Урок-модель Подготовка к сочинению по русскому языку (формат ЕГЭ)
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку – ч.СУрок моделирующего типа по развитию речи
Вид урока : исследование
Форма проведения: работа в группах
Тема урока: «Жестокость , как всякое зло , не нуждается в мотивации ; ей нужен лишь повод » Элиот Джордж
Методы : эвристический , исследовательский
Концепция:
Формирование творческого мышления не только одна из актуальнейших задач современной системы образования, но и сложнейшая психолого-педагогическая проблема. Оно не осуществляется через обучение учащихся конкретным знаниям, умениям. Напротив, психолого-педагогические воздействия должны быть направлены на развитие возможностей перестраивать эти знания и умения, отступать от шаблонов в решении творческих задач.
При развивающем обучении ученик становится субъектом собственной учебной деятельности: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления.
Данный урок является третьим в разделе «Обучение написанию сочинения». Обучающиеся уже знают общую структуру сочинения-рассуждения – ч.С , умеют находить проблемы в исходном тексте, знают виды проблем , способы оформления. На данном уроке они должны суметь их правильно сформулировать и соотнести с авторской позицией. Обучающиеся работают в группах , выполняя различные творческие задания .Для исследования выбраны два текста: И.Руденко (Г.Т.Егораева.ЕГЭ-ч.С Практикум ) и В.П.Астафьев «Хвостик». Они оказывают сильное эмоциональное воздействие, смогут разбудить в обучающихся чувство нетерпимости к национализму , к разным формам проявления жестокости , выработать собственную жизненную позицию . Сначала на уроке создается проблемная ситуация ( показывается видеоролик «Обыкновенный русизм») , которая поможет обучающимся определить цель и задачи урока , потом они знакомятся с текстами , выделяют проблемы и начинают работать в группах. Исследовательский метод помогает понять идею урока , способствует развитию мышления , эмоциональности , создает необходимую обстановку .
Творчество ученика на уроке настраивает на работу и дома.
Ход урока
Приветствие . Обращение к теме урока .
- Какие ассоциации у вас возникают ?Просмотр видеоролика «Обыкновенный русизм»
- Какие чувства вызывает увиденное?
- Почему мы его смотрели?
- Какие задачи будем решать?
Работа в группах .1)Работа с текстом № 2 (Г. Т. Егораева Практикум ЕГЭ) . Чтение учителем.
(1)Страшно. (2) Мерзко. (3) Чудовищно.
В поезде Москва – Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти. (5) Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но еще живого человека под колеса остановившегося поезда.
Но, как известно, дьявол в деталях. (7) А «детали» такие: их было двадцать три – он один. (8) Они кричали: «Россия для русских!» - несчастный был киргизом. (9) Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые. (10) Скинхеды.
(11) Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге – сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке? (12) Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте… (13) Да что же это у нас происходит?(14) Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. (15) «Имя этой болезни – ксенофобия», - таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. (16) Скажите, преувеличение? (17) Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена? (18) Но эти-то «отморозки» особого рода – фашиствующие. (19) А суды долгое время не замечали расовой ненависти – судили за обыкновенное хулиганство. (20) Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают!
(21) Мерзко. (22) Страшно. (23) Чудовищно.
(24) Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. (25) А таких не мало. (26) Но сомневаюсь, сто в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» все еще ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. (27) Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающей до внеморальной животности – человекофобия – есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может.
(28) «Мы живем в эпоху прощания с гуманизмом», - горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. (29) Не хочет верить, что это так. (30) Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. (31) Многие считают, что это дело правоохранительных органов. (32) Ну а мы-то сами? (33) Пешки, что-ли? (34) Щепки истории. (35) рабы времени и обстоятельств? (36) Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. (37) «Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлестывают нас?» - спросили режиссера Адабашьяна. (38) Он ответил: (39) «Это эпидемия. (40) А что можно противопоставить эпидемии? (41) Личную гигиену».
(42)… - Ироды! – закричали женщины на платформе Усово. (43) А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцать трех этих иродов. (44) Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы?
(45) Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости.
(По И.Руденко)
После прочтения текста предлагаются задания для всех групп.
Задание 1.
Сформулируйте проблемы текста, выделите главную, используя разные способы.
- В данном тексте исследуется проблема ксенофобии.
- Почему падает ценность человеческой жизни? Именно эта проблема волнует автора?
- И. Руденко поднимется проблема жестокости современного общества. К сожалению, она очень злободневна .- Автор поднимает проблему вседозволенности .Задание 2.
Какое название отражает тему текста?
а) Ироды.
б) Эпоха прощания с гуманизмом.
в) Что страшнее водородной бомбы?
(Ответ: В)
Класс поделен на три группы:
1группа – проблема ксенофобии
2группа – проблема жестокости
3группа – проблема вседозволенности
Каждая группа исследует свою проблему, выполняя следующие задания :1.Нарисуйте графический символ вашей проблемы.
2.Сформулируйте данную проблему, напишите начало сочинения.
3.Найдите авторскую позицию, соответствующую этой проблеме.
4.Попробуйте составить список художественных произведений, в которых поднимается данная проблема.
Далее обучающимся предлагается еще один текст – рассказ В.П.Астафьева «Хвостик»
Смеется, заливается, хохочет мальчик... Овсянский остров напоминал когда-то голову -- туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца .В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело остров.
Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были -- уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. В субботу и воскресенье -- пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, "Ракета" за "Ракетой" прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ. Под бравую песню "То ли еще будет..." расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может -- ни птица, ни зверь... Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене -- гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит -- ведь они приехали отдыхать от трудов. Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко -- изуродованное, пораненное, битое, обожженное...
Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово "Мясо", на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: "В защиту природы..." Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: "Отклик". -- Что же ты смеешься, мальчик?!
-- Хво... хво... хвостик!
Да, хвостик суслика смешон -- напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик -- не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. И "отклик" на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
-Как этот текст связан с предыдущим?
-В каких формах может проявляться жестокость?
-Какое впечатление производит рассказ?
Каждая группа получает задание:
1.Идентифицировать проблему (описать ее).
2.Сформулировать вопрос.
3.Есть ли решение вашей проблемы?
4. Создать графический символ.
Оценивание работы учащихся на уроке .Учитель .-Каковы ваши впечатления от урока ?-Что особенно запомнилось ?-Кто был наиболее активен?
Домашнее задание : написать сочинение по одному из текстов
Приложение 1
Сочинение 1 ( по тексту И.Руденко )
Почему падает ценность человеческой жизни ? Почему националисты чувствуют свою вседозволенность у нас в стране ? Именно такую проблему поднимает автор .Она никого не может оставить равнодушным . Это просто уму непостижимо , как могут в стране , победившей фашизм , появиться националисты . К сожалению , именно в наше время эта проблема приобретает особую актуальность . Скинхеды никого не боятся и вовлекают в свои ряды молодежь .
Автор поражен сложившейся ситуацией и не считает , что опасность русского фашизма преувеличена. «Мерзко . Страшно . Чудовищно .» Такова оценка И.Руденко .
Я согласна с позицией . Меня тоже волнует данная проблема . В нашем обществе идет падение моральных ценностей .Молодежь ни во что не ставит человеческую жизнь .Чуть что , могут нож достать . Я живу в Приокском районе и вижу, как на улицах работают гастарбайтеры и как люди высказывают свое негативное отношение к ним из-за того , что они не говорят на русском языке и имеют другой цвет кожи . Откуда такое неприятие А ведь в детстве наших родителей все жили в одной стране и не было такой непримиримости. Хочется вспомнить фильм «Назад в будущее». Один из героев – скинхед , фашиствующий молодчик , по прозвищу Череп. Но после того . как он побывал на войне , понял , каким кощунством были его взгляды .
В заключение приведем слова режиссера Адабашьяна по поводу агрессии и насилия : «Это эпидемия .А что можно противопоставить эпидемии ? Личную гигиену».
Сочинение 2 (по тексту И.Руденко )Текст И.Руденко производит сильное впечатление , так как в нем поднимается проблема преступности на межнациональной почве .Группа молодых парней избила до полусмерти парня , вина которого была лишь в том , что он киргиз .
К сожалению , картина весьма типичная . Лозунг «Россия- для русских !» очень актуален сейчас в обществе .Даже действующие политики его используют . Что уж говорить о молодежи ! И скинхеды внушают ей свои взгляды . Шествия бритоголовых сейчас не редкость .
Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью , которая более тяжела , чем водородная бомба ХХ века. «Имя этой болезни –ксенофобия»,- цитирует И.Руденко психолога Асмолова .
Я разделяю опасения автора .Меня поражает волна жестокости , захлестнувшая общество. В нашем городе много студентов из Индии , Африки , которые стараются вечером не ходить поодиночке , опасаясь проявления национализма .Я слышала про случаи избиения иностранцев .
В свое время меня потрясла повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Из-за неразумной политики взрослых гибнут ни в чем неповинные дети . Чеченцы мстили русским за то , что власти выслали их народ с исконных земель .Целая нация была объявлена предателем . Гибнет страшной смертью один из братьев Кузьменышей . И тогда чеченский и русский мальчики становятся братьями , показав , что национальность – это не главное .
Да , национализм – это « страшнее водородной бомбы» , поэтому общество должно вырабатывать нетерпимость к этому злу .
Приложение 2
ПРИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА,
СОЗДАВАЕМОГО НА ОСНОВЕ АВТОРСКОГО.
1. Вступление (необязательная часть).
Содержание вступления: вступление может
содержать некоторые сведения об авторе, своеобразии его художественного мира;
сообщать наиболее распространенные точки зрения по проблеме, поднимаемой автором.
быть тезисом, который в дальнейшем будет аргументирован.
Формы вступления:
размышление по проблеме:
ряд риторических вопросов или один вопрос, отражающий проблему текста;
рассуждение о заглавии текста, ключевом слове текста;
обращение к воображаемому собеседнику;
один или ряд назывных предложений, рисующих картину, возникающую в воображении читателя;
использование цитаты из текста или цитат, пословиц, поговорок, которых нет в тексте, но которые созвучны проблеме текста;
приведение факта, который является иллюстрацией проблемы, поднятой в тексте.
2. Формулирование основной проблемы исходного (авторского) текста.
Как определить проблему или проблемы текста?
Проблема в тексте одна Проблем несколько
Поставьте перед собой вопрос: 1) не надо их все формулировать,
что больше всего волнует автора, но если они лежат на поверхности,
создавшего текст? можно очертить круг проблем.
Ответ на этот вопрос и будет 2) определив несколько проблем,
являться основной проблемой текста. выберите ту, которая вызывает самые
глубокие переживания автора.
Каково содержание проблемы?
- по идейно-тематической направленности
нравственные;
социальные;
психологические;
философские;
- по актуальности и важности: неактуальных проблем в тексте быть не может. Если автор пишет об этой проблеме, то она для него актуальна. Охарактеризовать проблему можно с помощью следующих определений:
первоочередная, злободневная, острая, насущная, животрепещущая, серьезная, важная, главная, назревшая, неотложная, основная.- по оценке трудностей ее решения:
однозначная спорная, сложная, неразрешимая
- по психологическому восприятию автора: мучительная, острая, жгучая, наболевшая, животрепещущая, глубокая, назревшая, тяжелая и т.д.;- по новизне:
традиционная новая
(как правило, это проблемы нравственные, (чаще всего, это проблемыпсихологические, философские, социальные, связанные с
получившие новую интерпретацию, социальными, политическими,
новое звучание в современном мире) цивилизационными
изменениями, новыми проблемами, с которыми столкнулись люди на рубеже веков)
3. Комментирование проблемы
Содержание комментария
Комментировать проблему надо СТРОГО по авторскому тексту. Проследите от начала до конца текста, как автор раскрывает проблему на конкретных примерах, судьбах героев, изложении каких-либо фактов или событий.
Акцент в этой части делается на содержании проблемы и предложенных автором способах ее решения. Возможные речевые формулировки:
- автор посвящает текст;
- заостряет проблему;
- воссоздает картину происходившего;
- определяет суть проблемы;
- помогает увидеть (понять) по-новому;
- утверждает, что;
- считает;
- объясняет причины;
- ставит вопросы;
- постоянно повторяет;
- акцентирует внимание;
- приводит примеры;
- рисует картину;
- излагает свою точку зрения и аргументирует ее;
- прослеживает взаимосвязь и т.д.
Подумайте, как характеризует автора выбор проблемы:
- автор имеет свою взвешенную позицию по данному вопросу;
- переживает, оценивая ситуацию;
- показывает себя истинным гражданином;
- является знатоком человеческой души;
- стремится изменить что-то к лучшему;
- остро чувствует что-то и т.д.
Нельзя!!!
- пересказывать текст или отдельную его часть: комментарий оценивается двумя баллами из 23 – пересказ равен 0 баллов из 23 (по всем критериям);
- стремиться прокомментировать все проблемы, имеющиеся в тексте, это займет ваше время на экзамене, а на оценку и качество работы не повлияет;
- высказывать СВОИ оценки, комментировать действия героев, характеризовать их поступки и т.п.;
- пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как АВТОР понимает эту проблему.
4. Определение позиции автора и способов ее выражения
Авторская позиция может отчетливо проявляться в тексте (публицистическом, художественно-публицистическом).
1) Акцентируется внимание на психологических переживаниях, чувствах, эмоциях автора. Возможные речевые формулировки:
- не может остаться безразличным;
- эмоционально (взволнованно, возмущенно) характеризует проблему;
- не остается безучастным;
- негативно относится;
- позитивно или отрицательно относится к решению проблемы;
- осуждает;
- иронизирует по поводу;
- шутит;
- издевается и т.д.
2) Акцентируется внимание на эмоциональном воздействии на читателей авторской позиции
- стремится убедить читателей в правоте своей позиции;
- стремится сделать читателей единомышленниками;
- старается объяснить суть проблемы;
- старается заинтересовать проблемой;
- побуждает разобраться в проблеме до конца;
- заставляет изменить отношение к проблеме.
Авторская позиция явно не проявляется в тексте художественном.
В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиции произведения, изобразительно-выразительных средств и т.д. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора. Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:
- О чем говорит автор?
- Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
- Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?
- Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Помогает ли эта характеристика понять авторскую позицию?
В этом случае НЕ ПУТАЙТЕ автора и героя.
5. Формулировка собственной позиции.
Сформулируйте, как вы в качестве читателя реагируете на проблему, воспринимаете ее:
вы размышляли над сходной или именно над этой проблемой, и ваши взгляды созвучны авторским
- сформулированная автором проблема заставила глубоко задуматься;
- вы стали размышлять вместе с автором;
- вы подтверждаете правильность поставленной проблемы;
- вы решили поделиться мыслями по поводу проблемы;
- вы акцентируете внимание на…;
- вы можете оценить (сформулировать) собственную позицию;
вы размышляли над сходной или именно над этой проблемой, но ваши взгляды отличаются от взглядов автора
- вы не согласны с мнением автора по проблеме;
- вы не во всем согласны с мнением автора по проблеме;
- вы считате, что решать проблему нужно иначе;
- вы не считате проблему важной, значимой и т.д.
вы знали о существовании проблемы, но не задумывались о ее решении
- задумались более глубоко (серьезно и т.д.);
- оценили серьезность (важность, значимость, сложность и т.д.) проблемы;
- вы поняли ее истинные масштабы (размеры);
- переосмыслили свое отношение к проблеме;
- стали серьезнее оценивать ситуацию и т.д.
вы никогда не размышляли о данной проблеме, не задумывались о ее существовании
- вы задумались над проблемой, путями ее решения;
- решили заняться более глубоким изученим проблемы;
- вы изменили свое отношение к тем фактам, котороые демонстрируют наличие проблемы;
- вы поняли, что…;
- вы более серьезно оценили ситуацию.
6. Приведение собственных аргументов (не более двух)
Аргументы приводятся на основе
жизненного опыта, читательского опыта, знаний,
который возникает который возникает при полученных на
на основе реальных прочтении художественной, уроках в школе, событий, происходивших публицистической, путем самообразования
в вашей жизни, на основе научно-популярной
наблюдений, переживаний литературы;
жизненных ситуаций опыт складывается из(это слабый аргумент) - переживания, сострадания
того, что происходит с героями;
- наблюдений над поведением,
поступками героев,
конкретными событиями
Форма приведения аргумента
- факт из современной общественно-политической жизни;
- факт из прочитанной книги;
- литературный герой, чей образ иллюстрирует поднятую проблему;
- историческое событие, иллюстрирующее поднятую проблему;
- историческая или современная личность, ее поступки, качества, иллюстрирует поднятую проблему.
Приложение 3
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ
I. Работа с текстом автора. Анализ авторского текста.
1. Внимательно, медленно прочитайте текст.
2. Определите, какова проблематика текста, какую проблему (проблемы) ставит автор в тексте. Помните о том, что проблема может быть сформулирована автором (чаще всего в публицистическом тексте) или ее придется формулировать самому (например, в художественном тексте она проявляется через сюжет, систему образов, изобразительно-выразительные средства).
3. Определите позицию автора, то, как он решает поставленные им проблемы. Помните о том, что позиция автора должна быть четко сформулирована в 1-2 предложениях.
4. Проанализируйте, какие аргументы использует автор для того, чтобы убедить читателя в правильности своей позиции, донести до него основную мысль текста. Помните о том, что анализ важен для вас, т.к. он позволяет в дальнейшем подобрать собственные аргументы, не повторяя авторские.
II. Работа над созданием собственного текста.
1. Сформулируйте проблему (одну из проблем), поставленную (-ых) автором. Для этого можно:
- воспользоваться текстом, частично проанализировать его;
- сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия) текста.
2. Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.
3. Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно:
- опираться на текст, частично цитируя его;
- сформулировать авторскую позицию самостоятельно, опираясь на текст и стараясь не подменять мнение автора своими рассуждениями.
4. Выскажите собственное мнение, согласны вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.
5. Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском или жизненном опыте или на полученных знаниях. Помните о том, что
- пространные рассуждения не засчитываются как аргумент;
- аргументов вы можете привести и больше, но засчитаны будут только два.
6. Продумайте вступление и заключение к работе.
III. Проверка и совершенствование чернового текста.
1. Перечитайте написанную работу. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.
2. В случае сомнения в правильности написания слова или его формы – выпишите слово, определите часть речи, выделите часть слова с орфограммой, вспомните необходимое орфографическое правило.
3. В случае сомнения в правильности постановки знаков препинания – выпишите предложение, постройте его схему, разберитесь в структуре. Если строение предложения вам неясно, перестройте предложение так, чтобы пунктуация не вызывала сомнений.
4. Перечитайте работу еще раз, проговаривая текст про себя. При таком чтении вам легче будет почувствовать, есть ли в работе грамматические, речевые, логические ошибки.
5. Проверьте правильность передачи цитат (если они есть в вашем тексте), уточните даты, имена собственные, географические названия, чтобы уменьшить возможность появления фактических ошибок.
6. Посмотрите, есть ли в работе абзацы, правильно ли они выделены.
7. Подсчитайте количество слов в сочинении (должно быть не менее 150 слов).