Тема: Цилиндр, конус, шар – тела вращения.


Семинар – практикум
Тема: «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО: первые шаги, опыт внедрения, проблемы, перспективы»
Кружок «Элементы геометрии»
«Средняя общеобразовательная школа №4»
города Армянска
Руководитель
учитель начальных классов
Панченко Е.И.
Армянск, 2015
Тема: Цилиндр, конус, шар – тела вращения.Цель: познакомить с телами вращения.
Задачи: повторить ранее изученный геометрический материал, терминологию;
развивать логическое мышление, пространственное воображение, навыки самоконтроля, диалоговое общение;
воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, доброжелательное отношение к товарищам.
Оборудование: кроссворд, пространственные фигуры, демонстрационный материал, раздаточный материал (геометрические фигуры), геометрические тела, клей, картон, карточки с планом исследования.ХОД УРОКА
I. Организационный момент
У. Встали. Поприветствуем гостей.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Закрепление ранее изученного материала.
1. Решение кроссворда.
У. У каждой пары на партах лежит кроссворд. Работаем дружно, выслушивайте мнение каждого одноклассника.
Вопросы кроссворда.
1. В чем измеряется угол (Градус.)
2. Как называется точка, из которой выходят 2 луча и образуют угол (Вершина.)
3. Граница круга. (Окружность)
4. Треугольник, четырёх угольник, пятиугольник – одним словом… (Многоугольник.)
5. Сумма длин сторон фигуры. (Периметр.)
6. Если 2 точки соединить линией, то получится … (Отрезок.)
7. Не овал я и не круг треугольнику не друг
Прямоугольнику я брат, а зовут меня … (Квадрат.)
8. Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль.)
9. Линия, не имеющая ни начала, ни конца. (Прямая)
У ребят получается следующее.
1. г ра д у с 2. в е рш и н а 3. о к ру ж н о с т ь 4. м н о г о у г о л ь н и к
5. пе ри м е т р6. о т ре з о к 7. К в а д ра т 8. ц и рк у л ь 9. Пр я м а я У. Какую же науку мы познаем Д. Геометрия.
2. Справка
У. Послушайте небольшую справку.(Выступает подготовленный ученик)
Ученик 1.Возникновением геометрии мы обязаны Древнему Египту. Древние египтяне были замечательными математиками и инженерами, и свои знания они применяли при строительстве храмов и других сооружений. Но, несмотря на это геометрия – это греческое слово («гео» – земля, «метрия» – измерение.) В переводе на русский язык означает землемерие. Геометрия широко применяется на практике. Её надо знать и рабочему, и инженеру, и архитектору, т.е. надо знать всем. Поэтому мы начинаем изучать геометрию ещё с младших классов.
Задание на внимание.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело,
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой,
Сколько разных рассмотри.
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.

3. Самоконструкция.
У. У вас на партах фрагменты разрезанных фигур. Соберите их.
1 группа - треугольник, круг, цилиндр.
2 группа - ромб, квадрат, шар.
3 группа - конус, прямоугольник, прямоугольный треугольник.
4 группа - куб, многоугольник, овал.
ФизминуткаУ. Пройдите и посмотрите , что получилось у ваших товарищей.
У. Садитесь на места.
У. Наклейте ваши фигуры на картон. (Вывешиваю работы групп на доску)
4. Мозговой штурм
У. Поработайте в группах и ответьте на вопросы, по следующему плану:
1. Назовите геометрических фигуры, которые у вас получились. 2. Какая геометрическая фигура по вашему мнению «лишняя»? Почему?
3. Что знаете об этой фигуре
(Лишняя фигура 1 группа – цилиндр; 2 группа – шар; 3 группа – конус; 4 группа – куб )5. Афиширование
У. Послушаем размышления первой группы.
У. Покажите и назовите ту фигуру, которая на ваш взгляд является «лишней». Почему вы выбрали именно эту фигуру (На доску учитель вывешивает эту « лишнюю» фигуру)
Аналогичная работа остальных групп.
III. Новая тема
1. Введение в тему.(На доске висят чертежи конус, куб, шар, цилиндр. )
У. Как называются эти фигуры
У. Что общего у них Д. Это пространственные фигуры .2. Определение темы урока, задач
У. Чему будет посвящен наш урок
У. Мы сегодня на уроке рассматриваем с вами пространственные геометрические фигуры – конус, цилиндр, шар, куб. Пространственные геометрические фигуры по-другому называют геометрическими телами.
У. Какое геометрическое тело, по вашему мнению, лишнее
У. Произошли разногласия. Согласны
У. Попробуем разрешить их.
3. Практическая работа
У. Дома вы сделали заготовки ,которые нам необходимы для доказательства своей точки зрения.
У. Возьмите прямоугольник за полоску и начинайте очень быстро вращать.
(Один кто-то вращает заготовки учителя у доски.)
У. Что увидели в результате вращения Д. Цилиндр
У. В результате чего вы увидели Д. Вращая прямоугольник.
У. Возьмите треугольник. Вращайте его.
У. Что увидели Д. Конус
У. Возьмите полукруг и проделайте те же действия.
У. Что увидели Д. Шар
У. А я заготовила ещё квадрат. Кто выйдет и проделает то же самое
У. Что увидели Д. Не понятно, что получилось
У. Какая же фигура лишняя Почему Д. Нельзя получить её при вращении
(Убираю с доски куб )У. Сделаем вывод: как получились конус, цилиндр и шар?
Д. Тела цилиндр , конус и шар получились в результате вращения полукруга, треугольника и прямоугольника вокруг своей оси.
У. Как же их назвали в геометрии ,раз они получились в результате вращения
Д. Тела вращения.
4. Справка (слово нашим исследователям)
У. А знаете ли вы, почему эти фигуры получили свои названия
У. Послушайте. (Выступают подготовленные ученики)
2 ученик. Слово «цилиндр» произошло от греческого слова «кюлиндрос», что означает «валик», «каток». На рубеже 18-19 веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за небольшого сходства с геометрической фигурой цилиндром.
3 ученик. Слово «конус» произошло от греческого слова «конос», означающего сосновую шишку.
4 ученик. Шар – это пространственная фигура. Поверхность шара называют сферой. Слово «сфера» произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч». Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера – это, можно сказать, оболочка или граница шара.
5. Самостоятельная работа
Представь, что ты вращаешь плоскую фигуру вокруг оси АВ. Выбери справа рисунок тела вращения, которое получится в результате поворота каждой плоской фигуры и отметь тем же номером.

У. На столах лежат практическое задание . Прочитайте задание .
У. Поднимите руки , кому нужна помощь.
У. Попробуйте применить полученные вами знания на практике.
У. Поменяйтесь работами. Проверьте.
У. Если задание выполнено верно поставьте на полях «+», если неверно поставьте «–»
У. Сдайте работы на проверку.
IV. Итог урока
У. Какими сведениями вы сегодня пополнили свой багаж знаний
У. Нужно ли вам это в будущем
Рефлексия
У. Вы хорошо поработали. Теперь оцените себя.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
У. Спасибо за сотрудничество.