материала II этап – распад Золотой Орды
1395 г.
Карточка-дата

В 1395 году Золотая Орда подверглась нашествию Тимура (Тамерлана). Он был родом из Средней Азии, создал огромную империю. Его волны были так жестоки, что строили пирамиды из отрубленных голов своих врагов. Тимур после разгрома Орды двинул свои войска на Русь, но разгромив Елец, повернул обратно в Степи. Удар Тимура Золотой Орде был настолько силен, что это государство стало стремительно распадаться. В течение XV века Золотая Орда разделилась на отдельные ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское (показать на схеме и карте). Астраханское ханство располагалось на территории современного Астраханского края. Столицей был город Астрахань. Этот золотоордынский город возникает в конце XIII века, но сначала он назывался Астрахан.
Ребята, необходимо оставить отметку о Золотой Орде в вашем путевом листе. Выполните задание. В качестве подсказки можно воспользоваться учебником (пункт 3).
III этап – Великое княжество Литовское
А)Ребята, необходимо оставить отметку о нем в вашем путевом листе. Выполните задание. В качестве подсказки можно воспользоваться учебником (пункт 4).
Б)Вывод по II и III этапу
Почему Литва и Золотая Орда не воспользовались междоусобными войнами в Московском княжестве, чтобы подчинить его себе?
IV этап – образование русской, белорусской и украинской народностей.
Прочитайте пункт 5
и ответьте устно на вопрос
Как образовалась единая
великорусская народность?
Выполняют работу по карточке
( приложение 4)
1377 г.

Карточка с датами
1)Какое событие произошло в 1377 г. В Великом княжестве Литовском?
2) 1385г.
3)1410 г.
4) Прочитайте текст. Найдите в тексте три исторические ошибки, подчеркните их и напишите правильный ответ
(приложение 5)
(Литва и Золотая Орда не смогли воспользоваться междоусобицей Московского княжества и подчинить его, т.к. сами находились в состоянии междоусобной войны, слабели и потому же испытывали натиск внешних врагов (Тевтонского Ордена и Тимура). Московское княжество не утратило ведущих позиций в русских землях. Оно лишь укрепилось в роли центра объединения Русских земель).
Устные ответы ребят . Закрепление изученного материала Задает вопрос. Какой вывод можно сделать о положении Московского княжества на данном этапе?
Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу. Участвуют в беседе. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Формулируют вывод.
Познавательные:
умение структурировать знания;
оценка процессов и результатов деятельности
Регулятивные:
волевая саморегуляция: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.
Итог урока. Рефлексия Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Домашнее задание Комментирует домашнее задание. § 19, в. РТ – з.2
ИЗ: доклад «Личность Ивана III»
Если на уроке будет недостаточно времени для выполнения пятого этапа, то данное задание задается домой.
Слушают и записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы. Познавательные:
анализируют информацию.
Регулятивные:
волевая саморегуляция: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.
Приложение 1
В 1359 г. на московском престоле оказался Дмитрий Иванович, сын (внук) Ивана Калиты. В начале своего княжения Дмитрий боролся ярлык на великое княжение киевское (владимирское) с нижегородским и тверским князем. В результате Дмитрию удалось сохранить ярлык и сделать его наследственной привилегией московских князей.
Тем временем в Орде к власти пришел хитрый и коварный военачальник Тохтамыш (Мамай), который стремился укрепить свою власть с помощью нового похода на Русь. 11 августа 1378 года на реке Непрядве (Воже) состоялось сражение, в результате которого ордынцы были разгромлены, а Русь перестала платить дань Орде. Тохтамыш (Мамай) не мог смириться с поражением и в 1382 (1380) году состоялась битва на Куликовом поле, в результате которой монголо-татары потерпели поражение, а Тохтамыш (Мамай) бежал с поля боя. Дмитрия в честь этой победы в народе прозвали Невским (Донским). Силы Москвы после Куликовской битвы ослабли и этим воспользовался хан восточной части Золотой Орды Мамай (Тохтамыш). В 1383 (1382) году он обманом взял Москву, разграбил ее и сжег.
Приложение 2
I этап – Московское княжество
1389 г.
Карточка дата
Какое событие произошло в 1389г.?
(Умер Дмитрий Донской, через девять лет после прославившей его битвы. В своем завещании он передал не только Московское княжество, но и Владимирский престол, старшему сыну Василию, не спрашивая разрешения ордынского хана. Это произошло впервые. С тех пор ярлык на великое владимирское княжение навсегда остался у московских князей. Таким образом, хан Золотой Орды признал верховенство Московского княжества над всеми другими русскими княжествами. )
Могло ли это произойти без победы в Куликовской битве? (Нет: Дмитрий Донской не смог бы передать по наследству великое владимирское княжение своему сыну).
Василий Дмитриевич правил дольше своего отца и жил дольше его. На счету князя Василия I не было громких военных побед. Но он довольно успешно продолжил политику своего отца. В его правление происходит расширение территории Московского княжества. Василий I присоединил к Москве Нижегородское, Муромское, Тарусское княжества. После смерти Василия I в 1425 году великокняжеский престол по его завещанию перешел его 9-летнему сыну Василию II. Но на престол стал претендовать дядя Василия II Юрий Дмитриевич. В 1430-1453 году на Руси бушевала междоусобная война.
Среди усобиц того времени историки выделяют упорную борьбу за великое княжение во второй четверти XV века. Её особенность заключалась в том, что речь шла не о соперничестве между Москвой и Тверью за главенство Москвы на Руси, а борьбе за власть именно над Москвой. Ребята, обратитесь к путевому листу. Прочитайте задание первого этапа.
ПУТЕВОЙ ЛИСТ
по теме «Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века»
Познакомьтесь с пунктами 1 и 2 § 19 и определите: (напишите краткий ответ)
1.За что боролись князья___________________________________________
2.Какие силы (слои населения) поддерживали каждого из них____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие средства использовали князья в борьбе__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Что принесла усобица жителям княжеств, самим князьям, процессу объединения______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Ход династической войны»
Дата Событие
1389 г. Василий I занял ………………….. без ханского ярлыка.
1425 – 1431 гг. Василий I завещал московский престол сыну Василию II. Но на престол стал претендовать ……………………………
1433 г. Скандал во время свадьбы Василия II и княжны Марии Ярославны, когда двоюродный брат Василий Косой надевает символ великокняжеской власти – золотой пояс. Софья в гневе срывает пояс с его владельца. Конфликт и начало военных событий.
……… Юрий Дмитриевич выгнал Василия II из Москвы. Московские бояре не приняли нового государя и Юрий покинул Москву.
………. Юрий Звенигородский захватывает Москву и начинает печатать монету с изображением Георгия Победоносца. Но неожиданно умирает в Москве.
Июнь 1434 г. Василий Косой занимает московский престол без согласия своих родственников. Его не поддержали даже братья – Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный. Московский княжеский престол опять переходит к Василию II.
1436 г. Князь Василий Косой пытается продолжить вооруженную борьбу, но терпит сокрушительное поражение от Василия II. Его захватывают и ослепляют (отсюда прозвище Косой). Новое обострение отношений между Василием II и Дмитрием Шемякой.
………. Ордынцы совершили большой поход на Русь. Василий II попал в плен и был отпущен за …………. Василий II возвращается из плена и изгоняет Шемяку из Москвы.
………. Дмитрий Шемяка захватил Москву и приказал выколоть глаза Василию II (в связи с этим получившему прозвище Темный). Ссылка Василия II в Углич, а затем в Вологду.
………. Заключение Василием II союза с тверским князем Борисом Александровичем для борьбы с Дмитрием Шемякой, Поддержка церковью Василия II. Василий II посажен на престол.
1448-1450 гг. Неудачные военные попытки Дмитрия Шемяки свергнуть Василия II.
………. Смерть князя Дмитрия Шемяки в Новгороде. Окончание династической войны.
Последствия династической войны (кратко запишите в путевом листе)
Подведение итогов I этапа
Работа по карте «Великое Московское княжество в конце XIV – первой половине XV века»
- Покажите на карте территорию Московского княжества к 1389 году
Какие земли вошли в состав Московского княжества при Василии I, Василии II?
Назовите соседей Московского княжества в середине XV века. Какие из этих стран были населены русскими?
Вызов к дискуссии
Почему события междоусобной войны историки называют драматическим периодом русской истории?
Какие уроки должны быть извлечь русские люди из этих событий?
Утратила ли Москва ведущие позиции в русских землях в связи с династической войной?
Приложение 3
К началу XIV века Московское княжество, располагавшееся на северо-востоке Русского государства было одним из удельных княжеств Владимиро-Суздальской Руси (использование атласа). Через его территорию проходили торговые пути. Леса и болота защищали его от набегов врагов. Благодаря выгодному географическому положению и умелой политики московских князей уже к середине XIV века происходит возвышение Москвы над другими княжествами. Оно стало одним из самых сильных политических центров Руси.
какое государство было самым грозным соседом Руси на юго-востоке (Золотая Орда).
Как проявилась политическая зависимость Руси от Золотой Орды? (Князья должны ездить в орду за ярлыком).
В чем проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды? (Ежегодно Русь должна была платить дань Орде. За сбором дани следили баскаки).
Какое государство было соседом Руси на Западе. (Великое княжество Литовское).
Как оно было образовано. (Объединение Литовского княжества с юго-западными русскими землями для совместного противостояния врагам).
Главной особенностью Великого княжества Литовского было то, что на его территории жили русские и литовцы. Православие мирно уживалось с католичеством и язычеством.
Во второй половине XIV века произошло важнейшее событие в истории Русского государства. Послушайте, как описывает его летописец и попытайтесь угадать о чем идет речь.
Текст источника.
«Той осенью пришел ордынский князь. Мамай с единомышленниками своими и сказал: «Пойдем на Русского князя и на всю силу русского». И соединившись со всеми князьями русскими пошел Дмитрий против них скоро из Москвы и перешел за Дон в чистое поле Мамаеву землю, на устье Непрядвы . И сошлись обе силы великие вместе и надолго и была сеча ожесточенная…».
О каком событии идет речь? (Куликовская битва).
Дата (1380).
Кто возглавил русское войско (Дмитрий Донской)
Чем закончилась битва? (победой русского войска)
В чем значение этой победы? (Она показала, что освободиться от ордынского ига возможно, только объединив силы всей русских земель. Москва превратилась в национальный центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества).
Приложение 4
Прочитайте отрывки из исторических документов и ответьте на вопросы
«От устья Волги до Астрахани – 75 миль. По эту сторону от города – в направлении к морскому берегу – есть огромное соляное озеро; говорят, что оно дает столько соли, что могло бы снабдить его большую часть мира. Этой солью пользуется вся Россия. Город невелик, расположен на берегу Волги; домов там мало и они глинобитные, но город защищен низкой каменной стеной… Рассказывают, что в старые времена Астрахань была местом крупной торговли и те специи, которые отправлялись в Венецию из Таны, проходили через Астрахань»
Вопросы:
1. Где была расположена Астрахань?
2. В чем это географическое положение было выгодно?
3. Как выглядел город?
Для ответов на вопросы заполните пропуски
Город расположен ……… от устья реки …….
Рядом было большое …… озеро, которое снабжало Россию ……; через город проходили ………..
Город был небольшой, домов мало. Сделаны они были ……..; город был обнесен …….
Приложение 5
Прочитайте текст. Найдите в тексте три исторические ошибки, подчеркните их и напишите правильный ответ
«После смерти литовского князя Ольгерда к власти пришли два князя – Ягайло и Витовт. Литве стал угрожать Тевтонский Орден. Союзником Литвы в борьбе против этого сильного врага стала Швеция. И вот в 1450 году у селения Грюнвальд состоялось решающее сражение с войском немецких рыцарей. В этой битве войско Литвы и ее союзников проиграло, а Тевтонский орден одержал победу.
1 _____________________________________________________________
2 _____________________________________________________________
3_____________________________________________________________