Родительское собрание Как быть хорошим родителем


МКОУ Стадницкая ООШ
Родительское собрание
«Как быть хорошим родителем?»
«…Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он
был счастливым, можно…»
(А.С. Макаренко)
Подготовила: социальный педагог Рогозина А.В.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители.
Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут абсолютно точно предвидеть не только поведение собственных детей, но и их дальнейшую жизнь?
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз. Как сталкиваются с чет-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей во вредных привычках, опасаются дурных примеров.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность никак не содействуют «успешному родительству».
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности такой нормы не существует. Действительно, можно ли думать, что за долгие годы воспитания ребенка родители никогда не сделали ни одной ошибки, совершенно точно и правильно выполняли все требования к обеспечению роста и развития ребенка. Конечно же, нет. Ведь быть родителями мы учимся также, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства в любом деле.
В родительском труде, как и во всяком другом, возможны ошибки, сомнения, временные неудачи, победы, которые сменяются поражениями. Наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Значит, меняется и воспитание. К тому же отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы. Хорошо известно, что в одной и той же семье родители воспитывают детей по-разному (ведь к моменту рождения второго ребенка они во много изменились сами).
Представим себе, что родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос. В этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Ведь дети должны стремиться превзойти нас, родителей! Только так может осуществиться связь времен, происходит прогресс человечества.
Итак, вывод ясен. Все и всегда знающие родители, не ошибающиеся родители («идеальные») ребенку не нужны. Но можно сформулировать основные правила, которым необходимо обязательно следовать, воспитывая как одного, так и много детей. Эти правила могут быть названы условиями родительской гармонии. На первый взгляд они просты и хорошо известны каждому. Это любовь и независимость. Однако глубокое понимание и постоянная реализация этих условий совсем не просты.
Любовь.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют огромную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни, а в конце жизненного пути родители и дети становятся духовно все более близкими. Нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа.
Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. По мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких обстоятельствах у ребенка не должно возникнуть сомнение в родительской любви. Очень важно относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Часто, когда дети взрослеют, они расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с близкими людьми. К сожалению, нередко психологам, работающим с подростками, приходится наблюдать, с какой горечью признаются они в своих сомнениях относительно родительской любви. Бывают случаи, когда родители высказываются, что «не такого ребенка хотели мы иметь», «не осталось у меня к нему любви», «мы все ему отдавали, а он не понял, не оценил». А чем, как не ошибками в реализации родительской любви можно объяснить появление у дошкольников на вопрос о маме наряду с ответом «моя мама королева», ответов «моя мама баба-яга», «моя мама некрасивая»? Эти факты заставляют еще раз напоминать родителям, что главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только самому любить ребенка, но и чтобы ребенок буквально ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви.
Только любовь способна научить любви. Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, т.к. это приводит к избалованности. Эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Как же внушить ребёнку уверенность в родительской любви? Делайте всё, что считаете нужным и возможным сделать для вашего ребёнка, но всегда заботьтесь о поддержании и сохранения контакта с ним. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – универсальные требования к воспитанию. Основа для сохранения контакта – ваша искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка, ваше искреннее любопытство к его детским, наивным проблемам, ваше желание понимать, ваше желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
Контакт не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.
Ребёнок должен стать союзником в общей семейной жизни, её создателем и творцом. Хорошо, когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все её цели и планы.
Родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства. Прекрасно писал об этом В.А. Сухомлинский: «Чтобы изменить доступ в чудесный дворец, имя которого детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой – то мере детьми. Только тогда нам будет доступна власть над ребенком». Контакт с ребенком следует строить на желании познать своеобразие его индивидуальности.
Независимость.
Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем сложности независимости начинают проявляться фактически с рождения ребенка. Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять, что движет их воспитательными усилиями, на что направлена их деятельность. Может случиться так, что цель воспитания ребенка служит для удовлетворения потребности эмоционального контакта. Это и родители, которые испытывают затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Такие родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций ребенка за пределы семейного круга.
Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью. Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши»; которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, пишет за него школьные задания. В результате она получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством.
У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания – добиться того, что не удалось родителям. Отец хотел стать врачам, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепиано, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное поведение эгоистично.
Часто не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связаны с запрограммированными целями. И ребенку ничего не остается, кроме как уступить родительским идеалам, ради обеспечения себе любви родителей или восстать против чуждых ему требований. И в том и другом случае возникают конфликты в отношениях.
Проблемы независимости обостряются и тогда, когда родители хотят воспитать в ребенке «сверх качества». Например, родители уверены, что их сын или дочь должны быть добрыми, эрудированными или смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие с возрастными или с индивидуальными особенностями развития ребенка, проблема независимости становится особенно очевидной.
Сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушают его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Какие же мотивы воспитания следует считать правильными? Ответ прост и в то же время сложен.
Мотивом воспитания ребенка должна быть счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Нужно жить естественно и естественно отдаваться своей воспитательной работе. Без жертвенности, без мук. Думая о воспитании детей, надо думать и о самовоспитании. Резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты – грубость, несдержанность, так и противоположные – подавленность, робость, заторможенность.
Именно поэтому родителям необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя. Успешность воспитания не зависит от определенного набора личностных черт («мамы всякие нужны, мамы всякие важны»). Ведь способность к чувству, к переживанию, к эмоциональному контакту, к любви – самое необходимое требование к родителям, самое необходимое условие правильного воспитания.
Используемая литература:
А.С. Спиваковская, «Педагогика родителям», Москва «Педагогика», 1986г
(О психологии родительской любви)