Досуговые формы работы с учащимися, как элемент внеурочной деятельности.
Реферат по теме: «Досуговые формы работы с учащимися, как элемент внеурочной деятельности школы»
Введение
«Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное..». Аристотель
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи, это время духовного общения, где им предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; деятельность, развивающая возможности учащихся
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать учащимся. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение и досуг школьников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и др.
Говоря об организации досуга, нельзя не рассмотреть само понятие досуг — это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.
Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.1. Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо. 2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.3. Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.
Сегодняшним школьникам выпало расти и взрослеть в условиях кризиса, нестабильности; подчас им трудно адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем учащимся в силах помочь внеурочная деятельность. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию и расширению кругозора.
Таким образом, досуг - это прежде всего отдых от основной деятельности и он традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Но ведь отдыхать можно по-разному: бесцельно бродить по-улице с друзьями, сидеть на лавочке, а когда все-таки станет скучно, пойти искать приключений, которые не всегда бывают социально безопасны. К сожалению, в условиях так называемого неорганизованного отдыха, когда подросток остается наедине с собой, предпочтение отдается, как правило, пассивным (нередко сомнительным по содержанию) досуговым формам. В числе преобладающих способов проведения свободного времени подростки и молодежь называют просмотр телепередач, встречи и прогулки с друзьями, посещение дискотек, кафе, ночных клубов и так называемый «компьютерный досуг» (посещение бессмысленных и даже вредных сайтов, «чатовая» болтовня, компьютерные игры). Проблема использования свободного времени всегда была актуальна, особенно в детской, подростковой и молодежной среде. И не случайно одним из приоритетных направлений молодежной политики является организация досуга молодежи.
Вот почему так важно научить детей правильно организовать свое свободное время, сделать свой досуг содержательным, интересным и главное, «работающим» на совершенствование личности.
Безусловно, существуют учреждения, специализирующиеся на организации досуговой деятельности различных категорий населения, в том числе детей и подростков – клубы, дома культуры, досуговые центры. Есть масса предложений от учреждений и объединений дополнительного образования, в которых занимаются ребята по своим индивидуальным интересам, склонностям или по воле родителей. Но, оказывается, само образовательное учреждение, к которому дети привыкли, которое находится совсем рядом с домом, в котором привычный детский коллектив, в состоянии предложить и организовать многообразную досугово-развлекательную деятельность. Процесс вовлечения учащихся в досуговую деятельность.
В связи с этим в нашей школе воспитательная работа (в т.ч. досуговая деятельность) планируется с учетом возрастных особенностей учащихся и уровней образования. Организованные досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. Конечно, досуговая деятельность актуальна для учащегося, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздоровительные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, философии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские занятия, развлечения). Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой (в условиях учебного заведения это – адаптация к новым жизненным условиям, переоценка ценностей, приобщение к новым видам учебной и трудовой деятельности). Только тот досуг, который наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества.
Цели и мотивы учащихся, обращающихся к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем они стремятся на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое.Если не использовать потенциал учебного заведения и не создавать условий для полноценного досуга, то молодежь может выбрать досуговые занятия, которые разрушают физическое и духовное здоровье человека (пьянство, употребление наркотиков), циничное отношение к окружающим людям, неумеренное увлечение азартными играми и др. Досуговая деятельность в нашем образовательном учреждении направлена на развитие творческих способностей, творческой активности, творческого потенциала и осуществляется посредством организации совместной деятельности педагогов и учащихся. При планировании досуга учащихся используются разнообразные формы ее проведения, наибольшей популярностью среди учащихся школы пользуются такие формы работы как игровые, состязательные, коллективные творческие дела и др.
Предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, интеллектуальные игровые программы, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке, на семейном отдыхе. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.
Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то, насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа. Очень важно, чтобы каждый ребенок почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», не ушел с чувством обиды за то, что его не заметили, не приняли в игру, не дали проявить его способности. Не менее важно во время проведения игровой программы учить детей играм, показывать приемы организации игры.
С особым интересом дети воспринимают игры-шутки, игры-розыгрыши, игры-перевертыши (когда задания ведущего нужно выполнить с точностью до наоборот), сказочные эстафеты, игры театрализации. В то же время избитые, не обновляемые по много лет приемы, как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие детской аудитории.
Непозволительной ошибкой может стать включение в игровую программу сомнительных конкурсов, отдающих пошлостью и создающих щекотливые ситуации. К сожалению, тенденция к пошлости, скабрезности, имеющая место во взрослой игровой практике, проникает и в игровые программы для детей
Чтобы дети предпочли бесцельному времяпровождению другие формы отдыха, их нужно этому учить. Для этого в школе создана система досугово-развлекательных мероприятий, которая напрямую связана с воспитательной системой образовательного учреждения. Такой системой является общешкольная игра-зачет «Майская копилка». Игра, длительная по времени (один учебный год), имеющая правила, цели и ожидаемый результат. Она прижилась и успешно работает уже много лет, благодаря своим главным принципам: соревнование разновозрастных коллективов (команд) учащихся в многообразной коллективной творческой деятельности.
Игра – это и самая привлекательная форма организации мероприятий для детей, и комплексное средство воспитания. Подавляющее число досугово-развлекательных мероприятий в школе проводится под флагом «Майской копилки», поэтому имеют ряд особенностей:
- возможность вовлечения большинства учащихся в составе нескольких команд;
- многообразие форм и видов деятельности;
- добровольно-обязательное участие;
- использование в своей основе игровой технологии;
- соревновательная составляющая: команды, правил (положений) и системы оценок (баллов).
ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА!
Дети очень любят играть, поэтому в основе большинства проводимых нами досуговых мероприятий лежат игровые технологии. Организация досуговых мероприятий в форме игры-соревнования повышает мотивацию к участию большинства ребят и является мощным воспитательным инструментом. Игра - это один из основных методов и обучения, и воспитания, и общения ребят друг с другом и со взрослыми. Но при подготовке и организации досугово-развлекательных программ важно помнить о том, что у игры с самых древних пор есть три закона, которые нельзя нарушать.
Первый. Игра перестанет быть игрой и существовать в виде этой конкретной игры, если не соблюдать ее правила.
Второй. Игра должна носить сознательный характер, т.е. участники игры должны понимать, что и для чего они делают и каков может быть результат.
Третий. Игра перестанет быть игрой, если не будет доставлять удовольствие. При соблюдении этих законов досуг будет приносить детям радость и удовлетворение.
Сегодня в школу с телевизионного экрана приходят и многие новые игры, и игровые развлекательные шоу-программы. Идеи бывают очень интересными и мы, конечно, их с удовольствием заимствуем и адаптируем для наших ребят.
При организации досугово-развлекательных мероприятий необходимо учитывать условия их проведения:
- возрастные особенности учащихся: психологические и физические, их запросы, интересы и приоритеты.
- время и место проведения
- содержание мероприятия
- ресурсное обеспечение (материально-техническое, кадровое).
При всем многообразии досуговых форм, любой досуг должен выполнять следующие основные функции:
- отдых;- развлечение;- общение;
- воспитание;- саморазвитие.
Расскажу лишь о некоторых из них:
Массовые праздники:
«День знаний», «День рождения школы», «День учителя», «День воинской славы» - совместно с дошкольными отделениями, «Новый год», «До свидания букварь», «Милые, дорогие, любимые» (семейный отдых), «К мстокам народных традиций», «День Земли», «День космонавтики», «В сердцах и памяти народа!», «Юморина», Финал «Майской копилки».Театрализованные представления (композиции) и шоу программы:
«Осень золотая в гости к нам спешит», «Зимняя сказка», «В лесу у елочки» - совместно с дошкольными отделениями, «Истории Святого Валентина», «Синяя птица», «Волшебные сюрпризы» (семейный отдых) и др. (крупный формат).
Творческие познавательные постановки «В мире животных», «Один дома» (день безопасности), «День птиц», «Ура, каникулы!» и др.
Конкурсно-развлекательные программы.
Конкурсно-развлекательные программы имеют не только внешнюю развлекательную сторону, но и познавательную, а также элемент спортивно-состязательного характера. Конкурсные программы - это спортивное противоборство во многом. Здесь соревнуются в остроумии, находчивости и участники, и их болельщики. В такой атмосфере раскрепощаются даже очень застенчивые ребята и с педагогической точки зрения роль конкурсно-игровых программ в жизни школы переоценить невозможно.
«Игры - путешествия в страну Знаний», «Новогодняя шоу-программа», конкурсы «Мистер» и «Мисс» школы, «Вне уроков».Шоу-программы
Конкурс инсценированной песни.
Конкурс двойников.
Конкурс необычных рекордов «Слабо?!» (идея одноименной телепередачи).
Спортивные игры
«А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «Веселые старты», различные эстафеты (легкоатлетическая, лыжная, туристическая, «веселая»), турниры по волейболу, мини-футболу, настольному теннису.Интеллектуально-познавательные игры.
Дают возможность проявить себя ребятам, которые застенчивы на сцене, не обладают яркими творческими способностями.
«Своя игра», «Ребятам о зверятах, зверятам о ребятах», турнир по настольным играм «Игротека», «Что, где, когда?», «КВН», «Необычные уроки для обычных детей и…учителей» (игровые программы).Творческие фестивали (смотры-конкурсы)
Подразумевают конкурсное соревнование в определенном виде деятельности:
«Фестиваль искусств» (мастерство детей в исполнении песен, небольших импровизаций, танцевальные и гимнастические номера), «Голоса школы» (вокальное мастерство, использовались идеи телешоу «Две звезды», «Достояние республики», конкурса «Новая волна»), «Фестиваль патриотической песни», «Олимпийская тематическая неделя» и др.Фестиваль социальной рекламы (ИКТ, творчество, социальная направленность).
Смотр строя и песни.
Комплексные игры.
Сюда мы относим замечательную во всех отношениях (педагогическом, творческом, социальном, интеллектуальном) игру под названием КВН. КВН по праву можно отнести и к интеллектуальной игре, и к шоу-программе, и к конкурсу, и к творческому фестивалю.
Интерес вызывает видеоконкурс роликов «Сам себе режиссер».
«Большие игры».
Как еще можно отдохнуть от уроков между ними, не толкаясь и не бегая по коридорам?
В образовательном учреждении имеется еще один интересный опыт проведения досуга на переменах. Кроме традиционных музыкальной зарядки, музыкальных переменок, просмотра видеороликов из жизни нашей школы для сплочения коллективов (команд) были придуманы игры в формате «флеш-моб» (выполнение командой какого-то определенного задания). Мы их называем «Большие игры» и проводится одна такая игра в течение большой перемены раз в неделю.
Разумеется, досуговая деятельность в нашем образовательном учреждении проходит не только в рамках «Майской копилки». Мы используем и традиционные формы организации досуга: предназначенные для зрительской аудитории (концерты, спектакли, выставки), для общения (вечера встреч, дискотеки), общественно-полезная деятельность (благотворительные концерты, социальные проекты), экскурсионная деятельность. С огромным удовольствием учащиеся школы принимают участие в досуговых клубах творческих дел. Школа заботится о расширении возможностей межвозрастного общения, этому способствуют внутришкольные традиции. Они рождают дух дружбы, единения, совместного творчества. Главное здесь то, что самим ребятам приходится определять цели своей деятельности и ее масштаб, планировать и организовывать дела, анализировать их эффективность и отвечать за сделанное. Инициаторами и организаторами всех интересных дел в школе являются органы самоуправления учащихся. Эти демократично выбранные органы самоуправления учеников или ученический совет, взаимодействуют с активами классов и принимают участие в управлении жизнью школы буквально на всех уровнях.
Ученический совет имеет глубокий смысл, потому что дети в реальных ситуациях учатся не только жить в согласии и радости, но и получают первый опыт самоорганизации. Характерная особенность многих школьных дел – межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, знакомят их с традициями школьного коллектива. Взаимодействие, сотрудничество стало чертой школьного быта, привычкой. Девиз нашей работы: «От сотрудничества – к сотворчеству!».
Длительная воспитывающая работа помогла объединить школьный ученический коллектив в одну дружную семью, где каждый готов прийти на помощь, организовать и провести интересное, увлекательное путешествие. Через эту работу учащиеся прокладывают тропинку к новым знаниям. Интерес, вызванный во время того или иного внеклассного мероприятия, помогает увлечь ребят, раскрыть творческий потенциал учащихся. прижилась в нашем коллективе быстро и безболезненно. Может быть, потому что в нашей школе педагоги выше всего в общении друг с другом и ребятами ценят неформальные отношения.
Воспитательная система нашей школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, природно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Сегодняшняя школа – это сложная система, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Воспитание уже не может рассматриваться как дополнение, довесок к обучению.
Досуг не должен восприниматься как отдых в физическом смысле, т.е. не предполагающий для этого никаких усилий. Безусловно, в системе организации досуга должны присутствовать мероприятия, в которых дети, в основном, выступают в роли пассивных участников (спектакли профессиональных театральных коллективов, концерты, дискотеки), но которые, тем не менее, несут свою воспитательную нагрузку (познание, общение, эстетика, культура).Заключение
Главное воспитательное значение досуговой деятельности заключается в том, что дети не только развивают свои творческие и физические способности, но и приобретают важнейшие личностные и социальные качества в самом процессе подготовки к мероприятию: ответственность, организованность, коммуникативность, взаимовыручка, стремление к самосовершенствованию, самообразованию.
Поэтому в своей воспитательной работе стараюсь максимально использовать весь педагогический опыт, постоянно ищу новые формы и возможности для организации отдыха детей, так как считаю, что досуг – это действительно очень важно!
Чтобы вовлечь как можно больше детей в досуговую деятельность, можно использовать следующие методы:
а) предложить;
б) дать возможность выбора – быть пассивным или активным участником;
в) надавить на чувство ответственности перед командой;
г) рассказать;
д) прорекламировать, показать на примере;
е) научить.
Выбирайте, что лучше, интереснее и важнее для детей!
Какими будут наши выпускники? Это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность, которые достигли самоопределения и самоутверждения и самореализации. Все это и есть главная цель воспитания – счастливый человек!
Список литературы
Баршай В.М. Активные игры для детей: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону., 2006.
Григорьев А.И. Культура досуга. – Киев., 2007.
Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. – М., 1980.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие.-М., 2002.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. – 2-е изд. перераб. и доп. – М., 2005.
Малыхина Л.Б. и др. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза. – М., 2013.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
О многообразии праздничных форм см. в статье: А.С. Фролов. Программа «Праздники Детства» // Детский досуг, 2009, № 2.
Воронов В. «Разнообразие форм воспитательной работы», ж . «Классному руководителю», 2001г -№1, с.21-24.