Педагогический опыт педагога-организатора ВяльшинойГ.П.
Представление педагогического опыта педагогического работника
Вяльшина Галина Петровна, 1969 г.р., педагог-организатор МБОУ «Латышовская средняя общеобразовательная школа» Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия. В 1991 году окончила Мордовский Государственный Университет по специальности «Химия». Общий стаж работы 24 года, в должности педагога-организатора– 21 год. Стаж работы в МБОУ «Латышовская СОШ» Кадошкинского муниципального района – 21 лет.
Моя методическая тема: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы».
1.Актуальность проблемы.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа». Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России.
Гражданско - патриотическому воспитанию подрастающего поколения в последнее время уделяется большое внимание, так как детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к своей родине, к своему народу. Патриотизм – это одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
В соответствии с концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая разработана на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и ежегодного послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, следует, что «общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» _№1, с. 4). Таким образом, государство дает «особый заказ» школе – вырастить гражданина – патриота. Каков должен быть идеал?
«Современный национальный образовательный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (№1, с.10).
В нашей школе воспитанию юных патриотов отводится большое внимание.
Цели патриотического воспитания:
Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.Программа предполагает взаимосвязь таких понятий как «гражданское образование» и «патриотическое воспитание». Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания.
Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»:
Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе,районе.
Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:
- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- функционирует система дополнительного образования;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается музейная работа;
- развивается школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения», «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Традиционными в школе стали участие старшеклассников в олимпиаде по избирательному законодательству, участие в работе школы актива «Лидер» и др.
Основные формы работы:
Проведение патриотических акций
Ведение курса обществознание с 5 по 11 класс;
Классные часы
Экскурсии в краеведческий музей
Знакомство с достопримечательностями ближайших городов и сел
Выпуск стенгазет, рисунков
Тематические вечера
Предметные неделиИсторические недели
Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
Проведение общешкольных мероприятий;
Традиционные праздники ( День Знаний. День учителя, День самоуправления, месячник Пожилых людей, месячник гражданской защиты детей, Осенний бал, Бал-Маскарад, День Влюбленных, Вечер встречи с выпускниками, День защитника Отечества, Смотр строя и песни, День 8 Марта, День космонавтики, День Победы, День Защиты детей, Торжественная линейка, посвященная Последнему Звонку, Выпускной бал)Конкурсы стихов, сочинений, песен
Встречи с ветеранами
Работа волонтерского отряда «Милосердие»
Работа поискового отряда «Поколение»
Работа отряда «Помощники полиции»
Военно-спортивные игры
- Кружковая работа;
Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
Механизм реализации раздела программы.
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании методов работы школы и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности.
Направление № п/п Мероприятие Сроки Ответственные
Научно –методическое обеспечение 1 Систематизация нормативной базы (федеральные программы, образовательные программы, программы дополнительного образования, методические письма и др.) 2013-15г. Администрация ,руководители МО.
2 Изучение позитивного опыта деятельности ОУ района, области, России по организации и содержанию гражданско-патриотического воспитания 2013-15г Руководители МО гуманитарного цикла и классных руководителей
3 Использование программного обеспечения «Краеведение» 2011-2016 Педагог-организатор, учитель татарского языка
4 Проведение семинаров: Права человека в современном мире; Социально-гражданская компетентность 2013-2016 Педагог-организатор. Учитель обществознания
5 Представление позитивного опыта учителей-предметников и классных руководителей 2014-16 Педагог-организатор, предметники, классные руководители
Работа с учащимися 1 Развитие гражданско –правового сознания на уроках. 2011-2016 Учителя- предметники
2 Проведение тематических классных часов по курсу «Граждановедение» 2011-2016 Классные руководители
3 Знакомство учащихся с выдающимися гражданами России и мира. 2011-2016 Классные руководители
4 Проведение игры «Выборы» Ежегодно Педагог-организатор
5 Проведение предметных декад Ежегодно Учителя предметники
6 Участие в районных и областных смотрах и конкурсах Ежегодно Педагог-организатор, учителя
7 Проведение экскурсий Ежегодно Классные руководители
8 Проведение месячника военно-патриотической работы Ежегодно
февраль Педагог-организатор Учитель ОБЖ
Классные руководители
9 Организация проектной деятельности «Моя родословная», «Наша Школа » Ежегодно Педагог-организатор
10 Организация школьного самоуправления 2011-2016 Педагог-организатор
Работа с родителями 1 Проведение родительских собраний Ежегодно Администрация
2 Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях Ежегодно Классные руководители
3 Участие родителей в организации экскурсий Ежегодно Классные руководители
Ожидаемые результаты
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.
Критерии:
-Наличие социального положительного опыта;
-Наличие устойчиво-положительной гражданской позиции;
-Участие учащихся в общественной деятельности школы, а так же в деятельности общественных организаций;
-Сформированность интеллектуального потенциала личности;
-Сформированность нравственного потенциала учащихся;
-Сформированность основ коммуникативных навыков.
Распространение и обобщение опыта педагогической работы
Форма обобщения и распространения ППО Тема Уровень Сроки
Ссылка на сайт с материалами Портфолио http://www.proshkolu.ru/user/galina140169/Международный Ссылка на сайт InfoUrok.ruhttp:// учительский.сайт/Вяльшина-Галина-Петровна Международный Выступление Доклад на тему: «Инновационная деятельность классного руководителя ШМО классных руководителей Сентябрь 2011г
Победитель Районный конкурс на денежное поощрение Главы администрации Кадошкинского района за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование Районный 07.10.
2011г
Выступление Обзор Круглого стола «Перспективы обновления педагогических средств естественнонаучной подготовки учащихся в свете основных положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Районное МО учителей химии и биологии 24.08.
2011
Выступление Доклад «Личностно-ориентированный подход на уроках химии» ШМО естественнонаучного цикла Апрель 2012г
Выступление Доклад «Предупреждение вредных привычек у детей и подростков» Общешкольное родительское собрание 27.11.
2012г
Выступление Доклад «Гражданско-патриотическое воспитание» на VII Республиканской конференции учителей гражданско-патриотического воспитания, посвященной Дню Победы
Республиканский 29.04.
2011
Выступление Доклад «Патриотическое воспитание детей в школе» Районная конференция учителей Август 2012г
Выступление Доклад «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания " ШМО классных руководителей Сентябрь 2012г
Выступление Республиканская научно-практическая конференция «Профилактика правонарушений и асоциальных явлений среди несовершеннолетних: проблемы и перспективы» Республиканский 26.02.
2013г
Выступление Доклад «Профилактика безнадзорности и правонарушений» Общешкольное родительское собрание 02.03.
2013г
Выступление Доклад «Ужасающие факты статистики по наркомании» Общешкольное родительское собрание 25.10.
2013г
Выступление Доклад «Организационные и научно-методические основы деятельности классного руководителя» ШМО классных руководителей сентябрь 2013г
Представление татарских национальных блюд Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» Республиканский ноябрь 2013г
Выступление Доклад «Изменение смысловых ориентирование: от успешной школы – к успехам ребенка» ШМО естественнонаучного цикла ноябрь 2013г
Выступление
2 место Районный конкурс профессионального мастерства педагогов «Учитель года -2014» Районный апрель 2014г
Выступление Доклад «Профилактика суицидального поведения обучающихся в школе» Общешкольное родительское собрание 17.04.
2014г
Представление выставки
татарской национальной кухни Республиканский проект «Автопоезд культуры» Республиканский 26.06.
2014г
Выступление Доклад «Профилактика употребления и распространения наркотиков среди обучающихся» Общешкольное родительское собрание 27.09.
2014г
Выступление «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание как составная часть системы воспитательной деятельности образовательного учреждения» республиканский 23.01.2015
Выступление Доклад «Информационная компетентность педагогов как критерий оценки их профессионального соответствия» на районном августовском семинаре Районный Август 2015
Участие Обучающий семинар по обмену опытом в области гражданско-патриотического воспитания в рамках проекта «Межрегиональный ресурсный центр гражданско-патриотического воспитания» Межрегиональный Октябрь 2015
С 2012 года я участвовала в экспериментальной деятельности «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников» по созданию и работе трех отрядов на базе МБОУ «Латышовская СОШ»: «Юный помощник полиции» (Приказ №94 от 24.12.2012), поискового отряда «Поколение» (Приказ № 58 от 29.12.2013), волонтерского отряда «Милосердие» (Приказ № 124 от 29.12 2014). Работа отрядов отмечена на республиканском уровне. Также я входила в рабочую группу для исследовательской работы и создания «Бессмертного полка» (Приказ №50- от 01.09. 2012). Было собрано свыше 80 фотографий фронтовиков села Латышовка, с которыми учащиеся школы прошли в митинге, посвященном 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945 годов.
Учащиеся нашей школы приняли активное участие во многих акциях и мероприятиях, посвященных 70- годовщине Победы в Великой отечественной войне1941-1945 годов: Акция «Обелиск Победы», «Как живешь, ветеран?», уроки мужества «Твой подвиг бессмертен, солдат!», акция «Вахта памяти» в селе Латышовка и деревне Картлей, конкурс стихов о войне, конкурс патриотической песни, акция «Аллея Победы», акция «Георгиевская ленточка», акция «Лес Победы», экологический субботник «Весна -2015», акция «Баннеры Победы», акция «Дорога к обелиску», акция «Бессмертный полк», акция «Письмо Победы», акция «Свеча памяти», акция «Сирень Победы», акция «С любовью к России мы делами добрыми едины», акция «Стена памяти», акция «Полевая кухня», акция «Солдатская каша», торжественное возложение венков и цветов к памятнику погибшим воинам в ВОВ, «Митинг Победы», концерт «Для подвига забвенья нет», футбольный турнир по футболу.
На протяжение многих лет учащиеся нашей школы не стоят на учете в ПДН.
Результатом своей педагогической деятельности считаю достижения учеников:
№ Тема Уровень Ф.И.О.
участника Срок проведения Место
Муниципальный этап конкурса рисунков среди учащихся «Я голосую» Муниципальный Симаева Динара 2011 3 место
Районный творческий конкурс «Судьбы моей любимые напевы..»Муниципальный Исянова Зульфия2011 участие
VII Республиканский конкурс детского творчества по пожарной безопасности «Пожарный доброволец: вчера. Сегодня, завтра!» Республиканский Кандралеева Гюзель2011 участие
Районный конкурс, посвященный «Дню Смеха!» в номинации «Самые оригинальные» Муниципальный команда 2011 1 место
Районный смотр строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества Муниципальный Команда «Гренада» 2011 2 место
Районный фестиваль-конкурс народного творчества «Земля Инсарская – земля талантов» в номинации «Вокал» Межрайонный Исянова Зульфия2011 лауреат
Районная конкурсная программа «Что в имени тебе моем…?», посвященная Дню российского студенчества Муниципальный команда 2011 2 место
Районный конкурс исследовательских работ «Великая Отечественная война в лицах и именах» - Презентация Муниципальный Вяльшин Дамир 2012 участие
Всероссийский конкурс «Займись спортом» на лучший проект по пропаганде физической культуры и спорта среди детей и молодежи – Коллаж Всероссийский Симаева Динара 2012 участие
Всероссийская конференция исследовательских работ учащихся по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» всероссийский Хорев Петр
Чукмарева Ксения 2012 участие
I открытый отборочный тур Московского Международного форума «Одаренные дети-2012» Муниципальный ансабль «Чулпан» 2012 2 место
За преемственность традиций, сохранение и развитие национальной самобытности награждается ансамбль татарской песни «Лейсан» Муниципальный ансамбль «Лейсан» 2013 лауреат
Республиканский конкурс моделей одежды с элементами из природного материала «Флора-Дизайн» Республиканский Хайрова Альбина 28.03
2013 участие
Грамота за добросовестный вклад в дело увековечивания памяти павших защитников отечества в годы ВОВ Республиканский Отряд Поколение 2013 грамота
Всероссийский конкурс «Защитим лес» - Фотографии Всероссийский Кандралеева Гюзель2013 участие
Всероссийский конкурс методических пособий «Растим патриотов России» Всеросиийский Симаева Динара 2013 участие
Творческий конкурс проектов-презентаций по географии среди школьников – презентация «Мир географических профессий» Республиканский Цибискин Дмитрий 2014 участие
Всероссийский конкурс «Моя семья» - Фотографии Муниципальный ансамбль «Лейсан» 2014 1 место
Районный конкурс «Город мастеров» Муниципальный Команда 2014 1 место
Творческий конкурс «Мисс и Мистер района» Муниципальный Байчурин Рамиль Хайрова Альбина 2014 2 место
2 место
Районный конкурс военной и патриотической песни «Цена Победы» Муниципальный Исянова Зульфия2014 участие
Всероссийский творческий конкурс по пропаганде безопасности дорожного движения «Радуга безопасности» - Презентация Всероссийский Арюкова Диана
Салехова Эльвина2014 участие
Открытый межрегиональный историко-патриотический конкурс Центра национальной славы «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» - Презентации -3 ученика Межрегиональный Симаева Динара
Вяльшин Дамир 2014 участие
Республиканский конкурс «Семейная фотохроника» - фотографии солдат ВОВ Республиканский Байчурина Аэлина 2014 участие
Республиканский конкурс исследовательских и творческих проектов «Навеки вместе!» Республиканский АрюковаДиана 2014 участие
Республиканское профориентационное мероприятие «Город мастеров» Республиканский команда 2014 участие
XIV конкурс молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий» Республиканский 10 учеников 2014 участие
Районный смотр строя и песни Муниципальный 8 2014 3 место
Республиканский конкурс рисунков по профилактике безопасности дорожного движения «Мы выбираем жизнь!» Республиканский 7 учеников 2014 участие
Республиканский конкурс новогодней игрушки «Зимняя фантазия» Районный Маланкина Анастасия 2014 участие
Районный этап республиканского конкурса «Новогодняя игрушка» Районный Маланкина Анастасия 2015 3 место
Республиканский фестиваль детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп», посвященного 75-летию основания службы Госавтоинспекции.- Презентация Республиканский Арюкова Диана 2015 участие
Республиканский конкурс «Я горжусь Великой Россией» - Республиканский Вяльшина Аида 2015 участие
Районный конкурс творческих работ по профилактике наркомании «Все краски творчества против наркотиков» - Презентация Республиканский Кандралеева Гюзель2014 2 место
Республиканский конкурс «Дорога в никуда – не для меня»
Акции без наркотиков Республиканский Кандралеева ГюзельСимаева Динара
Исянова Зульфия2015 3 место
Всероссийский конкурс творческих работ «Школьный патент-шаг в будущее» Всероссийский Симаева Динара 2015 2 место
Открытый литературный фестиваль «Подвиг героев в сердцах поколений» Республиканский Исянова Зульфия 2015 1 место
Республиканский конкурс слоганов об архиве и архивной службе. Республиканский Цибискин Дмитрий
Ломакина Роза Симаева Динара 2015 1 место
2 место
3 место
Республиканский конкурс –фестиваль татарской песни Республиканский Исянова Зульфия 2015 2 место
Имею поощрения в области воспитания подрастающего поколения:
Почетная грамота победителя конкурса на денежное поощрение Главы администрации Кадошкинского района за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование( 07.10.2011 г.)
Грамота за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов.(25.05.2011)
Грамота от директора школы как лучший классный руководитель за значительные успехи в совершенствовании учебного и воспитательного процессов.( 23.05.2012 г)
Грамота от директора ГБУ МРМЦ С.В. Корнилова за добросовестный вклад в дело увековечивания памяти павших защитников Отечества в годы ВОВ.
Почетная грамота за 2 место в муниципальном конкурсе «Учитель года – 2014»
Благодарность за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, за формирование основы личности учащихся.(14.01.2014г)
Благодарность от главы администрации Кадошкинского района за многолетний добросовестный труд, заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения.(2014г)
Благодарственное письмо от министра образования за участие в республиканском конкурсе «Я горжусь Великой Россией»(2014г)
Почетная грамота как руководитель поискового отряда от издательства Просвещения при поддержке Министерства образования и науки(2015)
Грамота за патриотическое и духовное воспитание молодежи от директора школы (Май 2015)
Почетная грамота за высококвалифицированную подготовку победителей V международного детского конкурса «Школьный патент-шаг в будущее!» (Май 2015)
Благодарственное письмо за посильный вклад в развитие волонтерского движения РМ от председателя ГК РМ по делам молодежи Помеловой Н.А. (2015)
Почетная грамота за размещение рассказа о памятном месте руководителю поискового отряда «Поколение» от издательства «Просвещение при поддержке министерства образования и науки» (2015г)
Грамота за успехи и проведенную работу в 2014-2015 учебном году, направленную на патриотическое и духовное воспитание молодежи, за формирование духовной и нравственной основы личности, уважение, добра и ответственности о директора школы. 92015г)