Технологическая карта урока истории на тему:Государство на берегах Нила.


«Технологическая карта урока истории по теме: «Государство на берегах Нила. Египет» для 5 класса» «Технологическая карта урока истории по теме: «Государство на берегах Нила. Египет» для 5 класса» Тема Египет. Государство на берегах Нила. Цели Образовательные: познакомить учащихся с природными условиями Древнего Египта; сформировать представление о государствах, образованных в долине рек Нила.Способствовать развитию устной речи, произвольного внимания.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Планируемый результат Предметные: развитие умений работать с учебником, исторической картой. Овладение понятиями: речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, столица.Личностные:   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.Метапредметные: (регулятивные) развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.( коммуникативные) умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.( познавательные)уметь осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, добывать новые знания, уметь осуществлять постановку вопросов. Средства обучения: Учебник, интерактивная доска, рабочая тетрадь, контурные карты и атласы Этап урока Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результатыУУД Предметные УУД I. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин) Организуют обсуждение, приходят к общему выводу.Обсуждают, предлагают варианты ответов. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.Устанавливает тематические рамки. На экране демонстрируется видеоролик «Достопримечательности Египта», звучит этническая музыка, демонстрируется танец в одеждах древних египтян.- А знаете ли вы с какой страной связан этот сюжет, музыка и танец?- А кто был в этой стране?- Я предлагаю вам отправиться в далекое путешествие по этой стране.- Что бы вы хотели увидеть?- Итак, отправляемся в путешествие. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин) Высказывают свои предположения Объясняют свой выбор.Фиксируют затруднение. Организует актуализацию умений на выбор одного из неверных утверждений.Путем подводящего диалога побуждает учащихся к выявлению места затруднения. (на интерактивной доске)Задание 1- Укажите неверное утверждение:1) По территории Египта несет свои воды одна из самых больших рек- Евфрат.2)страна Египет расположена в северо-восточной Африке.3)столицей Египетского государства был город Мемфис.-Определите для себя цель задания.(определить неверное утверждение)- Почему мы затрудняемся определить неверное утверждение? Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать(ПознавательноеУУД)Уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Под руководством учителя выявляют место затруднения.Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Организует обсуждение возникших затруднений.Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. -Что необходимо сделать, чтобы выполнить данное задание?( мы должны знать реки Египта;Расположение Египта на карте мира;Города Египта) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).Умение анализировать и делать выводы.(РегулятивныеУУД) IV. Построение проекта выхода из затруднения (3-5 мин) С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.Называют средства. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.Организует составление совместного плана действий.Организует определение средств. - А какое наше следующее действие? - Наметим наш план действий:1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое ...2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.3. Устраним затруднение.4. Применим новое знание.- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, карта, иллюстрации ,учитель, друг) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).Уметь самостоятельно создавать способы решения проблемы(Познавательные УУД) V. Реализация построенного проекта (5-8 мин) Читают текст, находят информацию, фиксируют понятия, составляют вопросы. Высказывают свои предположения в паре. Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по текстуучебника.Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. -Задание1Задайте 5 вопросов к п1,2 учебника.Репродуктивные(Что? Кто? Где? Когда?)Продуктивные( заставляющие размышлять)Можно ли считать верным?Какие выводы можно сделать из…?Почему?Ответ:Где находится страна Египет?Почему египтяне орошали землю?Можно ли считать верным утверждение: «Где вода- там и жизнь»?Какие природные условия были благоприятны для земледелия?Как произошло объединение страны? Уметь овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему (Познавательные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).Уметь извлекать информацию из источника(Познавательные УУД) VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин)Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Формулируют новые понятия.Фиксируют объекты на карте. Организует усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи. - Определяем словами местоположение Египта на карте мира.-Объясняем процесс разлива Нила.- Фиксируем на карте пороги Нила.-Обозначаем на карте дельту Нила.-Указываем на карте первую и вторую столицу Нила. Уметь применять на практике знания и умения на практике.(Познавательные УУД)Освоений базовых понятий.(Познавательные УУД)Уметь корректировать собственную речь.(Коммуникативные УУД). VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради.Проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.Выполняют самопроверку по эталону.Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.Организует самопроверку по эталону.Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.Организует фиксирование домашнего задания:Составьте подобное задание для соседа по парте. -Задание 2Найдите соответствие. Подберите цитаты к иллюстрациям. Укажите номер возле нужной цитаты.Эталон для самопроверки.- У кого всё правильно?- У кого есть ошибки?- В чём причина? Овладение приемами отбора и систематизации материала.(Познавательные УУД)Умение оценивать результаты, оказывать и принимать помощь.(Коммуникативные УУД)Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.(Личностные УУД) VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Формулирует конечный результат своей работы на уроке.Называют основные позиции нового материала, как усвоили. Организует фиксирование нового содержания.Организует рефлексию.Организует самооценку учебной деятельности. Подводим итог работы на уроке.- Какую цель ставили? Достигли цели?- Какая тема урока была?- Что получилось и не получилось?- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Контрольно-измерительные материалы Тема раздела: Древний Восток.Тема урока: Государство на берегах Нила. Египет.Метапредметные УУД.Регулятивные планируемые результаты. Задание1 Укажите неверное утверждение:По территории Египта несет свои воды одна из самых больших рек- Евфрат.Страна Египет расположена в северо-восточной Африке.Столицей Египетского государства был город Мемфис.Ответ: 1Задание 2Определи для себя цель задания. Запиши ее.Ответ: определить неверное утверждение. Необходимо прочитать текст учебника, работать с картой. Познавательные планируемые результаты.Задание1Изучите материал текста учебника по теме «Египет» и составьте 5 вопросов.Задание2Определите о каких частях Египта говорится в отрывках из произведения древнегреческого историка.Во время полноводья Нила, когда все скалы и каменистые места скрыты половодьем, некоторые проплывают через пороги вниз по течению, улавливая противоположный ветер; плыть же вверх по течению никто не может , так как сила реки побеждает всякое человеческое изобретение. Такие пороги многочисленны, но величайшие из них на границе…С… он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояния…Из частей страны, обращенных к (…), одни защищены рекой, другие –окружены пустыней и болотистыми местами… Четвертая сторона вся омывается защищающим ее египетским( Средиземным морем), почти не имеющим пристаней; плавание вдоль берега этого моря крайне продолжительно, а высадка очень трудна…Вступив в Египет, Нил имеет ширину 10или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извилины. Так как он откланяется то на восток, то на запад, а иногда даже на юг,как бы поворачивая на запад…Ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние и прорезанные ущельями, обрывами, и теснинами…Нил, разделяясь на много частей, образует дельту. Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как ежегодно развиваясь, река наносит свежий ил…Нил течет тихо и увлекает собой\много различной земли, поэтому по низким местам образуются топкие места и плодородные болота… А) Нижний ЕгипетБ) Верхний ЕгипетВ)Южная окраина страныГ)Западная окраина страныД) Северная окраина страныЕ) Восточная окраина стран.Ответ:а-6;б-5;в-1;г-2;д-4;е-3. Ключи: Задание 3Найдите соответствие. Подберите определения к иллюстрациям. А) Выпуклое изображение на камне.(рельеф)Б) Небольшие островки зелени среди песков пустыни. (оазис)В) Бумага для письма в Древнем Египте(папирус) Г) Это явление происходило в ноябре, после чего на полях оставался плодородный ил.( разлив Нила)Д)Двойная корона фараона. Символ объединения Южного и Северного общества.Е)Повелитель всего Египта( фараон) Ответы: 1-В;2-Г;3-Д;4-Б;5-Е;6-А. Задание 1.Расскажите о разливах Нила.Задание 2.Найдите на карте и укажите :1-й нильский порог;Дельту Нила;Первую столицу Египта;Вторую столицу Египта;Основные районы земледелия; Коммуникативные планируемые результаты. Использованная литература 1. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.2. Вигасин А.А. История Древнего мира: учебник истории 5 класс, -М.: Просвещение, 2012-12-19Интернет ресурсы:vashpsixolog.ru/work-with-teaching-. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mater..standart.edu.rumon-ru.livejournal.com/6122.htmlmon-ru.livejournal.com/6122.html