Презентация на тему доклада «Досуговые программы в системе деятельности коррекционного образовательного учреждения»
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. ДонецкаДоклад на МО воспитателей тема:«Досуговые программы в системе деятельности коррекционного образовательного учреждения» Старшая вожатаяКоробейникова Елена Александровна 2013 год Педагогический потенциал организованного досуга. Досуг может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на формирование личности ребенка, поэтому при его организации необходимо учитывать следующие педагогически значимые особенности:досуг основан на добровольности выбора рода занятий и степени активности;досуг может сформировать позитивную «Я-концепцию», объективную самооценку, способствовать самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;досуг должен способствовать раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков, стимулировать творческую инициативу детей;досуг влияет на формирование ценностных ориентаций, развивает социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;досуг – активность, контрастирующая с полным отдыхом. Функции досуга: функция самореализации;творчества;коммуникации;ценностного самоопределения;просвещения;самообразования;профессиональной ориентации;рекреации. В коррекционных образовательных учреждениях социально-культурная деятельность структурируется в следующих основных компонентах. Массовые досуговые мероприятия (или массовые досуговые программы).Рекреативно-оздоровительная деятельность (осуществляется преимущественно в каникулярное время).Социально-продуктивная деятельность детей по преобразованию окружающей действительности (социальное творчество детей).Детское общественное движение, связанное с развитием самоуправления. Педагогические цели досуговых программ. Цели проектирования досуговых программ направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечением ребенка, подростка, а для нашего учреждения воспитанника в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Досуговая программа предназначена для развития направленности личности на разные социально значимые нормы, ценности и установки. Существуют следующие установки досуговых программ (Б.А. Титов): самосовершенствование;осознание принадлежности к социально-исторической общности;соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;социальная активность;природа;искусство;общение. Классификация досуговых программ по ведущей функции организации культурно-досуговой деятельности Сюжетно-игровые Конкурсно-развлекательные ФольклорныеШоу-программы Рекреационно-оздоровительные Информационно-дискуссионные Праздничные программы Профилактико-коррекционные программы Спортивно-развлекательные программы Классификация по принципам соучастия детей в программе и ее протяженности во времени Разовая игровая программа Конкурсная игровая программа по заданной тематике ВикторинаИгра-спектакль. Театрализованная сюжетная игра ПраздникДлительная досуговая программа Викторина - форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. При подготовке и проведении викторин в специальных (коррекционных) школах VIII вида рекомендуется придерживаться следующих правил:темы должны быть актуальными;вопросы должны быть четкими и понятными обучающимся;вопросы должны быть рассчитаны на определенный возраст обучающихся;обучающиеся должны иметь время на подготовку ответа;в викторинах должны быть победители;вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения. Виды викторин: Тестовая викторина (участники отвечают на вопросы и получают оценку). Примеры: «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?»;Сюжетная викторина (организаторы придумывают игровой сюжет, например: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно «становятся» жокеями, космонавтами, моряками).Стратегия – форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий. Вопросы для интеллектуальных игр: № п/п допустимые Условно допустимые недопустимые Вопросы на сообразительность Воспроизводящие вопросы Вопросы-розыгрыши Вопросы типа «неизвестное об известном» Вопросы «с уловкой» Вопросы на логическое и ассоциативное мышление. Вопросы на перечисление Вопросы «на удачу» Вопросы, предполагающие длинный ответ Вопросы «на приближение» Классификация досуговых программ, массовых мероприятий, коллективных творческих дел в соответствии с возрастными этапами развития ребенка I этап – возраст от 6 до 10 лет. Период научения детей определенным правилам и нормам. II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте.III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. Видологическая классификация досуговых программ № п/п Вид классификации Варианты программ 1. По направлению деятельности Научно-технические, туристско-краеведческие, спортивно-технические, эколого-биологические, культурологические, физкультурно-спортивные, социально-педагогические, военно-патриотические, художественно-эстетические (музыка, театр, декоративно-прикладные виды искусства). Программы общественных организаций. 2. По педагогическим целям Познавательные, научно-исследовательской ориентации, социальной адаптации, профессионально-прикладные, спортивно-оздоровительные, развивающие художественную одаренность, досуговые и др. 3. По задачам организации деятельности Познание, просвещение, общение 4. По педагогической направленности на формирование личностных установок Самосовершенствование; осознание принадлежности к социально-исторической общности; соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей; социальная активность; природа; искусство; общение 5. По возрастным особенностям Для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, для подростков 6. По контингенту воспитанников Смешанные, для мальчиков, девочек (юношей, девушек), для детей с ограниченными возможностями, одаренных детей и т.д. 7. По продолжительности реализации Разовые, длительные, двухгодичные и др. 8. По формам реализации Групповые, индивидуальные Основные технологические приемы, используемые при проектировании и реализации досуговых программ. Для продуктивного проведения досуговых программ в коррекционном образовательном учреждении необходимо педагогическое регулирование внутренних коммуникаций аудитории. Этой цели служат разнообразные приемы, способствующие общению участников программы. В зависимости от вида программы они могут быть следующими:Дискуссии, дающие участникам программы возможность высказать свое мнение, точку зрения по интересующей проблеме;Игры-драматизации, позволяющие индивидуализировать проявления творческой активности аудитории, дающие возможность «опробовать» себя в различных ролях;Коллективное пение, являющееся средством группового сплочения;Хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление сплоченности участников программы и снятие напряжения;Слайд-программы, способствующие расслаблению и активизации творческой деятельности участников;Конкурсы, дающие возможность самореализации, - участники могут петь, танцевать, играть и т.д. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ