Конспект занятия внеурочной деятельности «Доброта в нас и вокруг нас. Твори добро»
Конспект занятия внеурочной деятельности
«Доброта в нас и вокруг нас. Твори добро»
Направление внеурочной работы: духовно-нравственное
Форма организации: занятие
Программа: программа внеурочной деятельности «Уроки доброты»
Класс: 3
Тема: « Доброта в нас и вокруг нас. Твори добро».
Цель: создать условия для формирования добрых отношений между детьми, для проявления добрых поступков и дел.
Задачи: 1.Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу
2. Воспитывать стремление делать добро, противостоять злу.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные УУД: самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.
Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе.
Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний.
Предметные: получат представления о добре и доброте, научатся применять их в различных жизненных ситуациях.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакат с большим сердцем, сердечки, плакат «Дом», «кирпичики» со словами, с карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята!
-Я хочу, чтобы наше занятие мы начали с хорошего настроения.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
АМО «Поздороваемся ладошками!»
Цель: создать доброжелательную обстановку.
Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Удачи (безымянный)
Во всем (мизинец)
Здравствуй ( всей ладонью)
2. Актуализация знаний
Похлопайте в ладоши. Что вы чувствуете? (Тепло)
- А что может согреть душу человека? (Доброта)
«Доброта – это солнце, которое согревает душу» (А. Грин)
- Чему посвящено сегодня наше занятие?
- Итак, что такое доброта? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
3. Работа по теме урока
- Посмотрите, я нарисовала особый Дом и назвала его домом Доброты, где фундаментом будет сама Доброта, а каждый кирпичик имеет своё название, попробуем с вами их отгадать.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
- Какие слова могут жить в нашем домике? (добрые)
- Первый кирпичик мы назовем ДОБРЫЕ СЛОВА.
Задание в группе (6 человек). Возьмите конверт, достаньте слова и разложите все слова на 2 группы: ДОБРО и ЗЛО
Любовь безразличие
Сопереживание агрессивность
Справедливость ненависть
Бескорыстие зависть
Милосердие предательство
Сострадание равнодушие
Сочувствие хамство
Забота эгоизм
Готовность прийти на помощь обман, неуважение
- А мы вспомним волшебные слова вежливости.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого(спасибо)
Зеленеет даже пень, когда услышит(добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и резвый, говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим(простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят.(до свидания!)
-Давайте проверим работу групп.
- Молодцы! Вот такими добрыми качествами, как вежливость, любовь, доверие, уважение и доброжелательность должен быть наделён каждый человек.
АМО «Не ошибись, пожалуйста»!
Цель: развивать внимание.
Учитель: Приготовьтесь к игре, но игра не простая. Называется «Не ошибись, пожалуйста!». Я даю команды, но выполнять их надо, только если я назову волшебное слово.
Задания:
1. Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.
2. Поднимите руки.
3. Будьте добры, похлопайте.
4. Потопайте.
5. Попрыгайте, пожалуйста.
6. Присядьте, пожалуйста.
7. Встаньте.
8. Встаньте, пожалуйста.
9. Тихо сядьте.
10. Будьте любезны, займите свои места.
Сказанное слово попадает в сердце человека. - Вместе с добрыми словами у нас должны быть и добрые мысли.
- Какой следующий кирпичик Дома Доброты? (Добрые мысли.)
- А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? Что мы должны совершать? ( Добрые поступки)
- Следующий кирпичик Дома Доброты - добрые поступки.
- Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться
-Молодцы, ребята! Вот мы с вами и построили Дом Доброты. Да, не просто быть добрым! Этому необходимо учиться всю жизнь. . А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Игра "Что такое добро, что такое зло"
Цель: классификация понятий «доброе», «злое»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина).
4. Работа в группах
(Каждая группа получает задачу, анализирует и обсуждает ситуацию, данную в задаче, и предлагает своё решение).
1.Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод.
Как вы оцениваете поступок девочки и её мамы?
2 .Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей?
3.Однажды Петя и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали два больших красных яблока. «Берем и смываемся», - сказал Петя. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал, что яблоко взял Петя. «У у, предатель», - подумал Петя,- «я еще с тобой рассчитаюсь!». Как вы оцениваете поступок Гриши?
4.Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо,
Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба.
Как вы думаете, ребята?
5. Закрепление изученного
АМО «Написание синквейна».
Цель: В кратких выражениях резюмировать учебный материал.
Тема синквейна «Доброта».
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
6. Подведение итогов. Релаксация
АМО ««Хорошо – плохо»
Цель: Научить оценивать свои поступки по критерию «добрый», «злой»
- Посмотрите, какое большое, яркое сердце нарисовано. Это наше сердце.
- Пусть это сердце будет копилкой добрых дел. Сейчас каждый из вас напишет на маленьком сердечке свой добрый поступок.
- Вы сейчас будете подходить и приклеивать свои бумажные сердечки с добрыми поступками на сердце.
- Какое красивое стало наше сердце, засияло разными красками, пусть оно всегда остается таким.
7.Заключение
Учитель:
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!
15