Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ажурное вязание крючком»
МКУДО «Касторенский Дом детского творчества» Касторенского района Курской области
Принята на заседании «Утверждаю»:
Педагогического советаДиректор МКУДО
от «5» сентября 2016 г.«Касторенский Дом детского творчества»
протокол № 1И.В.Гончарова
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ажурное вязание крючком»
Срок реализации программы: 1 год обучения
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Автор: Коваленко Н.Г., Ахметова К.Н., Аршакян С.Ж.
«Программа для общеобразовательных заведений «Художественное вязание»- факультативные курсы».
Адаптировала:
Метальникова Наталья Валерьевна,
педагог дополнительного образования
п. Касторное, 2016 год
Пояснительная записка.
Ажурное вязание крючком – прекрасное и нестареющее рукоделие. Оно является подлинно уникальным искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Самое притягательное в ажурном вязании крючком – неограниченное пространство для полета фантазии при создании всевозможных, неповторимых изделий. Кружева, связанные крючком, декоративны, самобытны и не уступают в красоте и изяществе изделиям, выполненным в другой технике.
Актуальность программы. Вязание – как один из видов рукоделия, по-прежнему популярно. Это удивительный вид творчества, позволяющий создать маленькие шедевры за короткое время. Изящные изделия, связанные своими руками, всегда прекрасный подарок. Вязание вырабатывает сноровку и терпение, а также это прекрасная возможность разнообразить свой досуг. В вязании есть что-то магическое, необыкновенно привлекательное и завораживающее, не зря все народы мира владеют этим искусством на протяжении многих веков.
Занятие вязанием даёт простор для творчества, фантазии, воображения. Изготавливая вязаные изделия, каждая из рукодельниц создаёт образ неповторимости и индивидуальности. Поэтому это направление декоративно-прикладного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей и взрослых и остаётся популярным и актуальным на сегодняшний день.
Дополнительная образовательная программа «Ажурное вязание крючком» всесторонне раскрывает способы и приёмы вязания крючком, предоставляет возможность научиться изготавливать эксклюзивные изделия для себя, для дома, для друзей и родных, способствует возрождению почти забытого ремесла и народной культуры в целом.
Данная программа актуальна, так как традиционные изделия выполняются с учётом современных тенденций мод. Каждый обучающийся, пройдя курс обучения, получает возможность приобрести умения и навыки в изготовлении вязаных изделий, которые в дальнейшем могут приносить дополнительный заработок.
Программа «Ажурное вязание крючком» учитывает симбиоз систем: «человек - вещь», «человек - самообраз», «человек – знаковая система» и составлена таким образом, чтобы не только дать обучающимся представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства – ажурном вязании крючком, но и осознание того, что кружево – это не только продукт деятельности, но и художественное отображение современности, выражение ее ведущих направлений.
Желание выделиться, привлечь внимание свойственно людям любого возраста, но в молодежной среде оно более обострено.
Молодежный стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от взрослого. Одежда является средством коммуникации и идентификации, приобретением статуса в своей среде, посредством которых личность информирует окружающих об уровне своих притязаний.
Человек становится личностью постольку, поскольку он осознает себя. Его индивидуальность реализуется в жизненном процессе как множество образов, где проявляется его «Я».
Для успешного решения этих задач в программе «Ажурное вязание крючком» предусмотрено:
- приобщение подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, органической частью которой является декоративно-прикладное искусство и, в частности, ажурное вязание крючком, что дает возможность воспитывать у детей уважение к традициям, укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа;
- оказание социально-педагогической поддержки в развитии умений по созданию своего образа (через одежду, аксессуары…), подчеркиванию своей индивидуальности, черпая его составляющие из природы, традиций, действительности, всего, что нас окружает, с чем мы взаимодействуем;
- совмещение художественного и социального при создании различных изделий.
Компетенция программы
Ведущие идей данной программы является оказание социально-педагогической поддержки в развитии и формировании личности обучающихся, возможности раскрыть свой творческий потенциал за счет развития их природных задатков и способностей; в преодолении слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или компенсации посредством других способностей и способов работы; в формировании адаптивной личности, способной решать творческие задачи, раскрывающие её как субъекта в процессе созидания и самовыражения.
Ключевые понятия: формирование функционально-технологической грамотности (компетентности) обучающихся, их конструктивной самостоятельности; становление таких качеств личности как информативность (насыщение информацией), критичность, способность к самоанализу выполняемой деятельности, её планированию, к постановке целей на будущее, выбору профессии и личностному самоопределению; развитие образного и творческого мышления.
Направленность программы – художественная.
Программа «Ажурное вязание спицами» разработана на основе:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008),
- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнаукн России от 11.12.2006 №06-1844).
- Программы для общеобразовательных учреждений «Трудовое обучение, Технология» (5 -11 классы) / Науч. рук Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. – М.: Просвещение, 1997 г.
- ВНИК «Бурда моден» - программно-методический комплект, модуль «Уютный дом».
- Программы для общеобразовательных учебных заведений «Художественное вязание (9 – 10 классы)», - факультативные курсы. / Коваленко Н.Г., Ахметов К.Н., Аршакян С.Ж. – М.: Просвещение, 1994 г.
Вид программы: модифицированная.
Цель программы: обучение специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда с учетом эстетических и экологических требований, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов с учетом личностных особенностей; безопасными приемами труда.
Для достижения поставленной цели программы «Ажурное вязание крючком» мы достигаем ряд поставленных задач:
образовательные:
- обеспечить усвоение умений и навыков по ажурному вязанию крючком;
- обучать самоконтролю;
- познакомить с историей возникновения кружев, связанных крючком, включать обучающихся в познавательную деятельность.
воспитательные:
- воспитывать инициативу и самостоятельность, усидчивость и аккуратность, трудолюбие;
- формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и поведения в обществе;
- воспитывать чувство уважения к народным традициям;
- формировать социальную активность.
развивающие:
- развивать социально-значимые качества личности;
- развивать такие психологические особенности как образное и творческое мышление, способность личности к полноценному восприятию и правильному пониманию красоты в искусстве и действительности;
- развивать формирование потребностей в самораскрытии.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся:
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем учебных часов: 1-го года обучения – 144 часа.
Возраст обучающихся: 11-15 лет.
Наполняемость учебной группы: 1-й год обучения- 10-15 человек.
Режим занятий.
Занятия проводятся: 1-й год обучения- по 2 часа 2 раза в неделю с перерывом 10-15 минут.
Особенность программы
Образовательный процесс построен как последовательный переход обучающегося от одного образовательного уровня к другому:
«Базовый уровень» - начальный «Введение в программу», «Фантазия. Творчество. Успех» - мотивация, интерес, способности,
«Стартовый» - расширенный «Мастерство и вдохновение» - способности, творчество.
Каждый из уровней представляет собой определённый этап в образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
Уровни обучения
«Базовый» – начальный «Введение в программу», «Фантазия. Творчество. Успех».
На этом уровнеобучающиеся получает первоначальные знания и умения в области декоративно-прикладного творчества, у него формируется представление о вязании в целом как об искусстве, закладывается фундамент для углубленного изучения этого вида декоративно-прикладного творчества, совершенствуются умения, навыки изготовления вязаных изделий, способов выполнения операций по вывязыванию изделий, при условии большей самостоятельности.
«Стартовый» – расширенный «Мастерство и вдохновение».
Этот уровень направлен на усвоение теоретического материала и создание авторских работ. Основная цель этого уровня – создание авторских изделий, самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта.
Также особенностью является и то, что разделы имеют завершённый вид. Основной теоретический материал даётся в начале учебного года, для изготовления предлагается несколько разновидностей моделей определённых изделий. Это даёт возможность педагогу вести обучение по индивидуальным образовательным планам, что позволяет обучающемуся сделать осознанный выбор предлагаемых для изготовления изделий, разрабатывать авторские модели, следовательно, с большим интересом выполнять работы.
В основу программы положено обучение, основанное на раскрытии творческих возможностей, задатков ребенка.
Объекты труда подбираются с учетом возрастных особенностей, посильности, интересов обучающихся и так, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения технологии, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных видах ажурного вязания крючком.
Обучение строится по принципу – от простого к сложному (от сегментного вязания к цельному, от простых изделий к сложным).
При составлении плана работы была соблюдена логическая последовательность и взаимосвязь занятий
Обучение в творческом объединении «Ажурное вязание крючком» включает в себя изготовление изделий и сувениров, украшающих быт и преображающих интерьер, а также одежды и аксессуаров.
Предлагаемые объекты труда соответствуют возрастным особенностям, задания подобраны с учетом особенностей и способностей обучающихся.
В ранней юности подростки полностью увлечены модой. Важно в это время дать им представление о хорошем вкусе и связанных с этим требований к выбору одежды, помочь им в создании своего образа, подчеркнуть свою индивидуальность. Большое значение имеет и выбор аксессуаров, которые дополняют костюм: сумок, воротников, поясов…
Во время работы обучающиеся пробуют себя в роли и художников, и рукодельниц, и моделей, и дизайнеров. В конце каждого года организуется выставка работ обучающихся. Каждый показ требует специальных знаний, и по окончании программы, каждый из них не только может дать совет по вязанию или составлению рисунка, схемы для того или иного изделия, но и знает правила этикета. У каждого из обучающихся всегда есть небольшие сувениры для своих родных, близких и друзей.
В каждое изделие вкладывается много любви, фантазии, кропотливости (кропотливого труда). Важно дать понять обучающимся, что именно тогда, когда в изделие вложена частичка души, оно имеет право на долгую жизнь.
Основные способы и формы работы.
Основными формами работы в творческом объединении является учебно-практическая деятельность .
На занятиях в творческом объединении «Ажурное вязание крючком» используются такие формы работы:
1. Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий):
- индивидуализированная, где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;
- индивидуализировано-групповая (если есть сильные отличия в успеваемости).
2. Групповая, которая предполагает наличие системы «руководитель – группа - обучающийся» и включает в себя:
- дифференцированно-групповую (группы могут быть постоянными или временными в зависимости от возможностей обучающихся и сложности выполняемого задания);
- кооперативно-групповую (каждая группа выполняет часть общего задания).
3. Парная, которая может быть представлена динамическими парами или парами сменного состава.
4. Коллективная, где действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, дает возможность проявить себя в общей деятельности, где есть взаимный контроль перед классом и группой. Обучающиеся оказывают друг другу взаимную помощь и поддержку.
Интерес к изучаемому материалу значительно возрастает, если осознается его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.
В процессе реализации программы у обучающихся должны развиваться такие социально-значимые качества личности как:
1. Выражающие отношения к работе: трудолюбие (обязательность, пунктуальность, собранность), внимательность, творческий подход.
2. Характеризующие общий стиль поведенческой деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, активность (энергичность, инициативность, новаторство, целеустремленность), авторитетность, организованность (ответственность, последовательность, дисциплинированность, усидчивость, работоспособность), решительность (упорство, настойчивость).
3. Умственные способности: гибкость (находчивость, изобретательность, абстрактномыслие), дальновидность.
4. Административно-организаторские: умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их, коммуникабельность, эмоциональность (живость, импульсивность).
5. Характеризующие отношение к людям: доброта (добросердечность, гуманность, человечность, отзывчивость, доброжелательность), честность (правдивость,чистосердечность,благородство,справедливость,искренность),беспристрастность, воспитанность.
6. Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, совершенствование знаний.
В творческом объединении целесообразно использовать такие педагогические технологии как:
- проблемное обучение, состоящее из проблемного изложения темы занятия, привлечения обучающихся к конструированию и моделированию. Проблемное обучение имеет большую ценность, так как механизм решения проблемных задач связан с регуляцией мыслительной, познавательной деятельности, активности восприятия материала, направлен на самостоятельное принятие решений, на формирование установки к мотивационной готовности, к выполнению познавательных действий.
- игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные, драматизации), технологии с использованием знаковой системы; ударение ставится на личностно-ориентированное обучение.
Применение в обучении такой организации учебного процесса, как:
1) индивидуализация;
2) дифференциация, которая включает следующие этапы:
- учет индивидуальных особенностей;
- группирование обучающихся на основе этих особенностей;
- вариативность учебного процесса в группе.
Учет таких дидактических принципов, как:
- гуманистической направленности, необходимости сочетания целей общества и личности, обеспечение связи с жизнью и производственной практикой;
- природосообразности;
- культуросообразности (приобщение к современной культуре);
- наглядности;
- свободы выбора.
Проводятся такие виды занятий: комбинированные, проблемного изложения материала, получения и закрепления полученных знаний, обобщающие занятия.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать / понимать:
- исторические сведения о творчестве народных умельцев, инструменты и материалы, применяемые при ажурном вязании;
- основные технологические понятия: раппорт, орнамент, внешняя форма, структура, технология изготовления кружева…;
- возможные техники вязания кружев крючком, различные петли, узоры и их обозначение;
- правила техники безопасности;
- способы убавления и прибавления петель;
- материалы, инструменты и приспособления, их сочетание и подбор при вязании кружев;
- основные обозначения петель при вязании крючком;
- способы набора петель;
- способы использования бисера и фурнитуры при вязании крючком;
- правила ухода за связанными кружевами;
- способы ремонта вязаных изделий;
- соединение двух связанных частей с помощью трикотажного шва;
- способы закрытия петель крючком.
Обучающиеся должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- подбирать крючок в зависимости от толщины и качества нити, вида узора и назначения изделия;
- выполнять экономический расчет;
- соблюдать правила гигиены, санитарии и безопасной работы;
- выполнять записи узоров ажурного вязания с помощью условных обозначений;
- самостоятельно составлять схемы узоров для ажурного вязания;
- вовремя находить и исправлять ошибки;
- сужать и расширять узор;
- закрывать петли с помощью крючка;
- соединять две связанные части изделия с помощью трикотажного шва;
- производить ремонт готового изделия;
- работать с журналами и другой литературой по вязанию;
- вязать понравившуюся модель, используя свои мерки.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- изготовления и ремонта изделий;
- создание изделий с использованием ручных инструментов;
- контроля качества выполняемых работ;
- обеспечения безопасности труда;
- оценки затрат на изготовление изделия.
Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов
Отслеживание результатов в творческом объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Оно должно обеспечивать взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и внутренней (самоконтроль обучающихся). Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является: содействовать воспитанию у обучающихся ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа. Для проверки знаний, умений и навыков в творческом объединении «Ажурное вязание крючком» используются такие виды и методы контроля как:
Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне технологической подготовки обучающихся. Для этого вида контроля используются методы:
- письменные (анкеты, тесты);
- игры: деловые, имитационные, ролевые, драматизации.
Текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Для этого вида контроля можно использовать такие методы:
- устные (фронтальный опрос, беседа);
- письменные (тесты, карточки-задания);
- машинные (программированный контроль: составление схем, эскизов…);
- индивидуальные (дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей обучающихся);
- наблюдения.
Тематический, осуществляемый по мере прохождения темы, раздела и имеющий целью систематизировать знания учащихся. Этот вид контроля подготавливает обучающихся к зачетным занятиям. Здесь можно использовать следующие методы:
- практические: (самостоятельная, контрольная работа, выполнение изделий и образцов);
- индивидуальные;
- комбинированные (творческий проект);
- самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного решения познавательной задачи, устранение обнаруженных пробелов).
Итоговый, проводимый в конце четвертей, полугодий, всего учебного года. Здесь целесообразно проводить выставки работ обучающихся, соревнования, участие в конкурсах, учебно-исследовательских конференциях.
В качестве системы оценивания в творческом объединении используется коллективный анализ работ обучающихся, где отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы, разбираются типичные ошибки.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания за работой каждого обучающегося;
- систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;
- всесторонность, то есть должна обеспечиваться проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся;
- дифференцированный подход.
№ Вид контроля Средства Цель Действия
1 Входной Анкеты, педагогические тесты Выявление требуемых на начало обучения знаний. Выявление отдельных планируемых результатов обучения до начала обучения 1. Возврат к повторению базовых знаний.
2.Продолжение процесса обучения в соответствии с планом.
3.Начало обучения с более высокого уровня.
2 Текущий Педагогические тесты, фронт. опросы, наблюдения… Контроль за ходом обучения, получение оперативной информации о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения. Коррекция процесса усвоения знаний, умений,навыков
3 Тематический Практич. раб., твор.проект, педагогические тесты. 1. Определение степени усвоения раздела или темы программы.
2. Систематическая пошаговая диагностика текущих знаний.
3. Динамика усвоения текущего материала. Решение о дальнейшем маршруте изучения материала.
4 Итоговый Зачеты, педагогические тесты 1. Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения.
2. Установление соответствия уровня и качества подготовки обучающихся к общепризнанной системе требований, к уровню и качеству образования. Оценка уровня подготовки.
Учебный план работы.
№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе Формы аттестации/контроля
теория практика 1. Вводное занятие. 2 1.1. Введение в изучаемый предмет. «Кружева и традиции». Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и материалы. 1 Входной
1.2. Что нужно знать, прежде чем начать вязать. Язык моды. 1 Входной
2. Азбука вязания. 30 2.1. Первые шаги. Технология вязания крючком. 8 Текущий
2.2. «Кружевная грамота» . Вязание полотен различной формы. 8 Текущий
2.3. «Веселые петельки» . 8 Тематический
2.4. Создаем праздничное настроение. 6 Текущий
3. Дизайн вязаной одежды. 36 3.1. Аксессуары: творчество и фантазия в дополнительных деталях. Приятные мелочи и не только. «Изысканные салфетки». 1 9 Текущий
3.2. От советов до секретов 1 5 Текущий
3.3. Аксессуары: творчество и фантазия в дополнительных деталях. Моделирование аксессуаров на основе ажурных сегментов. «Живые лоскутики» 1 9 Тематический
3.4. Моделирование одежды на основе ажурных сегментов. Профессиональная проба по профессиям типа «человек - художественный образ» - «Я – дизайнер вязаной одежды» 1 9 Тематический
4. Игрушки – сувениры. 32 2 30 Текущий
5. «Ажурные новинки» 42 5.1 Ажурные салфетки, воротники. 2 18 Текущий
5.2. Стоп! Это топ! 2 18 Тематический
5.3 Правила ухода за вязаными изделиями. 1 1 Текущий
6. Итоговое занятие. Выставка лучших работ. 2 2 Итоговый
Итого часов: 144 15 129 Содержание учебного плана
Раздел1. Вводное занятие (2 ч.)
Введение в изучаемый предмет. Кружева и традиции.Инструменты и материалы. (1 ч.)
Теория:Правила внутреннего распорядка. Представление программы, объявление перечня практических работ. Обсуждение перечня практических работ, его уточнение и корректировка.Выбор инструментов (иглы, крючки, ножницы), приспособления (швейные булавки, булавки для временного снятия петель, линейка, сантиметровая лента) для ажурного вязания крючком. Возрастная и экологическая ориентация материалов дизайна. Все о пряже. Современный рынок ниток для вязания. Как выбрать пряжу? Как выпрямить нить, бывшую в употреблении? Как смотать пряжу в клубки? Как составить ме6ланж? Номер ниток и номер спиц. Расход пряжи. Будьте организованы (рабочее пространство) и здоровы (правила безопасного труда). Профилактика утомляемости.
Экскурсия: Знакомство с особенностями традиционных кружев. Исторические заметки. Обсуждение экскурсии.
Что нужно знать, прежде чем начать вязать.Язык моды. (1 ч.)
Теория:Разнообразие стилевой направленности современной одежды и использование кружев в ней. Национальные традиции и современность. Рассказ о русском народном костюме. Мода: игра, поиск. Молодежная одежда и одежда для взрослых. Цвет в композиции костюма. Символические и эмоционально – психологические свойства цветов. Образное выражение содержания костюма. Экономический расчет.
Практика: Лабораторная работа по определению качества ниток. Подбор ниток и крючка.Выполнение эскиза в цвете. Подбор цветовой палитры к конкретному образцу, нитке… Работа с журналами.
Раздел 2. Азбука вязания (30 ч.)
Первые шаги. Технология вязания крючком. (8 ч.)
Теория: Правильное положение руки и крючка. Образование первой петли. Приемы образования петель начального ряда. Столбик. Полустолбик. Столбик с одним накидом. Плотность вязки. Расчет количества петель. Раппорт.
Практика: Вязание кружевцев, прошивок и кружевцев с уголками. Определение плотности вязки. Переход от одной плотности к другой. Расчет количества петель.
«Кружевная грамота». Вязание полотен различной формы. (8 ч.)
Теория: Технология образования узоров. Технология вязания рельефных и пышных столбиков. Длинные петли, выполнение столбика с двумя и более накидами. Их условные обозначения. Правила составления схем узоров и работа с ними.
Практика: Ажурная геометрия: вывязывание образцов различных геометрических фигур. Работа со схемами узоров. Составление схемы к готовому образцу.
Веселые петельки (8 ч.)
Теория: Условные обозначения и сокращения для вязания крючком. Обработка изделия при помощи крючка. Вышивка при помощи крючка. Обвязывание пуговиц.
Практика: Вязание отделочных элементов: вязание «под мех», вязаный рюш. Объемная аппликация: цветы, бутоньерки, насекомые…. Вязание из остатков пряжи: бахрома албанская, бахрома с кисточками, помпонами, различными украшениями.
Создаем праздничное настроение (6 ч.)
Теория:Основы этикета: как дарить и принимать подарки. Технология вязания по кругу. Выбор инструментов (набор крючков) и приспособлений (пробочки, булавка). Расчет петель для получения различных форм изделий: круг, квадрат, овал, ромб, вязаных по кругу. Уход за вязаными изделиями, связанными по кругу.
Практика: «Снежинки на столе и в рамке» - вязание сувениров к новогодним праздникам.
Раздел 3. Дизайн вязаной одежды (36 ч.)
Аксессуары: творчество и фантазия в дополнительных деталях. Приятные мелочи и не только. «Изысканный салфетки». (10 ч.)
Теория: Роль аксессуара в композиции костюма. Виды фурнитуры и её использование в ажурном вязании крючком. Одновременное вязание и декорирование. Вязание салфеток.
Практика: Вязание образцов с применением различных технологий использования фурнитуры в ажурном вязании крючком. Вязание салфеток. Вязание аксессуаров: пояс, косметичка, чехол для сотового телефона и т.д.
«От советов до секретов» (6 ч.)
Теория: Правила ухода за вязаными изделиями: крахмаление, ВТО, стирка. «Споем славу пуговице» - из истории пуговицы.
Практика: Вязание аксессуаров с использованием фурнитуры: пуговицы, пояс, бабочка, галстук, платочек.
Аксессуары: творчество и фантазия в дополнительных деталях. Моделирование на основе ажурных сегментов. «Живые лоскутики» (10 ч.)
Теория:Технология вязания аксессуаров из сегментов. Эскиз и выкройка изделия. Технология обработки деталей. Сборка изделия. Виды трикотажных швов и технология их выполнения: горизонтальный шов «петля в петлю», соединение долевого и поперечного полотен, вертикальные швы, тамбурный шов, фигурная.
Практика: Работа с бумажным конструктором. Вязание ажурных сегментов. «Лоскуток в рюкзачок». Вязание аксессуаров: пояска, косметички, футляра для сотового телефона, очечника, ключницы, сумки, рюкзака…из сегментов. Соединение деталей при помощи трикотажных швов.
Моделирование одежды на основе ажурных сегментов (10 ч.)
Теория: Композиция костюма. Виды и приемы эскизной графики. Рекомендуется провести творческую встречу с профессиональной художницей по трикотажу.
Профессиональная проба по профессиям типа «человек – художественный образ» - «Я – дизайнер вязаной одежды». Разработка эскиза собственной модели.
Раздел 4. Игрушки сувениры. (32 ч.)
Теория:История возникновения игрушки. Технология вязания игрушки. Способы убавления и прибавления петель. Схемы вывязывания отдельных деталей. Подбор пряжи. Способы сборки деталей и оформление игрушки
Практика:Изготовления вязаных игрушек котенок, попугай, цыпленок по выбору обучающихся.
Раздел 5.«Ажурные новинки». (42 ч.)
Ажурные салфетки и воротники. (20 ч.)
Теория:Новые технологии вязания.Технология вязания ажурных салфеток, воротников, каймы: зубцы, дорожка и основной узор. Технология выполнения узоров по осенним мотивам. Подбор пряжи и крючка. Расчет количества петель для изделия. Экономический расчет. Расход пряжи. Выбор узора. Технология вязания различных видов воротников и беек: веерообразные воротники, воротник «гольф», «хомут», вырез лодочка и каре, английский, апаш.
Практика: Вывязывание салфеток, воротников, каймы различных форм и размеров. Работа с журналами и схемами.Вязания различных видов воротников и беек: веерообразные воротники, воротник «гольф», «хомут», вырез лодочка и каре, английский, апаш. Технология изготовления вязаной ажурной салфетки крючком. Подбор пряжи, крючка.
Стоп! Это топ! (20 ч.)
Теория: Технология вязания плечевого ажурного безрукавного изделия с цельной полочкой и спинкой.
Практика: Работа с журналами. Разработка эскиза. Экономический расчет. Подбор узора. Вязание контрольного образца, расчет петель и расход пряжи.
Правила ухода за вязаными изделиями.(2 ч.)
Теория: Окончательная обработка изделия. Придание ей товарного вида. Стирка, отбеливание и растягивание.
Практика: Декорирование изделия помпонами, кистями, лентами.
Раздел 6. Итоговое занятие. Выставка лучших работ. (2 ч.)
Подготовка помещения к выставке, изготовление рекламы, приглашение гостей на выставку. Торжественное открытие выставки. Демонстрация авторских работ. Обмен мнениями по поводу представленных работ, вручение сувениров.
Список литературы.
Литература для педагога
1. Азбука вязания. Спицы и крючок. - М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2014. - 64с.
2. Валентина. Журнал для рукоделия. М.: «ОВА-ПРЕСС», с 2007 по 2010. – 31с.
3. Диана Креатив. Журнал для рукоделия. М.: ЗАО «ЭКСПРЕСС –КОНЛИГА», с 2009 по 2012. – 32с.
4. Кнобль С. Волшебные идеи. Вяжем крючком/ С. Кнобль – М.: «Мой мир», 2006. – 45с.
5. Маг-ТагФиона Вязаные игрушки./ Издательский дом «Ниола-пресс»,2005.-109с.
6. Макимова М.В. Кузьмина М.В. Быстрый крючок/ М.В. Макимова М.В. Кузьмина - М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2002. – 105с.
7. Сабрина. Журнал мод./ М.: «Кон-Лига ПРЕСС», с2005 по 2010. - 35с.
8.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Уч. пос. для высш. уч. заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. цент «Академия», 2002. – 576 с.
Литература для обучающихся:
1. Калинич М. Павловская А. Савиных В. Рукоделие для детей/ М. КалиничА.ПавловскаяВ.Савиных – Минск: «Полыме», 2008. – 62с.
2. Валентина. Журнал для рукоделия. М.: «ОВА-ПРЕСС», с 2009 по 2012. – 31с.
3. Вел Пирс. Зимние мотивы. Вязание крючком. Двадцать проектов./ М.: АРТ РОДНИК, 2013. – 48с.
4. Диана Креатив. Журнал для рукоделия. М.: ЗАО «ЭКСПРЕСС –КОНЛИГА», с 2009 по 2015. – 32с.
5. КапричеБиркер. Лесная природа. Цветы, ягоды, насекомые. Вяжем спицами./ Издательская группа «Контэнт». 2012. – 32с.
6. Сабрина. Журнал мод./ М.: «Кон-Лига ПРЕСС», с2005 по 2010. - 35с.
7. Сабрина. Шапки и шарфы. Журнал мод./ М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2014.- 30с.
8. Султанова Н. 55 моделей для вязания крючком./ Ростов-на-Дону. Издательский дом «Владис», 2012. – 143с.
9. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки/ С.Ф. Тарасенко – М.: Просвещение, 2009. – 94с.
10. Францарроли И.В. Вяжем цветы крючком/ И.В. Францарроли –верь: ОАО «Тверской полиграфкомбинат детской литературы», 2009. – 47с.
11. Чибрикова О. Прикольные подарки к любимому празднику/ О. Чибрикова – М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2008. – 62с.
Дополнительная литература.
Интернет – сайты:
1.http: // klubokdel.ru
2.http: //uzor4ik.ru
3.Рейман Л. Кружевные узоры. – Таллин: Валгус, 1987. – 176 с.
4.Балашова М.Я., Семенова Ю.П. Фантазия в узорах: дорожки и салфетки. – Мн.: ОДО «Хэлтон», 2003. – 203 с.
5. Полезные советы по вязанию./ Сост. М.Я. Оршевская. – Вильнюс, 1991. – 63 с.
6. Рукоделие: вышивка, фриволите, макраме, вязание… / Авт. Сост. Н.А. Юруть. – Мн.: ООО «Харвест», 2004. – 464с.