Час общения Для чего нужны законы
МБОУ СОШ № 52 г.Липецк
Татьянина Наталия Альбертовна, учитель начальных классов
Возраст участников: 2 класс
«Для чего нужны законы»
Час общения
Цели и задачи:
познакомить с основными правами и обязанностями ребенка;
формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
закрепить знания о правах школьников;
способствовать формированию правовой культуры обучающихся, учить безопасному поведению в различных ситуациях.
Оборудование: презентация «Права и обязанности»; фонограммы детских песен; «Толковый словарь» С.И.Ожегова; выставка детских сказок.
Место проведения: МБОУ СОШ № 52 г.Липецка
Описание мероприятия
Звучит фонограмма песни «Улыбка»
(сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского) Слайд №1
Учитель: Слайд №2 Мы начали с песни, потому что она помогла нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение к друзьям, улучшить настроение. Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности»
А что же означают слова «права» и «обязанность»? (ответы детей)
Из словаря С.И.Ожегова: «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».
Дети имеют право на получение образования, на отдых, на медицинское обслуживание, на заботу и воспитание, на жилище, на совместное проживание со своими родителями, на защиту и личную безопасность, на уважение человеческого достоинства и т.д.
Из словаря С.И.Ожегова: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».
Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться родителей; трудиться в меру своих возможностей, беречь школьное имущество, содержать в порядке учебные и личные вещи, уметь вести себя в школе и других общественных местах и т.д.
Слайд №3 20 ноября 1989 года Ассамблея ООН (собрание делегатов всех государств) проголосовала единодушно за принятие Конвенции (договора) о правах ребенка.
Слайд №4 Игра «Закончи предложение!»
В школе я должен (хорошо учиться, внимательно слушать учителя на уроках и т.д.)
В школе я имею право (получать бесплатно знания на уроках, отдыхать на переменах и т.д.)
Дома я должен (помогать родителям, уважать старших, выполнять домашние задания)
Дома я имею право (получать дополнительные знания из различных источников, отдыхать от учебных занятий)
На улице я должен (здороваться со старшими, уступать место в транспорте, быть вежливым и внимательным к окружающим)
На улице я имею право (играть в разные игры, заниматься спортом, общаться с друзьями)
Как вы понимаете высказывание «право на ошибку»? (Каждый человек может совершить ошибку – это нормально. Главное – не научиться повторять свои ошибки в дальнейшем.)
Физкультминутка
Мы печем пшеничные
пироги отличные!
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже!
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы!
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит.
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся!
Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.
Слайд №5. У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому делают ваши близкие: мама, папа, дедушка, бабушка, брат или сестра.
А у вас есть свои обязанности по дому?
Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.
А теперь посмотрите, наш цветик-семицветик приготовил для вас «7 нельзя». Постарайтесь их запомнить!
Нельзя бездельничать, когда все трудятся.
Нельзя смеяться над старостью и старшими; о старших нужно говорить только с уважением.
Нельзя вступать в пререкания со взрослыми и делать то, что осуждают старшие.
Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя.
Нельзя садиться есть, не пригласив старшего.
Нельзя ожидать, когда с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его.
Слайд №6. Беседа об обязанностях школьников.
В школе у вас тоже свои обязанности. Они содержатся в правилах для обучающихся нашей школы и мы с вами их учили.
Давайте повторим ваши обязанности в школе.
Дети читают стихи – советы от цветика-семицветика:
Для тебя я, друг, составил
Ровно семь важнейших правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Как проснулся – так вставай,
Волю лени не давай!
Все цветы роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде, чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой – проверь!
В школе, в классе не сори,
Сор увидишь – подбери!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен.
Дома близким не груби,
Малышей жалей, люби!
Знай, хорошие отметки –
Как плоды в саду на ветке.
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Слайд №7. Беседа о правах детей
Какие у вас есть права? (ответы детей)
Все начинается с права на жизнь. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. Во французском городе Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим, обрекая на тяжелую, голодную жизнь.
А сейчас вы, ребята, имеете право на заботу и воспитание, право на совместное проживание со своими родителями, право на уважение человеческого достоинства, право на собственное имя, фамилию, отчество, право на безопасное существование.
Слайд №8. Сценка «Морозко»
Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.
Сказочник: Жил-был дед, да с другой женой. А первая у него умерла. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Плохо у мачехи жить: перевернешься – бита и не перевернешься – бита. А родную дочь за все, что ни сделает, гладит по головке: «Умница!» Падчерица и воду в избу носит, печь топит, избу метет. Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
Мачеха: Вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз!
Сказочник: Старик затужил, заплакал. Однако делать нечего, бабы не переспоришь.
Старик: Собирайся, милая дочка!
Падчерица: Не плачь, родимый батюшка! Иди, запрягай лошадь!
Уходят.
Вспомнили сказку «Морозко»? На какое право детей посягала старуха? (право жить со своим отцом, право на здоровье, безопасность)
А еще в каких сказках нарушались права героев? В этом вам поможет выставка книг.
Какое право было нарушено в сказке К.Чуковского «Телефон»?
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть
Но только я лег –
Звонок!
А почему плакал Зайчик в сказке «Заюшкина избушка»? (нарушено право на личную собственность, на жилье)
Всегда приятно находиться в таком коллективе, где все выполняют свои права и не нарушают права других людей. Слайд №9
Ученик читает стихотворение:
Не умею быть один!
Не желаю быть один!
Много есть на то причин:
Хором ты споешь один?
Поглядим!
Очень грустно одному
Есть две груши. Потому,
Потому что, потому
Не с кем поделиться.
Легко бежать на горку,
Нести домой пятерку.
Не за себя я вовсе рад –
Порадуется мама,
Порадуется папа,
Порадуется брат.
Я от дождя укрыться мог,
Но, как и все друзья, промок.
Зато сушиться –
Вместе!
Зато смеяться –
Вместе!
Нам вместе - лет до двести.
А если на друг друга встать,
До неба можем мы достать!
А вместе крикнем в тишине,
То нас услышат на Луне.
В Коркин «Не умею быть один»
Физкультминутка. Игра «Да – нет!»
Давайте поиграем в игру «Да – нет!». Если вы будете со мной согласны, то хором отвечайте «Да!» и кивайте головой. Если не согласны, отвечайте «Нет!»
Вы смелые? (Да)
Умелые? (Да)
Ленивые? (Нет)
Красивые? (Да)
Крикливые? (Нет)
Веселые? (Да)
Милые? (Да)
Послушные? (Да)
Драчливые? (Нет)
Счастливые? (Да)
Викторина от цветика-семицветика
Почему нельзя давать товарищам кличку, прозвище?
Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?
Почему нельзя играть на заброшенных чердаках, в подвалах?
Что ты будешь делать, если незнакомец попросил впустить его в квартиру?
Что ты будешь делать, если ты и родители потеряли друг друга?
Кто защищает ваши права?
Как вы можете защищать свои права в общении со сверстниками?
Дети читают стихи:
В школе так заведено –
Все мы вместе, заодно,
Все мы – дружная семья,
Хоть отдельно каждый – я!
В школе учимся, умнеем,
С каждым годом в ней взрослеем.
А она из года в год
Расцветает и растет!
Дружба настоящая
В школе начинается.
Пусть бегут по школьной лестнице
Сентябри за сентябрями.
Наша дружба не разделится,
А умножится с годами!
Учитель:
Ваша дружба с вами учится,
Отдыхает с вами вместе.
Вместе с ней нельзя соскучиться,
Как с хорошей звонкой песней!
И в заключение нашего классного часа давайте вместе исполним песню «Когда мои друзья со мной» (сл. М.Танича, муз. В.Шаинского)
Литература
Классные часы: 1 класс/авт.-сост. Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008. – 272 с. – (Учебный год).
Классные часы: 2 класс/авт.-сост. Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008. – 272 с. – (Учебный год).
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4-е классы. – М.:ВАКО, 2006. – 160с. – (Педагогика. Психология. Управление).
15