КТП по истории Древнего мира 5 класс А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
на 2014-2015 учебный год
5 класс
Распределение учебного материала курса Контрольные работы
№ Наименование раздела Количество часов Тема Дата
1 Введение 2 Древний Египет 22.10.2014
2 Жизнь первобытных людей 5 Древний Восток 10.12.2014
3 Древний Восток 18 Древняя Греция 11.03.2015
4 Древняя Греция 20 Древний Рим 15.05.2015
5 Древний Рим 17 Эпоха Древнего мира 29.05.2015
6 Итоговое повторение 1 Итого 5
Итого 63 № урока Дата проведения Тема урока Цели и задачи урока Основные факты, понятия, проблемы Домашнее задание
Введение (2 часа)
Источники знаний по истории Древнего мира
Заинтересовать учащихся учебным предметом. История, вещественные источники, археология, этнография. Введение, привести примеры письменных и вещественных источников;
Счет лет в истории Научить учащихся исчислять время Столетие, тысячелетие, до нашей эры, наша эра Глава 3, стр. 29-32
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 часов)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)
Древнейшие люди Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. Человеческое стадо, собирательство §1 стр. 10-13, вопросы устно
Родовые общины охотников и собирателей Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время. Родовая община §2 стр. 13-16
Возникновение искусства и религиозных верований Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей. Религия, духи, душа, молитвы. §3 стр. 17-21
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)
Возникновение земледелия и скотоводства Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие. §4 стр. 21-25, определения
Появление неравенства и знати Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. Знать, вождь, неравенство, соседская община. §5 стр. 25-29, вопросы
Раздел 2. Древний Восток (18 часов)
Тема 1 Древний Египет (7 часов)
Государство на берегах Нила Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий. Дельта, дамбы, каналы. §6 стр. 34-37
Быт земледельцев и ремесленников в Египте Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников Фараон, крестьяне, ремесленники §7 стр. 37-42
Жизнь египетского вельможи Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. вельможи §8 стр. 42-46
Военные походы фараонов Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. Колесница, пехотинцы §9 стр. 46-51, вопросы
Религия древних египтян Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. Храмы, жрецы §10 стр. 51-56, вопросы
Искусство Древнего Египта Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта Пирамиды, архитектура, скульптура §11 стр. 56-60
Письменность и знания древних египтян Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей. Иероглифы, папирус §12 стр. 61-65
Повторение темы «Древний Египет» Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. §6-12 повторить
Тема 2. Западная Азия в древности (7 часов)
Древнее ДвуречьеПознакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация клинопись §13 стр. 65-68
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев. Аренда, ростовщик. §14 стр. 69-73, вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».
Финикийские мореплаватели Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. Колонии §15 стр. 73-76
Библейские сказания Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет. §16 стр. 77-81, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок
Древнееврейское царство и его правители Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей. Иерихон, храм Соломона §17 стр. 81-85, вопросы
Ассирийская держава Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. Железо, держава. §18 стр. 85-89, вопросы
Образование Персидской державы Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения. Сатрапии §19 стр. 90-94, вопросы на стр. 94
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 часа)
Природа и люди Древней Индии Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. Индия, Ганг, Инд, Гималаи §20 стр. 95-100, прочесть сказание о Раме
Индийские касты Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира. Касты, брахманы, буддизм §21 стр. 100-105, прочесть легенду о Будде
Местоположение и природа Древнего Китая Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей. конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы. §22 стр. 105-108, вопросы
Объединение Китая Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях. Гунны, Великая Китайская стена. §23 стр. 109-113, в тетрадь выписать великие изобретения китайцев
Повторение темы: «Древний Восток» Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира. §13-23 повторить
Раздел 3. Древняя Греция (20 часов)
Тема 1. Древнейшая Греция (5 часов)
Природа и население Древней Греции Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения. Греция §24 стр. 116-120, миф о Тесее и Минотавре
Микены и Троя Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры. Ахейцы, дорийцы, Троя. §25 стр. 121-124, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними?
Поэма Гомера «Илиада» Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. §26 стр. 125-129
Поэма Гомера «Одиссея» Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. §27 стр. 129-134, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку
Религия древних греков Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований. Пантеон §28 стр. 134-138, пересказ одного из мифов о богах
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства. Полис, демос, аристократ §29 стр. 140-143, термины
Зарождение демократии в Афинах Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске. Реформы §30 стр. 143-146, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других?
Древняя Спарта Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью Илоты §31 стр. 147-150
Основание греческих колоний Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами. Колонии §32 стр. 150-154, подготовить пересказ о царе СкилеОлимпийские игры Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции. Олимпия, «Священный мир», олимпионик§33 стр. 155-160, вопросы
Греко-персидские войны Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу. Марафон, экспансия, стратег. §34 стр. 161-164, предсказание бога Аполлона
Нашествие персидских войск на Элладу Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков. триера §35 стр. 165-169, вопросы
Тема 3. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии (5 часов)
В гаванях афинского порта ПирейРаскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам. Граждане, метеки, пошлина §36 стр. 171-175
В городе богини Афины Сформировать представление о том, что 5-6вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры. §37 стр. 175-180
В афинских школах и гимнасияхДать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личныхСтиль, палестра, педагог §38 стр. 181-184, описать урок гимнастики по рисунку «В палестре» на стр. 183
В театре Диониса Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств. Орхестра, скене, трагедия, комедия. §39 стр. 186-190, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона» и комедии Аристофана «Птицы»
Афинская демократия при Перикле Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. Демократия §40 стр. 190-195, ознакомиться с документом-отрывком из речи Перикла на стр. 193
Тема 4. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. (3 часа)
Города Эллады подчиняются Македонии Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией. Македония, монархия, Филиппики, сариссы. §41 стр. 196-199, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским
Поход Александра Македонского на Восток Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития. §42 стр. 200-205, вопросы
В Древней Александрии Египетской Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов. Обсерватория, музы §43 стр. 208-211, сопоставить муз с видами искусств
Повторение темы «Древняя Греция» Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции §24-43 повторить
Раздел 4. Древний Рим (17 часов)
Тема 1. Древнейший Рим (3 часа)
Древнейший Рим Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии. Патриции, плебеи. §44 стр. 214-218, легенда о подвиге Муция
Завоевание Римом Италии Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер. Республика §45 стр. 219-222, прочитать о гибели Пирра, стр. 221
Устройство Римской республики Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер Консулы, легионы §46 стр. 222-227,
рисунок римского легионера
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)
Вторая война Рима с Карфагеном Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны. Пентеры «ворон» §47 стр. 228-232, план «Битва при Каннах»
Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э. Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья. Триумф, империя §48 стр. 232-237, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание
Рабство в Древнем Риме Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация. Гладиаторы §49 стр. 238-241, рисунок гладиатора.
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 часа)
Земельный закон братьев ГракховРассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия. Аграрный закон §50 стр. 242-246
Восстание Спартака Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение. §51 стр. 246-250, описать устно рисунок «Бой Спартака с римлянами» на стр. 248
Единовластие Цезаря в Риме Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер. Военная диктатура §52 стр. 251-255, объяснить значение слов: ветеран, диктатор
Установление империи в Риме Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством. §53 стр. 256-260, вопросы
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)
Соседи римской империи Познакомить учащихся с взаимоотношениями Римской империи с соседними государствами и народами Германцы, славяне §54 стр. 261-264, описать рисунок «Захват деревни римлянами» на стр. 263
В Риме при императоре Нероне На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. Диктатор §55 стр. 265-268
Первые христиане и их учения Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. §56 стр. 269-274, пересказать поучения Иисуса в нагорной проповеди
Расцвет Римской империи во 2 веке Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима. Колоны, рабы с хижинами §57 стр. 275-278, объяснить значение слов: колоны, «рабы с хижинами», бетон
«Вечный город» во времена империи и его жители Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями. Термы, Колизей, Пантеон §58 стр. 279-284, составить рассказ от имени приезжего «Один день в Риме»
Повторение темы «Древний Рим» Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. §44-58 повторить
Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 часа)
Римская империя при Константине Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи Варвары, епископ. §59 стр. 285-288, письменно ответить, почему христиане не представляли опасности для римских властей
Взятие Рима варварами Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами §60 стр. 289-293, вопросы
Итоговое повторение (2 часа)
Повторение темы «Эпоха Древнего мира» Проверка и закрепление изученного материала. Работа над ошибками.
Вклад народов в мировую культуру Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира»