Сценарий внеклассного мероприятия,посвящённого творчеству и жизни Сергея Есенина.


«Лампада чистая души…» Литературная композиция по творчеству Сергея Есенина.
Ведущий 1. Две даты. 3 октября 1895 года – 23 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая смерть поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет … Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину ни раз говорили: 30 лет человек должен учиться , 30 – путешествовать и 30 – писать рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.
Ведущий 2. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: « Жизнь ценится не за длину». Ведь« я мог дать не то, что дал», - признается поэт незадолго до гибели. Но и это, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном – о России.
Чтец. (выходит ученик в русском народном костюме, читает)
«Гой ты, Русь моя родная… »
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На привал зеленых лет, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Ведущий 1. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах », вспоминал он в 1923 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой… И теперь вот, когда простыла Этих дней кипятковая вязь, Беспокойная, дерзкая сила На поэмы мои пролилась. Золотая словесная груда, И над каждой строкой без конца Отражается прежняя удаль Забияки и сорванца.
Ведущий 2. Из автобиографии поэта: «Стихи я начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам». Дальше поэт рассказывает о его встречи с А.Блоком: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что первый раз видел живого поэта ». А.Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта… 1915 года. Днем у меня был рязанский парень _ со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…»
Чтец.
Запели тесаные дроги,Бегут равнины и кусты.Опять часовни на дорогеИ поминальные кресты.
Опять я теплой грустью боленОт овсяного ветерка.И на известку колоколенНевольно крестится рука.
О Русь, малиновое полеИ синь, упавшая в реку,Люблю до радости и болиТвою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,Ты на туманном берегу.Но не любить тебя, не верить —Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепиИ не расстанусь с долгим сном,Когда звенят родные степиМолитвословным ковылем.
«Запели тесаные дроги…»
Ведущий 1. Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением “Россия…Какое хорошее слово…и “роса” и “сила”, и “синее что то…”
Ведущий 2.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Этим сказано: “Нет поэта без Родины”.Самым светлым символом Родины стала “Белая береза”
“Белая береза под моим окном…”
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает веткиНовым серебром.
Ведущий 1.Есенин – поэт – патриот. Он часто повторял:”Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве”
Чтец.
Спит ковыль. Равнина дорогая,И свинцовой свежести полынь.Никакая родина другаяНе вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,И, пожалуй, всякого спроси —Радуясь, свирепствуя и мучась,Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя.Но никто под окрик журавлиныйНе разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светомИ моей коснулась жизнь судьбы,Все равно остался я поэтомЗолотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,Вижу я, как сильного врага,Как чужая юность брызжет новьюНа мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,Я могу прочувственно пропеть:Дайте мне на родине любимой,Все любя, спокойно умереть!
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Ведущий 2. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.
Чтец.
Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь,Сенокос некошеный,Лес да монастырь.Избы забоченились,А и всех то пять.Крыши их запенилисьВ заревую гать.Под соломой ризоюВыструги стропил,Ветер плесень сизуюСолнцем окропил.В окна бьют без промахаВороны крылом,Как метель, черемухаМашет рукавом.Уж не сказ ли в прутникеЖисть твоя и быль,Что под вечер путникуНашептал ковыль?
“Край ты мой заброшенный…”
Ведущий 1.С Родиной связана лучшая метафора Есенина – “страна березового ситца”.Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: “Спит черемуха в белой накидке”, “Словно белою косынкою подвязалася сосна”, “Отговорила роща березовым, веселым языком”.
Учащиеся исполняют песню “Отговорила роща золотая”
Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник  Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.О всех ушедших грезит конопляникС широким месяцем над голубым прудом.Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветер в даль,Я полон дум о юности веселой,Но ничего в прошедшем мне не жаль.Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Не жаль души сиреневую цветь.В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть.Не обгорят рябиновые кисти,От желтизны не пропадет трава,Как дерево роняет тихо листья,Так я роняю грустные слова.И если время, ветром разметая,Сгребет их все в один ненужный ком...Скажите так... что роща золотаяОтговорила милым языком.
Ведущий 2.Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей Есенинской лирики.
Звучит песня:”Не жалею, не зову, не плачу…”
Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.Дух бродяжий! ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень устО, моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств!Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя, иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленов листьев медь...Будь же ты вовек благословенно,Что пришло процвесть и умереть.
Ведущий 1.По ритмике стихи Есенина очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен ощущением нерасторжимой связи с родной природой и с тем, жизненным укладом деревни, который нашел отражение в произведениях русского фольклора.
Звучит песня:”Клен ты мой опавший, клен заледенелый…”
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,Что стоишь нагнувшись под метелью белой?Или что увидел? Или что услышал?Словно за деревню погулять ты вышел.И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,Утонул в сугробе, приморозил ногу.Ах, и сам я нынче чтой?то стал нестойкий,Не дойду до дома с дружеской попойки.Там вон встретил вербу, там сосну приметил,Распевал им песни под метель о лете.Сам себе казался я таким же кленом,Только не опавшим, а вовсю зеленым.И, утратив скромность, одуревши в доску,Как жену чужую, обнимал березку.
Ведущий 2. О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И все-таки о жизни поэта, о его думах переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирическая повесть о себе и своем времени предельно искренна и правдива. К себе он был беспощаден: “себя вынимал наиспод”. Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми глазами, который впервые “схлестнулся” с рифмой и сказал себе: “Всю душу выплесну в слова”.
Ведущий 1. Кудрявый и веселый юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова: “Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир”. Человек потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни; “…Куда несет нас рок событий…”Зрелый мастер, ясно сознающий свое призвание: “ Хочу я быть певцом и гражданином”.
Ведущий 2. Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новые черты. Не случайно его заметка “О себе”, помеченная октябрем 25-го года, заканчивается словами: ”Что касается остальных биографических сведений – они в моих стихах”. “Я, наверно, навеки имею нежность грустную русской души”, - сказал он однажды. Прочитайте его стихотворения разных лет – и вы не сможете не согласится с поэтом. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью:
Милая, добрая, старая, нежная,С думами грустными ты не дружись,Слушай, под эту гармонику снежнуюЯ расскажу про свою тебе жизнь…
“Снежная замять дробится и колется…”
Ведущий 1. Стихи, обращенные к матери!..Сколько русских поэтов прикасались Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери. О первом чтении Есениным стихотворения “Письмо матери” вспоминает писатель Иван Евдокимов: “Помню, как по спине пошла холодная остропь, когда я услышал эти строки. Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов, - потому что зажало мне крепко и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал…”
Чтец. “Письмо матери”.
Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто ходишь на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мракеЧасто видится одно и то ж:Будто кто-то мне в кабацкой дракеСаданул под сердце финский нож.
Ничего, радная! Успокойся.Это только тягостная бредь.Не такой уж горький я пропойца,Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветвиПо-весеннему наш белый сад.Только ты меня уж на рассветеНе буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,Не волнуй того, что не сбылось, –Слишком раннюю утрату и усталостьИспытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не ходи так часто на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.
Ведущий 2. Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание.
Ведущий 1.О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: “Корова”, ”Песнь о собаке”,”Лисица”,”Лебедушка”… В стихах о животных Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший», «Каждый стих мой душу зверя лечит», «Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать».
Ведущий 2. Есть у Есенина стихотворение – «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминал сам артист Василий Иванович Качалов:« Я отыграл спектакль, прихожу домой…Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима…тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо…» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.
Ученица читает стихотворение “Собаке Качалова”
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват
Время Есенина – время крутых поворотов в истории России . оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 г., и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем: “ Учусь постигнуть в каждом миге Комунной вздыбленную Русь”. Ему было в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни:
Россия! Сердцу милый край!Душа сжимается от боли.Уж сколько лет не слышит полеПетушье пенье, песий лай.Уж сколько лет наш тихий бытУтратил мирные глаголы.Как оспой, ямами копытИзрыты пастбища и долы.Немолчный топот, громкий стон,Визжат тачанки и телеги.Ужель я сплю и вижу сон,Что с копьями со всех сторонНас окружают печенеги?
Ведущий 2. Прекрасно понимая необходимость перемен в России , но не принимая и не понимая разрушения и разорения русской земли, её деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.
Чтец.
Я человек не новый!
Что скрывать?
Оставался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Ведущий 2. Завершающее место в лирике поэта занял цикл стихотворений написанных
в декабре 1925 г., который условно называют «зимним», так как в нем преобладает зимний ландшафт, но это только внешний, чисто зрительный признак Главное в нём – воспоминания поэта о своей жизни.
Чтец.
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Ведущий 1. Вот выдержки из письма, ярко иллюстрирующие состояние поэта: «…тоска смертельная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. Помню, мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть. А теперь злое уныние находит на меня».
Ведущий 2. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Уже началась травля крестьянских поэтов, которая привлекла к вычеркиванию из жизни сначала Алексея Ганина, позже – Сергея Клычкова, Николая Клюева… Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, поэт не выдержал очередной приступ депрессии, В Ленинграде, в гостинице “Англер”, ночью 27 декабря поэт ушел из жизни.
Ведущий 1. Покончил он с собой или это было преднамеренное убийство? – нет пока точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение:
Чтец.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,—
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.