Технологическая карта по истории 5 класса Персидская держава царя царей
Технологическая карта урока по истории в 5 классе
Тема урока: Персидская держава «царя царей»
Цель урока: способствовать развитию умения выделять характерные черты Персии как самой большой державы Древнего Востока; создать условия для рассмотрения процесса складывания Персидской державы, выделения факторов, способствующих возвышению и расцвету Персидской державы, эффективному управлению огромным государством; содействовать развитию умения работать с картой.
Задачи урока:
Обучающие: знать историю стран Передней Азии, возникновения Персидского царства, их географическое местоположение.
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; продолжить формирование умений работать с историческим источником, картой, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать отрицательное отношение к захватническим войнам, а на истории жизни персидского народа такие качества как - мужество и стремление к независимости.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений стран Передней Азии; понимать политическое многообразие мира, уважать историю других народов мира.
Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путём соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.
Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Планируемые результаты изучения нового материала:
Предметные: - знать: основные достижения стран Передней Азии; основное понятие по изучаемой теме: держава. -уметь: находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках; применять основные термины и понятия по изучаемой теме.
Личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества;
приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.
Метапредметные: способность планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с целями и задачами урока; умение проводить поиск информации в учебной и научно-популярной литературе, обрабатывать её в соответствии с темой и проблемными заданиями; представлять результаты своей творческо-поисковой работы.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, парная
Оборудование: Вигасин А. А. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2014, §19; Карты «Египет и Передняя Азия в древности»; презентация урока с картами, вопросами, заданиями; разноцветные карточки.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
УУД
Учебные действия Получаемый результат
1.Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет наличие учебных принадлежностей. Быстрое включение в деловой ритм Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
2.Актуализация знаний Организует опрос учащихся на звание раздела и главы.
Вопросы: Скажите, какой раздел мы с вами сейчас изучаем? А какую главу?
КУУД: Совместная деятельность
ЛУУД: Рассуждение учеников Воспроизводят знания названия раздела и главы, изучаемой ранее.
3. Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Организует формулирование темы урока и постановку цели, формулировку
темы урока, проблемных заданий.
- Используя карту в учебнике на странице 91, сформулируйте тему нашего урока;
- Что мы сегодня узнаем на уроке? (Работа с каждым словом в названии темы)
РУУД: принимают учебную задачу под руководством учителя Формулируют тему – «Персидская держава «царя царей».
Постановка целей, исходя из темы: персидская - познакомимся с новым народом. Держава - большая и сильная страна - как она образовалась, что способствовало завоеваниям персов. «Царя царей» - узнаем правителя державы.
4. Усвоение новых знаний и способов действий Рассказывает об объединении великих царств Западной Азии, организует работу с картой.
- В середине I тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия и Египет оказались объединены в составе одного государства. Это было Персидское царство – одна из самых больших держав Древнего мира.
- Используя карту, скажите, какие государства вошли в состав Персидской державы?
Заполнение таблицы (приложение 1).
Предлагает учащимся по рядам изучить легенды, чтобы потом ответить на вопросы и закончить таблицу.
О происхождении царя Кира – стр. 92 учебника.
О пире Валтасара – стр. 93 учебника.
История Креза, подробно описанная Геродотом (раздаточный материал, приложение 2)
К востоку от Лидии простиралось великое царство – Мидия. Ее территория была обширна, но жившие здесь племена не всегда подчинялись мидийскому царю. Одним из таких племен были персы, населявшие земли неподалеку от Персидского залива.
Как звали мидийского царя?
Как звали внука царя Астиага?
Почему Астиаг приказал умертвить родного внука?
Как удалось предводителю персов Киру II завоевать государство Мидию?
В западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство. Песок там был золотоносный. Именно в Лидии в 7 веке до н. э. начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром. Богатство лидийского царя вошло в поговорку.
Как звали лидийского царя?
Какими качествами обладал Крез?
Что значит счастливый человек для Солона?
Когда Крез понял смысл слов Солона?
Затем пробил час Вавилонии. После гибели Ассирийской державы все Двуречье покорилось вавилонскому царю. Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Западной Азии. Кир начал с ней войну и одержал победу над вавилонским царевичем.
Как звали царевича, который правил в Вавилоне?
Как вы поняли выражение «исчислено царство твое и взвешено и отдано персам»
Какую военную хитрость придумал Кир, чтобы завоевать Вавилон?
Какой народ в результате завоевания Вавилона получил независимость?
Промежуточный контроль: заполнить таблицу под вопросами №3 и №4.
ПУУД: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
РУУД: контроль, оценка, коррекция.
Показывают на карте крупные государства в Западной Азии.
- Египет, Мидия, Лидия, Вавилон.
Учащиеся заполняют первые два вопроса в таблице.
Заполняют оставшиеся вопросы в таблице.
Динамическая пауза Упражнение «Встать-сесть». Учитель называет утверждение, если оно верное, то ученики встают, если – нет, хлопают в ладоши.
Древнее Двуречье по-другому называется Месопотамия? (да);
Законы Хаммурапи были написаны на черном камне? (да);
Финикия находилась на северном побережье Средиземного моря? (нет)
Религия евреев – иудаизм? (да);
Первым правителем Древнееврейского царства стал Давид? (нет);
Столица Ассирии – Ниневия? (да).
Персидская держава при Дарии I. Рассказывает о том, каким было управление в Персидской державе.
- Дарий разделил империю на 26 больших областей (сатрапий). Во главе каждой из них был поставлен наместник (сатрап). По всей стране рассылались специальные контролеры, носившие название «глаза и уши царя». По первому подозрению они могли схватить и казнить любого, даже сатрапа. Дарий создал почтовую службу, чтобы его приказы доносились быстро во все концы империи. По так называемой «царской дороге» (главная из них вела из Суз - см. карту в учебнике на стр. 91 - к Эфесу - греческой колонии на берегу Эгейского моря) на небольшом расстоянии друг от друга расставлялись конные пикеты, и лучшие всадники мчались от одного пункта к другому, чтобы передать царские письма и посылки (система эстафеты). Ввел единую золотую монету - дарик- со своим изображением. Население завоеванных стран платило налоги (ок. 232 т серебра). Наибольшие тяготы несли богатейшие сатрапии: Вавилония и Египет. У Дария I было сильное войско и финикийский флот. Ядро персидского войска составляли 10 тыс. отборных пехотинцев, называвшихся «бессмертные». Если часть этих воинов погибала в бою, их место занимали столько же новых воинов, поэтому общее число бессмертных не менялось. Персидское войско славилось конными и пешими лучниками, боевыми колесницами, к колесам которых были приделаны ножи и серпы.
Промежуточный контроль: приглашает 2-х учеников воспроизвести схему на доске, остальные – сверяют и проверяют правильность выполнения. ПУУД: извлекают необходимую
информацию из
прослушанного,
структурируют знания.
КУУД: планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
РУУД: контроль, оценка, коррекция Работают с картой. Составляют схему управления в Персидской державе при Дарии I.
5.Закрепление знаний и способов действий
Работа в парах.
-Представьте себе, что один из вас – житель Персидской державы, а второй – турист. Расскажите о своей стране.
РУУД:
Оценка выполнения задания.
ПУУД:
общеучебные –
умение
структурировать знания,
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач, умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание.
КУУД:
Принимают участие в работе парами.
Составляют рассказ о важных событиях, исторических личностях Персидской державы.
6.Контроль
усвоения,
обсуждение
ошибок и их
коррекция.
Слушает несколько рассказов. Помогает устранить пробелы или неточности в знаниях.
РУУД:
контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения.
ЛУУД:
самоопределение.
КУУД:
управление поведением
партнера –
контроль,
коррекция, оценка
действий партнера. Предъявляют
результаты
самостоятельной
работы в парах,
осуществляют контроль
(взаимоконтроль)
формулируют
затруднения и
осуществляют
коррекцию.
7.Домашнее задание Параграф 19 прочитать.
На оценку «5»: предположите, после каких событий Даниил мог стать пленником в Вавилоне. Кто и когда разрешил евреям вернуться на родину?;
На оценку «4»: назовите положительные и отрицательные последствия завоеваний персов;
На оценку «3»: ответить на вопросы к параграфу. РУУД: принимают учебную задачу Воспринимают задание, уточняют.
8.Рефлексия Перед вами 3 разноцветных карточки: - желтая означает: «Я работал активно!», синяя: «Я работал удовлетворительно!», а красная: «Я сегодня не работал!». Поставьте себе оценку этой карточкой. РУУД: умение
соотнести результат своей
деятельности с целью и оценить его.
КУУД:
вступать в диалог, с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
ЛУУД:
осознавать
успешность своей
деятельности.
Анализируют свою
деятельность на уроке.
Осуществляют
самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят
цель и результаты,
степень
их
соответствия.
Приложение 1
Вопросы для сравнения Мидия Лидия Вавилон Египет
1.Столица государства г. Экбатанаг. Сарды г. Вавилон г. Мемфис
2.Кто возглавлял страну во время завоевания персов? АстиагКрез Царевич Валтасар Псамметих III
3.Когда страну завоевали персы? 550 г до н. э. 546г. до н. э. 538г. до н. э. 525 г. до н. э.
4.Какой персидский царь завоевал страну? Кир II Кир II Кир II КамбисПриложение 2
Раздаточный материал.
История Креза подробно описана Геродотом. Крез гордился богатством и считал себя самым счастливым человеком в мире. Он часто показывал свои сокровища гостям и путешественникам, проезжавшим через его столицу – город Сарды.
Однажды Креза посетил знаменитый греческий мудрец Солон. Крез приветливо принял у себя мудреца, повел его в свои сокровищницы, переполненные золотом, и спросил, знает ли Солон на свете человека счастливее его, Креза. Солон ответил, что знает, и рассказал о нескольких своих согражданах, которые прожили честную жизнь и достойно закончили свой жизненный путь в бою с врагами или в достатке прожили до старости
- А мое счастье ты даже не ставишь вровень со счастьем этих простых людей?!- гневно воскликнул Крез
-Царь,- спокойно ответил ему Солон,- на вопрос о твоем счастье можно ответить только тогда, когда станет известно, что ты благополучно окончил свою жизнь. Крез посмеялся над словами мудреца.
Когда перс Кир победил мидийского царя Астиага, и стал царем Персии, Крез хотел идти на него войной - ведь Лидия была союзницей Мидии, и союз этот скреплял брак родной сестры Креза и Астиага. Но перед войной он обратился за советом к оракулам- прорицателям с вопросом: Победит ли он Кира, если начнет против него войну? Дельфийская пифия ответила, что если Крес пойдет войной на персов он сокрушит великое царство.
В результате военных действий персы наголову разбили войско Креза, а потом осадили и штурмом взяли его столицу - Сарды. Сам Крез попал в плен. За то, что Крез начал первым войну, Кир приказал сжечь его на костре. Когда Креса возвели на костер, он убитый горем, вспомнил Солона и его слова о том, что нельзя считать человека счастливым, пока неизвестно как окончилась его жизнь.
-О, Солон! – в отчаянии воскликнул Крез.
Киру стало интересно, о чем кричит Крез перед смертью, и он приказал переводчикам расспросить побежденного царя. Крез рассказал о Солоне и о его мудрости. Кир даровал Крезу жизнь и сделал своим советником, а по другой легенде Крез был казнен Киром.