Урок по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»







Урок по литературе в 5 классе
«М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»



Подготовила:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Чулкова Ирина Викторовна







Льгов, 2015 г.

Сценарный план урока
УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровина, И.С. Збарский, В.П. Полухина.
Предмет: литература
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»
Цели урока:
- деятельностная: подготовить обучающихся к восприятию стихотворения Лермонтова «Бородино» и уяснению его основной идеи, углубить и развить в детях чувство патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своей родины,
- возбудить у обучающихся желание прочитать стихотворение, высказать о нем свои суждения и оценки;
- содержательная: сформировать представление о литературном произведении.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, таблица, иллюстрации художника Кондрашева, репродукция В.В. Верещагина «Наполеон на Поклонной горе», «Отступление «французов». «Этимологический словарь русского языка для школьников» М.Рут.


ХОД УРОКА

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Да здравствуют знания!» Запишите в тетради число, оставьте место для темы урока.


Учитель:
-Ребята, знакома ли вам дата 1812 г.?
-Чем она знаменательна?
-В чем заключается грандиозность Бородинского сражения?
-Какое значение оно имело в судьбе русского народа?

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Учитель:
-На предыдущем уроке вам было предложено выявить для себя важные факты о войне 1812 г., используя свои знания, полученные на уроках истории, при знакомстве с исторической литературой в сети Интернет или в библиотеке. Что же вам удалось выяснить?

Ученик 1:
Шел 1812 год. Огромная французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; еслия я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я завоюю Москву, я поражу Россию в самое сердце». Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа.

Ученик 2:
Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще и чаще слышались недовольства: до каких же пор мы будем отступать? Слышались и другие голоса: где же тот полководец, который сумеет объединить русский войска и повести их в бой во имя спасения Родины? Такой полководец в России был. Имя его не один раз повторялось и вармии, и среди народа – Михаил Илларионович Кутузов – ученик великого Суворова. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать французской армии генеральное сражение.

Ученик 3:
В 125-ти километрах от Москвы, близ села Бородино, русские войска заняли оборону. Здесь у стен Москвы должна быть решена судьба России и всей Европы. Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года. Именно здесь была сломлена мощь доселе непобедимой французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона, которое неизменно сопутствовало ему.


Учитель:
-Бородинскому сражению – важнейшему эпизоду Отечественной войны – и посвятил свое стихотворение М.Ю.Лермонтов, назвав его кратко и выразительно – «Бородино».
-Как вы полагаете, о чем сегодня будет идти речь на уроке?
-Сформулируйте и запишите тему урока.

3.Этап определения места и причин затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия художественного текста, алгоритм правильного действия.

-Посмотрите на экран. Перед вами слова:
РЕДУТ
КАРТЕЧЬ
ЛАФЕТ
БИВАК
КИВЕР
БУЛАТ
УЛАНДЫ
ДРАГУНЫ
-Объясните их значение. (Работа со сносками в хрестоматии, с этимологическим словарем)
-С какой целью автор использует в тексте слова военной терминологии?

Физминутка
Игра «Всё наоборот:
- Вы должны смотреть туда, куда я называю. А я буду вас путать – показывать и смотреть на другие объекты.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: обеспечение первичного восприятия, осмысления произведения.
Учитель:
-Давайте прочитаем произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино» (читает учитель)

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: алгоритм правильного действия.

Учитель:
-Как вы оцениваете свой эмоциональный настрой?
-Каково ваше первое впечатление?
-Кто рассказывает о Бородинском сражении? (Старый солдат)
-Как он это делает? (Он словно заново переживает события давно минувших дней)
-Одинакова ли интонация стихотворения? (Нет. В зависимости от того, о чем рассказывает старый солдат, меняется и интонация его повествования. Оно звучит то спокойно, то взволнованно)
-Как выражается автором мысль о грандиозности события 1812 года?
-Можно ли назвать солдат воинами – богатырями, поклявшимися умереть, но не пропустить врага?
-Почему поэт назвал свое стихотворение «Бородино»?
-Почему рассказ о Бородинском сражении ведется от имени старого солдата?
-Как вы представляете себе старого солдата?
-Хочется ли вам еще раз перечитать произведение? Почему?
-Дайте свою оценку произведению.

6.Первичное закрепление изученного.

Цель этапа:
выявить проблемы первичного восприятия, провести коррекцию.

Учитель:
- Сейчас вы будете читать произведение вслух. Вместе со мной попутно объясним, как следует читать отдельные части стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

7. Рефлексия

-Что нового вы узнали на уроке?
-Что показалось трудным?
-Что представилось интересным?

Учитель:
-На столах у вас лежат фигурки:

- «Всё понял»


- «Понял, но не всё»


- «Не понял»

-Оцените свои знания, полученные на уроке, поднимите одну из фигурок.



8. Домашнее задание.

1. Прочитать стихотворение выразительно, с учетом корректировок, проведенных на уроке.
2. Выучить наизусть отрывок из произведения.
3. Проиллюстрировать любой эпизод произведения.

Выставление оценок за урок.


Источники:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»