Модульная технология обучения на занятиях по дисциплине Физика
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НАУРОКЕ ФИЗИКИ
Опыт отечественной и зарубежной педагогической практики говорит о том, что главным показателем уровня развития учебно - познавательной деятельности студента является его самоорганизация, когда деятельность становится предметом сознания и воли учащегося. Именно это позволяет каждому студенту максимально реализовать свои природные задатки и склонности.
В педагогической практике уже сегодня существует технология обучения, которая предоставляет возможность каждому студенту выбрать индивидуальный темп обучения, содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, соответствующие его возможностям. Технология называется модульной.
Модульная технология обучения возникла не на пустом месте. Она вобрала все лучшие идеи, наработанные педагогической теорией и практикой. В частности, из программированного обучения взята жесткая последовательность действий, индивидуальный темп обучения и обязательный самоконтроль: из теории поэтапного формирования умственных действий - ориентировочная основа деятельности; из кибернетического подхода - гибкое управление обучением; из психологии - рефлексивный подход. Этот ряд можно было бы продолжить за счет идей индивидуализации, дифференциации, оптимизации, и т. д.
Сущность модульного обучения состоит в том, что студент почти самостоятельно осваивает учебный материал в процессе работы с модулем. Модуль - это информационный блок, в который входит целевой план действий, содержание учебного материала и руководство по его усвоению.
Модульная программа - совокупность модулей по теме или разделу, в нулевом модуле задаётся комплексная дидактическая цель - то, что должен усвоить студент по данному разделу. В каждом модуле задаётся интегрирующая дидактическая цель. А поскольку весь учебный материал состоит из отдельных учебных элементов (УЭ) логически связанных между собой, то перед каждым из них формулируется частная дидактическая цель (в наших модулях УЗ - учебная задача). Таким образом, создаётся дерево целей. Деятельность студента становится осмысленной.
Например, по теме: «Кинематика» нулевой модуль содержит комплексную дидактическую цель (КДЦ), и 7-модуль, который включает интегрированную дидактическую цель и учебные задачи данного модуля.
Одним из критериев качества модульной программы является соответствие между учебными задачами в модуле и ИДЦ, между ИДЦ всех модулей и КДЦ.
Учебный материал, если он полностью закладывается в модуль, подчиняется всем требованиям отбора (логика, доступность, научность и т. д. ). Если есть хороший учебник, студент может работать по учебнику, а в модуль содержание материала. При этом особое внимание уделяется фундаментальным знания. Каждый модуль - законченный блок информации. Важным принципом построение модульной программы является принцип обратной связи. Он осуществляется через входной контроль, самоконтроль, итоговый контроль. Особое внимание уделено самоконтролю - после каждого учебного элемента. Стоит отметить, что в модульную технологию обучения органически вписывается рейтинговая система оценки знаний, так как в модулях очень чётко представлены все элементы знаний, а также уровни их усвоения, через дерево целей.
Студентам представляется возможность выбрать разные способы обучения (индивидуальный, работа в паре, группе, работа под руководством преподавателя). Субъект- субъектные отношения в модульной технологии обучения проявляются в высвобождении преподавателя от чисто информационной функции и создание условий для консультационно- координирующей, при этом самостоятельность студента имеет разный уровень в зависимости от его учебных возможностей. Уровень самостоятельности в освоении знаний варьируется за счёт различных указаний по Учебно-познавательной деятельности.
Использование модульной технологии обучения не только не исключает, но и предлагает проведение лекций, семинаров, лабораторных работ, различных нетрадиционных форм урока. Для этих уроков обязательно составляются модули. Студентам предоставляются широкие возможности для общения, развития монологической речи. Данная технология даёт преподавателю редкую при традиционном преподавании возможность для индивидуальной работы со студентами на уроке, что особенно важно для тех учащихся, кто долго отсутствовал на занятиях, кому необходимо постоянная помощь преподавателя.