Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.
Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о периоде детства, юности и начале царствования Петра Алексеевича.
Задачи:
образовательная – рассмотреть политическую обстановку после смерти Алексея Михайловича, выявить предпосылки и причины периода двоецарствия, познакомиться с событиями предшествующими началу единоличного правления Петра;
развивающая – продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать исторические явления;
воспитательные – показать ребятам, на сколько сильна была детская психологическая травма Петра Алексеевича, полученная им во время восстания войска стрельцов и какое в дальнейшем она оказала влияние на правление будущего царя.
Форма урока: традиционный урок с фронтальным опросом с элементами лекции.
Продолжительность: 40 минут
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
компьютер, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.
Данный урок - урок с применением разнообразных форм работы: фронтальной, парной, индивидуальной. В начале урока ставится вопрос, на который учащиеся должны ответить, используя знания, приобретенные на уроке.
В целях развития познавательного интереса, логического мышления использую игровой материал и задания на смекалку. Использование ИКТ на данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме;
увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения. Использование ИКТ считаю целесообразным, та как это позволит сделать урок более интересным.
На уроке продолжается работа над формированием умений ребят самостоятельно работать с книгой, анализировать текст и самостоятельно формулировать выводы.
Урок проводится согласно тематическому планированию. Несколько учащихся
предварительно получили опережающее дополнительное задание: подготовить сообщения о царе Иване V, царевне Софьи, царице Натальи Нарышкиной, П.Гордон, Ф.Лефорт.
Организация учебной деятельности на уроке строится с учётом личностно - ориентированной технологии обучения:
создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
стимулирование учащихся к высказываниям;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность
создание ситуации выбора и успеха;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Ход урока
Деятельность учителя
Планируемая деятельность учащихся
Методический комментарий
Орг.
момент.
Подготовка учащихся к уроку.
Объявляет о начале урока, предлагает учащимся занять свои места.
Занимают свои рабочие места.
Важно задать высокий темп урока, чётко формулируя требования учащимся.
Актуализация опорных знаний
Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Организация познавательной деятельности учащихся.
Проводит вводную беседу примерно следующего содержания: «На прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела отечественной истории – Россия в XVII веке.
Вспомните, к какому выводу мы пришли?»
Действительно так, и человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый.
Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России.
Участвуют в беседе.
Предполагаемые ответы:
1. «Весь ход развития России в 17 веке показал необходимость серьезных реформ во всех сферах жизни».
2. «Правители страны видели необходимость преобразований, но были не способны провести их».
Слова учителя сопровождаются презентацией.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд № 1
Создание проблемной ситуации.
Формирование навыков анализировать задачу на необходимость и достаточность данных для ее решения.
Воспитание культуры коллективной работы.
И в конце урока ответим на вопрос: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?
Записывается на доске: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?
На доске новый термин: «триумвират»
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 2
Организационно-деятельностный
Способствовать развитию речи учащихся, умению делать вывод через анализ рассматриваемой ситуации:
1682 год – смерть царя Фёдора I I I. Не оставил наследника. Вопрос о престолонаследнике: Иван или Пётр. Борьба двух группировок Милославских и Нарышкиных. Установление «триумвирата».
Несколько учащихся предварительно получили опережающее домашнее задание подготовить сообщения.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 3
исследовательская работа;
определение темы урока.
Царь Пётр в управлении страной участия не принимал, ему было всего 10 лет. В годы регенства Софьи он большую часть времени проводил вне Москвы в селе Преображенское. Он получил начальное образование на уроках дьяка Никиты Зотова. Там же он приохотился к хождению под парусом и к военным играм.
Реальная власть принадлежала царевне Софье и ее фавориту Василию Голицину.
В 1689 г. Положение Петра изменилось - он вступил в брак с Евдокией Лопухиной. Это означало наступление совершеннолетия.
Пётр не стал заниматься государственными делами, фактической правительницей России стала его мать – Наталья Нарышкина. Она неодобрительно относилась к увлечениям сына и его частым поездкам в Немецкую слободу.
Но именно там Пётр познакомился с двумя людьми, ставшими его близкими соратниками, советниками, друзьями. Это Патрик Гордон и Франц Лефорт.
Только после ее смерти началось самостоятельное правление Петра. Первым мероприятием юного царя стали Азовские походы.
Сообщения учащихся об Иване, Софьи.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 9
Закрепления изученного материала.
Проверка первичного уровня усвоения материала урока.
Сейчас возьмите розданные вам бланки №1. По ходу моего рассказа выполните указанные задания.
В 1695г. Тремя самостоятельными отрядами, подошли к Азову в разное время, нет флота – подвоз турецких подкреплений, неумелое использование артиллерии, ее малочисленность; низкая боеспособность стрелецких полков – несколько неудачных штурмов.
Первый поход закончился неудачей.
Подготовка второго похода: строительство флота на верфях в г.Воронеж. В качестве образца из Голландии была доставлена 32-х весельная галера. Пётр – капитан галеры «Принципиум».
Вся армия под единым командованием боярина Шеина. Победа. Итоги.
Работа с раздаточным материалом.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд с картой Азовских походов
Итоги Азовских походов
Учащиеся под руководством учителя подводят итоги Азовских походов
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 12
«Великое посольство»
Неудача первого азовского похода вскрыла многие недостатки. Победное завершение второго похода не решило всех стоявших перед Россией задач. И уже на следующий год Пётр готовит Великое посольство.
Почему «Великое»? – более 200 участников, через множество стран. Участие Петра инкогнито. Впервые русский царь покидает пределы Родины.
Ответы учащихся на вопрос: «Почему посольство названо Великим»?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд-карта 13
Закрепления изученного материала
Самостоятельная работа учащихся.
Пётр за границей. Работа и посещение верфей Голландии и Англии. В Вене Петр узнает о заговоре противников преобразований и спешит в Москву, где жестоко расправляется с заговорщиками.
Работа с книгой. Учащиеся самостоятельно ищут ответ на вопрос.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд № 14
Вопрос: какие цели ставились перед Великим посольством?
Самостоятельная работа с учебником. Проверка ответов учащихся.
Итог урока.
Выяснить самооценку знаний учащимися.
Подводит итог урока, оценивает деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности, выделяя удавшиеся моменты.
Выслушивают комментарии учителя, высказывают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Домашнее задание.
Учитель обращается к учащимися с просьбой проговорить изученные правила построения графиков. Знакомит учащихся с объёмом домашнего задания, комментируя его.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Домашнее задание:
1) §13, вопросы и задания к уроку.
2) подготовить ответ на вопрос: Каковы итоги поездки Петра 1 за границу.
3) Выписать новые слова в словарь и выучить.