Семинар для молодых специалистов. Тренинг Педагогическое сотрудничество

Семинар для молодых специалистов.
Тренинг «Педагогическое сотрудничество»
Цель тренинга: развитие навыков сотрудничества.
Задачи:
сформировать представление о сотрудничестве как одной из форм эффективного взаимодействия;
сформировать представление об эффективном общении в рамках сотрудничества;
познакомить участников с понятием конфликта и способами его разрешения;
создание сплоченной группы;
обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта;
отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
тренировка коммуникативных навыков;
формирование навыков совместной деятельности.
Продолжительность тренинга: 30-45 минут.
Контингент: молодые педагоги.
Количество участников в группе: 12–15 человек.

Ход тренинга.
Упражнение «Приветствие»
Цель: введение в атмосферу тренинга, сплочение группы
Время проведения: 5 минут.
Инструкция. Здравствуйте, я рада вас всех видеть. В начале нашего занятия мы должны познакомиться. И поэтому пусть каждый по цепочке скажет своё имя и комплимент на первую букву своего имени.
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!


Упражнение «Карандаши»
Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: карандаши, по одному на пару.
Инструкция. Суть упражнения состоит в удержании закрытых колпачками карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.
Сначала выполняется подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение.
Вытянуть руки вперед, отвести назад.
Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад.
Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
Присесть, встать.
Шагнуть вперед, поднять руки.
Держать карандаш мизинцами.
Выполнить упражнение с закрытыми глазами.
Обсуждение
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?
На что ориентироваться при выполнении этих действий?
Как установить необходимое взаимопонимание?
Ведущий. Наш тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.
Мозговой штурм.
Упражнение «Что такое сотрудничество?»
Цель: разобраться в понятии «сотрудничество»; сплочение группы.
Время проведения: 20 минут.
Инструкция. Сейчас мы с вами рассмотрим понятие «сотрудничество», но сначала я бы хотела прочитать вам и обсудить одну притчу, которую прочла недавно в одной книге. Слушайте внимательно, и пока я буду читать, подумайте, о чем она, какую мысль в себе несет.
Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут.
Вдруг подбегает к Монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит:
Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек а здесь люди этими же ложками кормят друг друга».
Ведущий обсуждает притчу с группой, участники делают выводы.
Вопросы
Что такое «сотрудничество»?
Список качеств, необходимых для сотрудничества.
Список умений, необходимых для сотрудничества.
Цели сотрудничества.
Вместе с участниками ведущий составляет ромашку, где сердцевина это слово «сотрудничество», а лепестки то, что в него входит.
.
Упражнение «Решение ситуаций».
Ситуация “Дежурство”
Классный руководитель в конце урока попросила Наташу и Артема остаться подежурить. Прозвенел звонок – кто-то из ребят поторопился покинуть класс, кто-то подошел к учительскому столу с вопросами. Артем, увидев, что учитель занят своими делами, незаметно ушел домой. На следующий день учитель оставил дежурить Артема одного, за вчерашний день. Но в классе не оказалось веника. Тогда учитель отослал Артема взять веник у уборщицы. Под этим предлогом тот снова ушел домой.
Разобраться наедине с Артемом в причине таких действий.
Предложить подежурить с учителем.
Рассказать о случившемся всему классу. Назначить дежурство по партам, а его парту всегда пропускать.
Оставить весь класс подежурить за него.

2.Ситуация “Урок стоя”
Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов учителя “Здравствуйте, садитесь” – все продолжали стоять.
Необходимо, чтобы ученики сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Нужно начать урок как обычно, не акцентируя внимания на том, что класс стоит.

3.Ситуация “Опоздание”
Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня, в очередной раз (неизвестно какой по счету) она вошла в класс через 15 минут после звонка, когда урок был в самом разгаре.
Не обратить никакого внимания на опоздание (привыкли).
Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс. 
Устроить “торжественную” встречу “Ее Величества Наташи” с бурными аплодисментами всего класса и восхищенными возгласами учителя.

Завершение тренинга
Упражнение «Закончите фразу»
Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:
- Сегодня я узнал о том, что я ...
- Мне было приятно, когда ...
Упражнение «Цветок пожеланий»
Цель: релаксация.
Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю ...». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315