Открытый урок по окружающему миру+ литературному чтению на тему Ты и твои друзья
План открытого урока «Ты и твои друзья» (Окружающий мир и литературное чтение. 2 класс Школа России).
Учитель: Хамитова Надежда Дмитриевна
Тема урока: Ты и твои друзья
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, в парах
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, а именно: умение дружить, умение принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов: расширение представления учащихся о дружбе.
Воспитательная цель: формировать умения применять правила общения с друзьями в коллективе.
Формирование УУД:
-личностные: формировать положительную мотивацию к обучению, умение ценить и принимать такие базовые ценности, как «настоящий друг»
-регулятивные: формировать умение определять цель учебной деятельности, умение выполнять учебные задания в соответствии с целью, умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
-коммуникативные: формировать умения слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
-познавательные: формировать умения находить необходимую информацию (в учебнике, в словаре).
Планируемые результаты урока: 1) предметные: выявить представления детей о том, что такое дружба, друг;
2) метапредметные: формировать умения работать в группах, в парах; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи; формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение).
3) личностные: учиться оценивать характер взаимоотношений между сверстниками, совершать добрые и справедливые поступки.
Ресурсы: экран, мультимедийный проектор, компьютер, электронные презентации «Ты и твои друзья», А. А. Плешаков. «Окружающий мир»\\ учебник в 2 частях. рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: Просвещение. 2015. Часть 2. Словарь русского языка С.И. Ожегова. Учебник «Литературное чтение» 2 часть.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Этап Деятельность учителя и учеников. Универсальные действия
1.Ориентировочно-мотивационный этап.
Звучит песня о дружбе. Песня служит организующим элементом урока.
(Коммуникативные УУД)
2.Постановка учебной цели и задач.
О чём песня, прозвучавшая в начале урока? (О дружбе). Как вы понимаете, что такое дружба? А умеете ли вы дружить? Что значит быть настоящим другом? Что вы считаете самым ценным в дружбе? Как вести в гостях у друга? Вопросы трудные и серьёзные. На них мы постараемся найти ответы.
(Формируемые УУД. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков).
3.Построение мини-проекта «Ты и твои друзья» (открытие новых знаний, способов действия).
Диагностический этап. (Подготовительный этап предшествовал уроку).
Раб. у доски:
Слайд 3
Основной этап. Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 Фронтальная работа. Составляем кластер: на листе бумаги, прикреплённом на доске, составляем слова, которые связаны с понятием дружба (добро, взаимовыручка, помощь, общение, радость, улыбки, смех, уважение, согласие).
Давайте мысленно превратим слово дружба в магнит. Какие слова к нему притянулись бы: добрые или злые? Конечно, добрые.
Групповая работа. Какое прекрасное слово дружба!
Выслушиваются ответы детей, учитель обобщает ответы, подводит итог:
- Вопрос кажется совсем простым, но так трудно на него отвечать. Мы попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихах. Послушайте стихотворение "Монолог о дружбе", может оно поможет найти нам ответ на этот вопрос
.
1. Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
2. Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
3. Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
4. Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Вопрос первой группы: С какой погодой вы бы сравнили дружбу? Отвечает вторая группа (Ясной, солнечной, тёплой). Давайте посмотрим на экран. Как это можно представить зрительно?
Вопрос второй группы: Какая музыка вам слышится, когда вы говорите о дружбе? Ответ третьей группы (Весёлая, радостная, лёгкая, приятная)
. Вопрос третьей группы: Какие краски возьмёте, чтобы нарисовать дружбу? Отвечают ребята первой группы (Тёплая палитра: жёлтая, оранжевая, красная, розовая). Посмотрим на эти цвета. (Слайд 7)
Итак, мы неплохо поработали. Как вы считаете, где можно найти значение слова дружба? (В Словаре русского языка С.И. Ожегова и Даля.).
Совпадают ли ваши мнения, ощущения о дружбе со словарём? (Мы представили дружбу разноцветной, музыкальной, а в словаре этого нет. Но мы говорили о помощи, взаимовыручке, и это близко к значению слова в словаре).
Работа в парах. Обсудите в парах, кто такой друг. (Примерный ответ: Когда я произношу это слово, то сразу вспоминаю свою подругу, с которой можно посекретничать, всегда интересно, уютно и тепло).
Давайте прочитаем определение слова друг. (На слайде 8 дано первое значение слова).
Работа в группах. Откройте учебники (с. 58-59). Выберите пословицы о друге (первая и третья группы) и дружбе (вторая группа).
Прочитаем пословицы о дружбе: Дружба дороже денег. Дружба что стекло: сломаешь – не починишь. Дружба красна не лестью, а правдой и честью. Прокомментируйте их. (Слайд 9)
Ребята первой и третьей группы прочитают пословицы о друге: Для друга и семь вёрст не околица. Лучше вода у друга, чем мёд у врага. Друг познаётся в беде. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный не найдёшь. Прокомментируйте их. (Слайд 10)
Фронтальная работа. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у вас было много друзей? (Уважать интересы друга, уметь уступать, договариваться, помогать). Как вы назовёте учеников, которые учатся с вами в одном классе? (Одноклассники). А теперь поразмышляйте, что нравится вам в одноклассниках? Где вы бываете вместе? Кого можете назвать своим другом? (Слайд 11)
Индивидуальная работа. А теперь послушаем стихотворение
Стих-е В.Лунина « Я и Вовка» стр.77
- Можно ли считать Вовку настоящим другом? Почему?
Давайте вспомним рассказ Булгакова «Анна не грусти» Какой поступок совершила Аня по отношению Кати.
- А еще бывает так.
(инсценировка)
- Кто кого обидел первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
- Из-за чего поссорились два друга?
Путём рассуждений мы пришли к выводу: дружить - это делать вместе дела, проводить досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, помогут исправить ошибку, настоящую дружбу ничто не разрушит. Прочитайте еще одно правило дружбы Слайд12
Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними мирно.
Чаще говори: давай дружить, давай играть.
. Как найти друзей? Будь хорошим другом сам!
(Формируемые УУД. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование и решение проблемы; моделирование, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание(Познавательные УУД)Управление поведением партнера, оценка действия партнера(Коммуникативные УУД)Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(Коммуникативные УУД)
Физминутка
– Дети встают и под песню "Барбарики" выполняют задание. Музыкальный слайд (отдельный)- Улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу слева. Пожмите ручку соседу слева, а теперь соседу справа. Погладьте по плечу соседа слева, а затем соседа справа.- А теперь давайте возьмемся все за руки и подарим друг другу тепло своих ладошек. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
Совместное открытие новых знаний.
Слайд 13.
Слайд 14. Фронтальная работа. Мы сегодня уже много говорили о друге и дружбе. И тема нашего урока тесно связана с этикетом. Потому что этикет - нормы и правила поведения людей в обществе.
В нашем учебнике предлагают нам обсудить такое событие, как день рождения девочки Нади. (с. 56). На рисунке в учебнике друзья уже пришли к ней в гости. А что должна сделать Надя, чтобы к ней пришли друзья на день рождения? Сделать приглашение.
Работа в группах. 1г. Как можно пригласить друзей на день рождения? Давайте разыграем разные ситуации: вручить пригласительную открытку, позвонить по телефону, пригласить лично.
Как удобнее вам пригласить друзей на день рождения? Вы встречаетесь в гостях, что вы говорите друг другу? (Слова-приветствия: привет, здравствуй). Что тебе хотелось бы подарить Наде? (Книги, игры, игрушки, сладости, цветы.) Что принесли дети? (Учебник, с.56).
2г. Слайд 15.
Как правильно выбрать подарок? (Знать вкусы и увлечения друзей. Подарок должен быть приятным и полезным.) Разыгрываем сценки-диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Фронтальная работа. 3 г. Всегда ли нужно ждать дня рождения, чтобы подарить подарок другу? Что будут делать ребята на дне рождения? Вспомним правила поведения за столом. Этикет. Давайте посмотрим, каковы правила поведения за столом. (Дети по цепочке зачитывают основные правила)
Посмотрите на следующий (слайд16) и скажите, кто нарушил этикет за столом и почему. Откройте учебник на странице 57. Рассмотрите рисунок и отметьте, какие правила нарушили дети.
Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Винни Пух в гостях у Кролика». (Слайд 17) Какую норму этикета нарушил Винни? . Что должен был сказать Винни Пух после угощения? (Спасибо).
(Коммуникативные УУД)Смыслообразование(Личностные УУД)Регулятивные – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Завершающий этап.
Слайд 18 В учебнике (с.57) представлены две части проведения дня рождения: игры и угощение. Представьте себе, что вы были в гостях у Нади. Выберите ответ на вопрос: вы считаете, что этот день прошёл хорошо, потому что
А) было много вкусной еды?
Б) играли в интересные игры.
(Формируемые УУД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
4. Рефлексивно-оценочный этап (итог урока).
Слайд 19
Слайд 20 . Всегда ли вы соблюдаете правила поведения за столом? Помог ли вам урок увидеть свои ошибки? Как вы после урока будете обедать в школьной столовой: как будете вести за столом? Не изменились ли ваши ощущения дружбы?
Учитель читает строки из песни (музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского)
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Совершите чудо - руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!
Обогрейте словом, обласкайте взглядом -
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!
- А теперь давайте возьмемся все за руки и подарим друг другу тепло своих ладошек.
(Формируемые УУД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование.)