Урок на тему: Марина Цветаева. Поэт и время
Урок литературы в 10 классе
Урок внеклассного чтения
Марина Цветаева. Поэт и Время. (Страницы судьбы и творчества М.Цветаевой.)
Урок подготовила и провела Куланхина Е.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Спасской СОШ
Оборудование урока: раздаточный материал ( стихи М.Цветаевой);
компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Основное содержание урока. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о войне, о жизни и смерти, о Родине и доме, о времени и о себе. Стихотворения и романсы в актёрском исполнении
Основные виды деятельности. Создание плана-конспекта на тему: «Страницы жизни и творчества М.Цветаевой», выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные или письменные ответы на вопрос. Анализ стихотворений в группах, в парах, индивидуально. Закрепление умения определять роль изобразительно-выразительных средств в поэтическом тексте. Озвучивание результатов групповой и индивидуальной работы.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Метапредметные: развитие умения ставить для себя новые задачи в учебной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: обеспечение самоидентификации с русской культурой на основе изучения выдающихся произведений русской поэзии; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа поэтического текста
Ход урока
1.Мотивация. Слайд №1 ( виде)
-Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа» из к/ф «Жестокий романс» (музыка А. Петрова) в исп. В.Пономарёвой
Нравится вам этот романс? Вы слышали его раньше? Вы знаете, кто автор этих строк?
-Марина Цветаева. Её стихи прекрасно ложатся на музыку, многие песни и романсы на её стихи звучат в кинофильмах, на концертах многих современных исполнителей.(Индивидуальное задание на эту тему прозвучит в конце урока)
2.Вступительное слово учителя
Слайд №2 «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно» (М.Цветаева «Слово о Бальмонте»).
Слайд №3
- Эти слова М.Цветаевой я выбрала в качестве эпиграфа сегодняшнего урока внеклассного чтения. Запишите тему урока: «М.Цветаева. Поэт и Время. (Страницы судьбы и творчества М.Цветаевой.)
3.Целеполагание
Как вы думаете, почему слово «Время» я написала с большой буквы? Какое значение имеет это слово в контексте сегодняшнего урока?
( Время – эпоха)
-Какие цели поставите вы перед собой на данный урок?
-Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться?
- Для чего мы говорим о биографии поэта?
4.Проблемная ситуация
Когда-то М.Цветаева написала:
Моим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я поэт,Сорвавшимся, как брызги из фонтана,Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,В святилище, где сон и фимиам,Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берет!),Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черед.
- Как вы думаете, сбылась мечта поэтессы?
В ходе сегодняшнего урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос:
- Почему стихам М.Цветаевой «настал свой черёд»? (Запишите этот вопрос)
-Как и где вы будете искать ответ на этот вопрос?
- Конечно же, в творчестве.
- А творчество любого поэта неотделимо от его судьбы. Во время урока старайтесь делать краткие записи об основных темах и проблемах творчества М.Цветаевой и самых важных моментах жизни.
Подберите материал для литературных аргументов итогового сочинения по темам «Время», «Дом», «Дорога».Заполните таблицу названиями стихотворений.
5. Сообщение группы учащихся, подготовивших рассказ о страницах жизни и творчества М.Цветаевой.
Слайд№4
1-й ученик. Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (9 октября по новому стилю) 1892 года в Москве:
Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась.Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.
2-й ученик. Её отец - Иван Владимирович Цветаев, заслуженный профессор Императорского Московского университета, директор Московского музея изящных искусств.
Мать - Мария Александровна Мейн, талантливая пианистка, ученица Антона Рубинштейна.
1-й ученик. Юная Марина была диковатой и дерзкой, озорной и задумчивой, застенчивой и конфликтной. За 5 лет сменила 3 учебных заведения: не уживалась в гимназиях и лицеях.
Слайд №5
1-й чтец
Кто создан из камня, кто создан из глины,-А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело - измена, мне имя - Марина,Я - бренная пена морская.Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и нагробные плиты...- В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое своеволье.Меня - видишь кудри беспутные эти?-Земною не сделаешь солью.Дробясь о гранитные ваши колена,Я с каждой волной - воскресаю!Да здравствует пена - веселая пена -Высокая пена морская!
Слайд №6
2-й ученик. Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. Всё, что её окружало, всё, что ей было дорого, превращалось в стихи. Сестра Анастасия вспоминала: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет» Марина написала стихотворение «Бабушке».
2-й чтец
Продолговатый и твердый овал,Черного платья раструбыЮная бабушка! Кто целовалВаши надменные губы?
Руки, которые в залах дворцаВальсы Шопена игралиПо сторонам ледяного лицаЛоконы, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.Взгляд, к обороне готовый.Юные женщины так не глядят.Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,И невозможностей сколько? В ненасытимую прорву земли,Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.Темные звезды погасли. Бабушка! Этот жестокий мятежВ сердце моем не от вас ли?..
Слайд №7
1-й ученик. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и многими другими талантливейшими людьми и посвящала им целые циклы стихов. Одним из её поэтических кумиров был Александр Блок
Слайд №8
3-й чтец
Имя твое птица в руке,Имя твое льдинка на языке.Одно-единственное движенье губ.Имя твое пять букв.Мячик, пойманный на лету,Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,Всхлипнет так, как тебя зовут.В легком щелканье ночных копытГромкое имя твое гремит.И назовет его нам в високЗвонко щелкающий курок.
Имя твое ах, нельзя! Имя твое поцелуй в глаза,В нежную стужу недвижных век.Имя твое поцелуй в снег.Ключевой, ледяной, голубой глотокС именем твоим сон глубок.
2-й ученик. В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов М.Цветаевой «Вечерний альбом». Искренние, непосредственные, чистые стихи. Это дневник одаренного и наблюдательного ребенка. Юная Цветаева отличалась от многих своих сверстниц, тоже писавших стихи, тем, что ничего не выдумывала и никому не подражала.
Слайд №9
1-й ученик. 5 мая 1911 года на пустынном берегу Чёрного моря 18-летняя Марина встретила Сергея Эфрона. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый, грустный юноша с поразительными глазами.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря
2-й ученик. Заглянув в эти глаза, Марина загадала: если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, он подарил ей сердолик, который она хранила всю жизнь.
Слайд №10
4-й чтец
Я с вызовом ношу его кольцо! Да, в Вечности жена, не на бумаге.Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза прекрасно-бесполезны! Под крыльями, раскинутых бровей Две бездны. B его лице я рыцарству верна, Всем вам, кто жил и умирал без страху! Такие в роковые времена Слагают стансы и идут на плаху.
Слайд № 11
1-й ученик. Всё в жизни Марины Цветаевой складывалось хорошо. Удачный литературный дебют, рядом – её друзья, любимый муж, крохотная дочурка Аля.
Но всё, что составляло счастье и радость её жизни, неожиданно оборвалось. Начало первой мировой войны, уход мужа на фронт. А затем революция. Сергей Эфрон сражается в белой армии на фронтах Гражданской войны, она – в Москве, где её духовное одиночество становится невыносимым.
Слайд № 12
2-й ученик. Трагично и горестно звучат стихи М.Цветаевой, вызванные войной, в них слышен голос в защиту страдающего человека.
В 1916-1917 гг. один за другим выходят сборники стихов «Вёрсты – I» и «Вёрсты – II»
3. Комментированное чтение и анализ стихотворения
5-й чтец
Белое солнце и низкие, низкие тучи,Вдоль огородов - за белой стеною - погост.И на песке вереницы соломенных чучелПод перекладинами в человеческий рост.И, перевесившись через заборные колья,Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.Старая баба - посыпанный крупною сольюЧерный ломоть у калитки жует и жует...Чем прогневили тебя эти серые хаты,Господи! - и для чего стольким простреливать грудь?Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,И запылил, запылил отступающий путь...Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше,Чем этот жалобный, жалостный, каторжный войО чернобровых красавицах.- Ох, и поют жеНынче солдаты! О господи боже ты мой!
Слайд № 13
- Назовите средства художественной выразительности, использованные в этом стихотворении. С какой целью они использованы? Какая цветовая гамма преобладает?
6.Продолжениерассказа о поэтессе.
Слайд № 14
- Учитель: Мы можем только догадываться, что должна была чувствовать М. Цветаева, оказавшись совершенно одна в голодной и холодной Москве. Умирает от истощения ее младшая дочь Ирина (ей было 2,5 года).
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были по одной на каждую
Две головки мне дарованы.
Но обеими зажатыми
Яростными как могла!
Старшую у тьмы выхватывая
Младшей не уберегла.
Две руки ласкать разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая на шейке тоненькой
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем непонято,
Что дитя мое в земле.
Первая половина апреля 1920
Смерть младшей дочери Марина переживала тяжело, кроме того, ей нужно было спасать старшую дочь Алю, которая тоже была больна. Известий от мужа не было долгих четыре года.
Сижу без света, и без хлеба,
И без воды.
Затем и насылает беды
Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.
Сижу, - с утра ни корки черствой -
Мечту такую полюбя,
Что - может - всем своим покорством
- Мой Воин! - выкуплю тебя.
Сергей Эфрон, белый офицер, отныне превращается для Марины в мечту, в героя прекрасного и обреченного, для нее он – часть тех людей, которые были всегда, во все времена олицетворением благородства, долга и чести. Именно о них Марина писала в стихотворении «Генералам 12-го года»:
Слайд № 15
7. Звучит песня из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» в исполнении старшей вожатой школы Н.В. Карькиной (живой звук)
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след,
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу,
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера
Малютки-мальчики, сегодня
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Учитель: В красной Москве она, жена белого офицера, чувствовала себя отщепенкой, но Марина готова была принести себя в жертву. Она пишет книгу стихов «Лебединый стан», где воспевает Белую гвардию.
Две ученицы читают стихотворение по ролям
Слайд № 16
2 ученицы рассказывают по ролям
Где лебеди?
- Где лебеди? - А лебеди ушли.
- А вороны? - А вороны - остались.
- Куда ушли? - Куда и журавли.
- Зачем ушли? - Чтоб крылья не достались.
- А папа где? - Спи, спи, за нами сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
- Куда возьмет? - На лебединый Дон.
Там у меня - ты знаешь? - Белый лебедь
(27 июля 1918г. "Лебединый стан")
Учитель: Оно написано в форме сказки для детей, которую Цветаева рассказывает перед сном своим малышкам. Однако смысл этой сказки имеет прямое отношение к тем событиям, которые происходят в послереволюционной России.
- Кто «лебеди» и «вороны»?
- В иносказательной форме поэтесса отмечает, что лебеди, под которыми и подразумеваются остатки царской армии, покинули страну, найдя приют в спокойной и сытой Европе. «А вороны остались», подчеркивает Цветаева, намекая на то, что в России теперь у власти находятся люди, которые растаскивают по кусочкам материальные и культурные ценности, перекраивают на свой лад землю и устанавливают новые порядки, весьма далекие от здравого смысла.
- Там у меня - ты знаешь? - Белый лебедь.., - пишет Марина о муже.
Слайд № 17
Только 14 июля 1921 г. она получает письмо от Сергея Эфрона, который вместе с остатками белой армии оказался в эмиграции в Чехии.
После долгих и мучительных раздумий Марина решается уехать к мужу. И начались долгие скитании, которые растянулись на целых 17 лет.
Берлин, Прага, Париж. Нигде своего угла, нигде постоянного заработка. В Чехии, которую она считала своей второй родиной, у нее родился сын Георгий (в семье его называли Мур).
Семья живет в ужасающей нищете. Горько читать письма Марины ее чешской подруге Анне Тесковой; в одном из них она просит прислать ей в Париж приличное платье на один чудом полученный концерт, ибо ей не в чем было выступать.
- Думы о России не покидают Марину. В эти годы она создаёт пронзительные строки о судьбе русской эмиграции:
Слайд №18
6-й чтец
Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли.Рас-стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это - сплавВдохновений и сухожилий... Не рассорили - рассорили, Расслоили...Стена да ров. Расселили нас, как орлов-Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот.Который уж, ну который - март?! Разбили нас - как колоду карт!
8. Практическая самостоятельная работа в парах.
Проанализируйте стихотворение «Рас-стояние, вёрсты, мили»
Найдите изобразительно-выразительные средства и определите их роль в тексте.
- В эмиграции М.Цветаева не прижилась. Всё чаще и чаще её стихи, поэмы, проза отвергались газетами и журналами. Нищета, унижение, бесправие окружали её со всех сторон.
Слайд №19
7-й чтец
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично - на каком
Непонимаемой быть встречным!..
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все равно, и все едино.
Но если по дороге куст
Встает, особенно рябина
Слайд № 20
Учитель: В 1937 г. муж Цветаевой Сергей Эфрон и дочь Ариадна возвращаются в Россию. В 1939 едет на родину и М.Цветаева с сыном Георгием.
«Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна» (Из письма А.Тесковой). Но выбора не было.
8- чтец Звучит стихотворение «Страна»
С фонарем обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны - на карте
Нет, в пространстве - нет.
Выпита как с блюдца,-
Донышко блестит.
Можно ли вернуться
В дом, который - срыт?
Заново родися -
В новую страну!
Ну-ка, воротися
На спину коню
Сбросившему! Кости
Целы-то хотя?
Эдакому гостю
Булочник ломтя
Ломаного, плотник -
Гроба не продаст!
...Той ее - несчетных
Верст, небесных царств,
Той, где на монетах -
Молодость моя -
Той России - нету.
- Как и той меня.
Учитель: Непостижимо – в конце 30-х годов вся талантливая семья Цветаевых-Эфрон оказывается в СССР. Развязка наступает скоро: арестован и расстрелян Сергей Эфрон. Дочь Ариадна 17 лет проведёт в тюрьмах и лагерях, сестра Анастасия - 22 года. М.Цветаеву не арестовали, не расстреляли – её казнили незамечанием, непечатанием, нищетой.
Слайд № 21
В своём дневнике Марина заисывает: «Живу, никому не показываясь. Впервые чувство чужой кухни Не за кого держаться»
В 1941г. она едет в эвакуации в Елабугу, небольшой город на Каме.
Работы в Елабуге она найти не могла. Её стихи объявляли пустыми и бессодержательными и отказывались печатать Она написала заявление о том, чтобы её устроили судомойкой в столовой для писателей или дали работу прачки. Ей не ответили.
31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.
Звучит стихотворение Евгения Евтушенко «Елабужский гвоздь» в исполнении учителя
Помнишь, гераневая Елабуга,ту, городскую, что вечность назаддолго курила, курила, как плакала,твой разъедающий самосад.Бога просила молитвенно, ранено,чтобы ей дали белье постирать.Вы мне позвольте, Марина Ивановна,там, где Вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:"Пытка под старость - незнамо за что.Ходют и ходют - совсем уж замучили.Дом бы продать, да не купит никто.Помню - была она строгая, крупная.Не подходила ей стирка белья.Не управлялась она с самокрутками.Я их крутила. Веревку - не я..."
Сени сырые. Слепые. Те самые,где оказалась пенька хороша,где напослед леденящею Камоюгубы смочить привелось из ковша.Гвоздь, а не крюк. Он граненый, увесистыйдля хомутов, для рыбацких снастей.Слишком здесь низко, чтоб взять и повеситься.Вот удавиться - оно попростей.
Ну, а старушка, что выжила впроголодь,мне говорит, будто важный я гость:"Как мне с гвоздем-то? Все смотрят и трогают...Может, возьмете себе этот гвоздь?"
Бабушка, я вас прошу как о милости -Только не спрашивайте опять:"А отчего она самоубилась-то?Вы ведь ученый, вам легче понять..."
Бабушка, страшно мне в сенцах и в комнате.Мне бы поплакать на Вашем плече.Есть лишь убийства на свете - запомните.
Самоубийств не бывает вообще
Когда-то в эмиграции Марина Цветаева написала в рассказе «Хлыстовки»:
«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из холмов поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле М.Цветаевой установлен такой камень.
Слайд №22
Похоронена М.Цветаева на Петропавловском кладбище г.Елабуга. Точное расположение могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится затерявшаяся могила, в 1960 году сестра М.Цветаевой Анастасия установила крест, в 1970 году было сооружено гранитное надгробие.
В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой.
5. Сообщение учащихся на тему: « Песни, созданные на стихи М.Цветаевой»
7.Рефлексия.
Слайд №23
Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Почему стихам М.Цветаевой «настал свой черёд»?
Какой материал для литературных аргументов вы подобрали? (результаты заполнения таблицы)
Слайд №24
Звучит стихотворение «Идёшь, на меня похожий»
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь могила,
Что я появлюсь, грозя
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли
И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Слайд № 25
8.Задание на дом (по выбору). 1)Сочинение-рассуждение на тему: «Почему поэзия М.Цветаевой востребована временем?»
2)Сочинение-эссе «Моя Цветаева»
13PAGE 15
13PAGE 141615
Заголовок 315