Урок по истории России 6 класс на тему «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века»


МОУ СОШ д. СарафановоУчитель: Куренков Андрей Аркадьевич
Место работы: МОУ СОШ д. СарафановоДолжность: учитель истории и обществознания
Стаж работы: 26 лет
Квалификационная категория: высшая
Предмет: история Класс: 6 Тема урока: «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века»
Сарафаново 2014- 2015 учебный год
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.
Предмет, класс История, 6 класс
Тема урока Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века
Актуальность использования средств ИКТ Возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов.
Цель урока: Познакомить учащихся с трудностями, которые выпали на долю Московского княжества в конце XIV – середине XV века, и с тем, как эти испытания повлияли на его развитие.
Задачи урока: Образовательная:
Развивающая:

Воспитательная: рассмотреть внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти 15 века. Разобрать характер взаимоотношений Московского княжества с ВКЛ и Ордой, ВКЛ с Тевтонским орденом.
развить умение работать с источниками, оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные вопросы, раскрывать причинно-следственные связи.
воспитать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну. Привить любовь к родному краю, интерес к его истории.
Вид используемых на уроке и при подготовке к уроку средств ИКТ Универсальные, ЦОР на СD-ROM, ресурсы сети Интернет, средства MS Office (Word), поисковые системы сети Интернет
Необходимое аппаратное и программное обеспечение при подготовке и проведении урока Локальная сеть, выход в Интернет, программные средства(Power Point), мультимедийный компьютер, видеопроектор, экран
Возможная личностно- значимая проблема Роль и значение Московского княжества в создании единого русского государства как фактор воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордости за страну.
Основные понятия и термины Усобица, уния, диалекты
Методы обучения Словесный (рассказ, беседа), наглядно- иллюстратив-ный (карта, видеоурок); практический (тесты, тексты документов); частично- поисковый (задания по карте)
Приёмы деятельности учителя Беседа, руководство решением проблемных вопросов, работа с текстами документов, обобщение результатов самостоятельной деятельности учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: Видеоурок- путешествие с элементами практической работы
Учебное оборудование: 1) Автоматизированное рабочее место учителя; 2) видеоурок, презентация и тест по теме урока; 3) карта «Европа в XIV–XV веках»; 4) картина «Московский Кремль».
Ход урока:
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Оргмомент0,5-1 минута Прозвенел второй звонок. Начинаем мы урок. Встаньте прямо, улыбнитесь. Здравствуйте дети. Садитесь. Доброе утро ребята, уважаемые гости! Я рад видеть Вас всех здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе. Сегодня на наш урок истории пришли мудрые люди – учителя, которые передают вам свои знания и жизненный опыт.Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Давайте вместе со мной продолжим наше путешествие в историю России и вспомним какую главу мы изучаем в четвёртой четверти? Учащиеся после первого звонка встают, после второго звонка садятся.
Ответ учащихся: глава III Русь Московская
2. Введение в новый материал: сообщение темы урока, проблемных вопросов.
Подготовка к полёту: актуализация знаний.

1 минута
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на «машине времени». Тема урока: «Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века». Путешествуя, мы познакомимся с трудностями, которые выпали на долю Московского княжества в конце XIV – середине XV в.в., и с тем, как эти испытания повлияли на его развитие. Мы побываем в московском княжестве, Литве, Золотой Орде, во время нашего путешествия должны будем выяснить почему Литва и Золотая Орда не воспользовались междоусобными войнами в Московском княжестве, чтобы подчинить его себе? А так же сделать вывод: утратила ли Москва ведущие позиции в русских землях в связи с войнами. Поэтому будьте внимательны во время путешествия. Только выполнив эти задания, мы сможем вернуться домой. От вас потребуется внимание при заполнении «путевых листов», но главное – умение использовать свои знания для преодоления трудностей в пути. Учащиеся обращают внимание на тему урока, проблемные задания, записанные в путевых листах и план урока на кадре презентации: 1) Подготовка к полёту.
2) I этап. Начало путешествия, перелёт в Москву. 3) II этап. Путешествие по Московскому княжеству. 4) III этап. Путешествие по Великому княжеству Литовскому. 5) IV этап. Путешествие по Золотой Орде и городу Астрахань. 6) V этап. Возвращение на Родину.
3. Изучение нового материала I этап. 11 минут В начале путешествия мы совершим перелёт в Москву, в ходе которого мы вооружимся знаниями по теме урока, просмотрев учебный видеоурок. Учащиеся смотрят видеоурок4.Закрепление и системати-зация знаний, практическое применение II этап. 20-25 минут II этап. Путешествие по Московскому княжеству.Ребята, нам пора переходить к следующему этапу путешествия по Московскому княжеству. Но чтобы это сделать, вам необходимо выполнить задания № 1-3 в «путевом листе». Учащиеся выполняют задания № 1-3 путевого листа
III этап.
Вы готовы продолжить путешествие в уже знакомое нам Великое княжество Литовское? Вам в руки попал документ, в котором вы должны найти 3 ошибки, подчеркнуть их и написать правильный ответ. Необходимо оставить отметку о нём в вашем путевом листе, выполнив задание № 4, и мы отправимся дальше. Учащиеся выполняют Учащиеся задание № 4 путевого листа
Суперфиз-культминутка 3 минуты Хорошее средство для преодоления усталости в пути- физкультминутка Учащиеся выполняют упражнения
IV этап. Нам предстоит совершить самый захватывающий этап путешествия. Мы отправляемся в Золотую Орду, воспользовавшись картой в учебнике на странице 160. Что же произошло с большим и сильным государством? Мы направляемся в замечательный город Астрахань, возникший в Золотой Орде в конце XIII века, правда сначала он назывался Астрахан. Может кто-нибудь знает, откуда произошло название города?
В этих краях жили воинственные племена – асы. За боевые заслуги они получили от Батыя грамоту – тархан, освобождающую от повинностей в пользу государства. Это была великая честь. В честь этого события асы и дали название городу «Ас-тархан». Итак, ребята, мы с вами находимся в древней Астрахани. Где расположен он и кто им управлял? Чтобы узнать это, вам предстоит стать исследователями – аналитиками. В ваших путевых листах есть отрывки из документов и вопросы к ним. Проанализируйте текст и устно сформулируйте ответы на вопросы. Учащиеся выполняют задание № 5 путевого листа
Учащиеся выполняют задание № 6 путевого листа
5.Закрепление нового материала.
V этап. 3-5 минут Наше путешествие подходит к концу. Мы все устали, пора отдохнуть. Но спешу напомнить, что вас ждет последнее испытание – проблемные вопросы, которое мы поставили в начале урока. Только правильно их выполнив, мы сможем на «машине времени» вернуться в родную школу.
Ваш «путевой лист» напомнит вам это задание. Учащиеся выполняют задания № 7 и 8 путевого листа
При наличии времени учитель проводит тестирование по теме урока- задание № 9 путевого листа Учащиеся выполняют задание, поднимая карточки с цифрами
6. Рефлексия 0,5-1 минута Мы с вами успешно возвратились в родную школу. Давайте дадим оценку своей работе, работе товарищей и в целом нашему путешествию. Оценки вы будете давать по четырёхбальной системе (4 балла- максимальная) Учащиеся поднимают карточки с цифрами «1», «2», «3», «4».
7. Домашнее задание 0,5-1 минута § 19, задания № 4,7 в путевых листах; задания 1,3,5 § 19 в рабочей тетради Учащиеся делают записи в дневнике
8. Подведение итогов урока 0,5-1 минута Выставление оценок: «5»- 4 рублика; «4»- 3 рублика; «3»- 2 рублика. Урока время истекло. Я вам, ребята, благодарен За то, что встретили тепло И поработали ударно. Наш урок истории завершён. Всем спасибо за активную работу. Учащиеся отдают рублики учителю
Учащиеся подают дневники учителю для выставления оценок
Приложения к уроку.
Приложение № 1. ПУТЕВОЙ ЛИСТ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ УРОКА: «Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века». Проблемные вопросы: 1) почему Литва и Золотая Орда не воспользовались междоусобными войнами в Московском княжестве, чтобы подчинить его себе? 2) утратила ли Москва ведущие позиции в русских землях в связи с динамической войной? I этап. Начало путешествия- перелёт в Москву.II этап. Путешествие по Московскому княжеству.Задание № 1. О каких московских князьях шла речь в видеоуроке? Задание № 2. Угадай историческую личность. Этот князь первым наследовал Московское и Владимировское великие княжения. Он присоединил к Москве Нижегородское, Муромское и Тарусское княжество.Задание № 3. Угадай историческую личность. Этот князь вступил на престол в 9-летнем возрасте. Во время междоусобной войны его ослепил двоюродный брат, после чего он получил прозвище – Тёмный.III этап. Путешествие по Великому княжеству Литовскому.Задание № 4. Найдите в тексте три исторические ошибки, подчеркните их и напишите правильный ответ1 _________________________________________2 _________________________________________3 _________________________________________«После смерти литовского князя Ольгерда к власти пришли два князя – Ягайло и Витовт. Литве стал угрожать Тевтонский Орден. Союзником Литвы в борьбе против этого сильного врага стала Швеция. И вот в 1450 году у селения Грьнвальд состоялось решающее сражение с войском немецких рыцарей. В этой битве войско Литвы и ее союзников проиграло, а Тевтонский орден одержал победу.IV этап. Путешествие по Золотой Орде и городу Астрахань.Задание № 5. Пользуясь нартой учебника, назовите ханства, на которые распалась Золотая Орда. Задание № 6. Прочитайте текст и устно ответьте на вопросы.«От устья Волги до Астрахани – 75 миль. По эту сторону от города – в направлении к морскому берегу – есть огромное соляное озеро; говорят, что оно дает столько соли, что могло бы снабдить его большую часть мира. Этой солью пользуется вся Россия. Город невелик, расположен на берегу Волги; домов там мало и они глинобитные, но город защищён низкой каменной стеной… Рассказывают, что в старые времена Астрахань была местом крупной торговли и те специи, которые отправлялись в Венецию из Таны, проходили через Астрахань».Вопросы: 1. Где была расположена Астрахань?2. В чём это географическое положение было выгодно?3. Как выглядел город?V этап. Возвращение на Родину Задание № 7. Объясните, почему Литва и Золотая Орда не воспользовались междоусобными войнами в Московском княжестве, чтобы подчинить его себе.Задание № 8.Сделайте вывод: утратила ли Москва ведущие позиции в русских землях в связи с династической войной.
Задание № 9. Тестирование по теме урока «Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века». Тесты из рабочей тетради: Задание 2. Выберите правильный ответ.1. В своем завещании Дмитрий Донской:1а) наказывал сыновьям слушаться хана Тохтамыша как отца своего;2б) разделил Московское княжество поровну между сыновьями;3в) завещал Владимирский престол старшему сыну Василию.2. Едигей организовал поход на Русь в 1408 году, чтобы:1а) заставить Василия I уплачивать дань Орде;2б) помочь Василию I утвердиться на московском престоле;3в) помочь Тимуру завоевать Русь.Задание № 4. Выберите правильный ответ. 1. Внуком великого князя литовского Витовта был: 1а) Василий Темный;  2б) Василий Косой;  3в) Дмитрий Шемяка. 2. В усобице между московскими князьями православная церковь: 1а) заняла выжидательную позицию; 2б) встала на сторону Василия II; 3в) поддержала Дмитрия Шемяку. Тесты из диска видеоуроков (§ 19, тесты): 1. Как звали могущественного князя ВКЛ, оспаривавшего первенство в русских землях с Москвой? 1) Ягайло; 2) Витовт; 3) Явнут. 2. Какое государство, после 1453 года стало угрожать Московскому государству? 1) Османская Империя; 2) Священная Римская империя; 3) Речь Посполитая.
Приложение № 2. ПУТЕВОЙ ЛИСТ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ УРОКА: «Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века». Проблемные вопросы: 1) почему Литва и Золотая Орда не воспользовались междоусобными войнами в Московском княжестве, чтобы подчинить его себе? 2) утратила ли Москва ведущие позиции в русских землях в связи с динамической войной? I этап. Начало путешествия- перелёт в Москву.II этап. Путешествие по Московскому княжеству.Задание № 1. О каких московских князьях шла речь в видеоуроке? Задание № 2. Угадай историческую личность. Этот князь первым наследовал Московское и Владимировское великие княжения. Он присоединил к Москве Нижегородское, Муромское и Тарусское княжество.Задание № 3. Угадай историческую личность. Этот князь вступил на престол в 9-летнем возрасте. Во время междоусобной войны его ослепил двоюродный брат, после чего он получил прозвище – Тёмный.III этап. Путешествие по Великому княжеству Литовскому.Задание № 4. Найдите в тексте три исторические ошибки, подчеркните их и напишите правильный ответ1 _________________________________________2 _________________________________________3 _________________________________________«После смерти литовского князя Ольгерда к власти пришли два князя – Ягайло и Витовт. Литве стал угрожать Тевтонский Орден. Союзником Литвы в борьбе против этого сильного врага стала Швеция. И вот в 1450 году у селения Грьнвальд состоялось решающее сражение с войском немецких рыцарей. В этой битве войско Литвы и ее союзников проиграло, а Тевтонский орден одержал победу.IV этап. Путешествие по Золотой Орде и городу Астрахань»Задание № 5. Пользуясь нартой учебника, назовите ханства, на которые распалась Золотая Орда. Задание № 6. Прочитайте текст и устно ответьте на вопросы.«Город Астрахань принадлежит трем братьям, они сыновья родного брата главного хана, правящего в настоящее время татарами, которые живут в стенах Черкесии и около Таны. Летом из-за жары они уходят к пределам России в поисках прохлады и травы. Зимой эти три брата проводят несколько месяцев в Астрахани, но летом они поступают также, как и остальные татары… Касим – хан (старший из братьев) посылает ежегодно своего посла в Россию к московскому князю. Вместе с послом идет караван с шёлковыми изделиями, чтобы обменять их на меха, седла, сабли и всякие другие нужные вещи.» Вопросы: 1. Кто управлял городом? 2. Какой образ жизни вели татары? 3. Какие отношения сложились между астраханским ханом и московским князем? V этап. Возвращение на Родину.Задание № 7. Объясните, почему Литва и Золотая Орда не воспользовались междоусобными войнами в Московском княжестве, чтобы подчинить его себе.Задание № 8.Сделайте вывод: утратила ли Москва ведущие позиции в русских землях в связи с династической войной.Задание № 9. Тестирование по теме урока «Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века». Тесты из рабочей тетради: Задание 2. Выберите правильный ответ.1. В своем завещании Дмитрий Донской:1а) наказывал сыновьям слушаться хана Тохтамыша как отца своего;2б) разделил Московское княжество поровну между сыновьями;3в) завещал Владимирский престол старшему сыну Василию.2. Едигей организовал поход на Русь в 1408 году, чтобы:1а) заставить Василия I уплачивать дань Орде;2б) помочь Василию I утвердиться на московском престоле;3в) помочь Тимуру завоевать Русь.Задание № 4. Выберите правильный ответ. 1. Внуком великого князя литовского Витовта был: 1а) Василий Темный;  2б) Василий Косой;  3в) Дмитрий Шемяка. 2. В усобице между московскими князьями православная церковь: 1а) заняла выжидательную позицию; 2б) встала на сторону Василия II; 3в) поддержала Дмитрия Шемяку. Тесты из диска видеоуроков (§ 19, тесты): 1. Как звали могущественного князя ВКЛ, оспаривавшего первенство в русских землях с Москвой? 1) Ягайло; 2) Витовт; 3) Явнут. 2. Какое государство, после 1453 года стало угрожать Московскому государству? 1) Османская Империя; 2) Священная Римская империя; 3) Речь Посполитая.
Приложение № 3. Ответы практической части урока: задания из путевого листа. II этап. Путешествие по Московскому княжеству: задание № 1. Василий I, Василий Тёмный, Василий Косой, Дмитрий Шемяка; 
задание № 2. Василий I; задание № 3. Василий II;
III этап. Путешествие по Великому княжеству Литовскому: задание № 4 1) вместо 1450 год - 1410 год; 2) вместо Грьнвальд- Грюнвальд; 3) вместо войско Литвы и ее союзников проиграло, а Тевтонский орден одержал победу- войско Литвы и ее союзников выиграло, а Тевтонский орден потерпел поражение.
IV этап. Путешествие по Золотой Орде и городу Астрахань: задание № 5. Ханства: Казанское, Сибирское, Узбекское, Астраханское, Крымское: Орды: Большая, Ногайская.
Задание № 6. Первая группа: 1. Город расположен в 75 милях от устья Волги. 2. Рядом было большое солёное озеро, снабжало солью Россию; через город проходили торговые пути. 3. Город был небольшой, домов мало. Сделаны они из глины; город обнесен каменной стеной. Вторая группа: 1. Городом управляли 3 брата, племянники хана Большой Орды.
2. Летом татары уходили к границам России в поисках прохлады и пастбищ. Зимой возвращались в город. 3. Каждый год астраханский хан отправлял в Россию посла с товарами для обмена.
V этап. Возвращение на Родину: задание № 7. Литва и Золотая Орда не смогли воспользоваться междоусобицей Московского княжества и подчинить его, т.к. сами находились в состоянии междоусобной войны, слабели и потому же испытывали натиск внешних врагов (Тевтонского Ордена и Тимура).
Задание № 8. Московское княжество не утратило ведущих позиций в русских землях. Оно лишь укрепилось в роли центра объединения Русских земель.
Задание № 9. Тесты рабочей тетради § 19. Задание 2: 1.3в; 2.1а. Задание 4: 1.1а; 2.2б Тесты из диска видеоуроков: 1.2; 2.1.
Приложение № 4. Жетоны (рублики) для раздачи за правильные ответы:

рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
рублик рублик рублик рублик
Приложение № 5. Список использованных ресурсов на уроке:
Учебное издание Данилов А.А. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2012.
Учебные видео 1) Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. Автор: © 2013, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru2) Суперфизкультминутка http://videouroki.net/look/superfizmin/ start/new.php Описание: при поддержке проекта http://videouroki.netТестовые ресурсы 1) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: «Просвещение», 2012. (§ 19. Задания 2 и 4) 2) Тесты по теме «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века». Автор: © 2013, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ruИнтернет-ресурсы Идея проведения урока, путевые листы: izlov.ru› HYPERLINK "http://izlov.ru/docs/100/index-2911.html" \t "_blank" docs/100/index-2911.html
Послесловие к уроку: выражаю слова признательности и благодарности учителю информатики Дмитрию Александровичу Тарасову- автору проекта http://videouroki.net за учебные видео урока и суперфизкультминутки; ООО КОМПЭДУ http://compedu.ru за выпущенный диск с видеоуроками, конспектами, тестами.