Урок по литературе в 5 классе на тему: М.Ю. Лермонтов. Бородино. Патриотический пафос стихотворения. (5 класс)


10458453810МКО «Лозовская СОШ»
0МКО «Лозовская СОШ»

00Открытый урок по литературе.
Открытый урок по литературе.

-381051435Тема урока:
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» Патриотический пафос стихотворения.
0Тема урока:
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» Патриотический пафос стихотворения.

Подготовила и провела: Пахомова В.В.
2016-2017 уч. год
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
Патриотический пафос стихотворения.
Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста,
наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.
Задачи урока: 1) обучающие: развитие навыков и умений работы с текстом;
2) развивающие: развитие умения анализировать, осознавать;
3) воспитательные: воспитание уважения к великому
прошлому России, формирование нравственных качеств.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.
Оборудование: презентация: «Экскурсия по Бородинскому сражению», «Словарная работа», фонохрестоматия.
Ход урока.
I.Проверка д\з
Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Мини-проект: «Иллюстрации к отрывку из произведения Погорельского «Чёрная курица» (пересказ отрывка).
II. Вступительная беседа.
-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?
Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий - Бородинское сражение 1812 года, о том, как оно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
III.Знакомство с автором.
Подготовленный ученик рассказывает об известных фактах биографии
М.Ю. Лермонтова. (Бобряшова Арина)
IV Рассказ о « Бородинском сражении». (Еськов Дмитрий)
Шел 1812 год. Огромная французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «если я завоюю Москву, я поражу Россию в самое сердце». Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа.
Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще и чаще слышались недовольства: до каких же пор мы будем отступать? Слышались и другие голоса: где же тот полководец, который сумеет объединить русский войска и повести их в бой во имя спасения Родины? Такой полководец в России был. Имя его не один раз повторялось и в армии, и среди народа – Михаил Илларионович Кутузов. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать французской армии генеральное сражение.
В 125-ти километрах от Москвы, близ села Бородино, русские войска заняли оборону. Здесь у стен Москвы должна быть решена судьба России и всей Европы. Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года. Именно здесь была сломлена мощь непобедимой французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона, которое неизменно сопутствовало ему.
Учитель:
-Бородинскому сражению – важнейшему эпизоду Отечественной войны – и посвятил свое стихотворение М.Ю. Лермонтов, назвав его кратко и выразительно – «Бородино».
Презентация: «Экскурсия по Бородинскому сражению» (учитель)
-Как вы полагаете, о чем сегодня будет идти речь на уроке?
-Сформулируйте тему урока.
Историческая основа стихотворения «Бородино»
-Как об этом событии рассказывает поэт М.Ю. Лермонтов?
«Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
V. Прослушивание чтения фрагмента стихотворения в записи. 
(фонохрестоматия)
VI. Работа с малоизвестными словами в стихотворении
Презентация
РЕДУТ
МУСЬЮ
КАРТЕЧЬ
ЛАФЕТ
БИВАК
КИВЕР
БУЛАТ
УЛАН, ДРАГУН
БУСУРМАНЫ

VII. Комментированное чтение стихотворения.
VIII. Беседа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».
-О каком событии рассказывается в стихотворении?
-Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).
-Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?
Старый солдат рассказывает о сражении молодому поколению. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении, к своему дяде обращается племянник. Дядя - это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину: как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.
-В чём особенность построения произведения? (Деление на строфы, диалог)
-Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?
(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)
-Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?
(чтение 1 строфы)
-С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?
-Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?
Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете
рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет.
Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.
-Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.
а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:
«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» (3 строфа);
в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);
г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…» (9 строфа)
-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?
(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).
Вывод: Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.
-От какого лица ведёт повествование старый солдат?
(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»).
«я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным:
«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);
«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);
«Мы ждали третий день…» (6 строфа);
«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);
«И умереть мы обещали…» (9 строфа).
-Каким был бой?
(Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).
-Какие чувства выражены в стихотворении?
(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)
-В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение. Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.
IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения, начать учить стихотворение наизусть (слабые отрывок), ответы на вопросы стр. 155