Конспект урока с рабочей тетрадью к теме Рельеф Земли
«Рельеф Земли»
Урок с использованием информационных технологий
Автор: Кужукина А.В.
Учитель географии I категории
МОУ Краснодесантской СОШ
Название презентации: «Рельеф Земли».
Автор: Кужукина А.В.
Предмет: География.
Класс: 6
Форма проведения урока: беседа, демонстрация, практическая работа.
Тип урока: изучение материала; закрепление знаний
Время проведения: 1 академический час (45минут).
Пояснение к презентации:
Презентация предназначена для изучение курса географии по теме «Рельеф Земли». География – одна из наук о Земле. Для понятия, происходящих на земле природных процессов, необходимо изучить структуру всех её оболочек и взаимозависимость оболочек между собой. Наглядные методы обучения позволяют создать более полную картину изучаемого материала, а работа с интерактивной картой позволяет почувствовать себя настоящим первооткрывателем. Из за ограниченности во времени тема «Рельеф» изучается в течение 2часов, из которых 1 урок уделяется объяснительной беседе и практической работе с картой. Второй урок нацелен на закрепление нового материала и проводится как урок – поиск.
Важным фактором многих процессов, происходящих на нашей планете, является рельеф. Поэтому я попыталась представить рельеф во всем его разнообразии, раскрыть причины, влияющие на формирование рельефа, а элементы практической деятельности позволяют закрепить полученные знания, развивать память и наблюдательность.
Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для усвоения учащихся виде, знакомит учащихся с понятиями, которые должны быть изучены. Таким образом, учебно-методический пакет помогает раскрыть учителю содержание темы, обозначить проблемы и пути их решения. Перезентация рассчитана на 1 урок, однако карта-приложение может помочь учащимся в подготовке к последующим урокам – зачетам по теме «Рельеф» не только в 6 классе, но и в 7-8 классе при прохождении подобных тем.
Образовательные цели:
Ознакомить учащихся с основными понятиями темы.
Обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме.
Получить навыки работы с программами пакета Microsoft Office.
Развивающие цели:
Сформировать представления о происхождении рельефа, его разнообразии и изменениях рельефа во времени;
Развивать способности логически мыслить в результате выполнения практической работы;
Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для подготовки к урокам;
Развитие любознательности наблюдательности.
Воспитательные цели:
Показать красоту и уязвимость природы от действия человека, воспитывать чувство ответственности и любви к природе своей страны и родного края.
Формирование ответственности за свои поступки, чувства взаимопомощи при выполнении практических работ.
Материалы и оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, обучающие программы, атласы, листы практических работ.
Основополагающий вопрос:
Что мы
Вопросы темы учебной программы:
Что такое «рельеф».
Виды рельефа.
Факторы рельефообразования.
Возраст различных форм рельефа.
Влияние рельефа на занятия людей.
План проведения занятия
Тема: «Рельеф Земли»
Подготовительный этап.
Вводное слово учителя. Познакомить учащихся с правилами работы с компьютером; темой (слайд 1); её целями и задачами; ходом изучения темы.
Изучение нового материала.
Ученики приступают к работе с презентацией (информация на слайде обсуждается коллективно, с пояснениями учителя).
Вспоминаем понятие «рельеф», проверяем себя (слайд 2) , (точное определение появляется после щелчка).
Слайд 3 – схема рельефообразующих факторов.(по щелчку появляются две группы факторов)
Слайд 4 - знакомит учащихся с процессом образования рельефа
Слайд 5 – оценивается внешних рельефообразующих сил (появляются по щелчку фото, показывающие разрушительную роль внешних сил)
Слайд 6 – подтверждается созидательная сила внутренних процессов, их масштабность(формирование гор),также обращается внимание, что процессы формирования рельефа могут быть как длительными, так и кратковременными. Учащиеся вспоминают, в каких случаях процесс формирования рельефа идет быстро?
Слайд 7 – знакомит учащихся с двумя основными формами рельефа. С этого слайда, по выбору можем перейти к горам(слайд 8), или к равнинам (слайд 15).
При выборе подтемы «Горы» попадаем на слайд 8, где знакомимся с определением понятия «Горы»
Слайд 9 – знакомит учащихся с размещением горных территолрий по поверхности суши. Обращаем внимание на протяженность гор, их высоты. Делаем вывод, что горы формировались на поверхности Земли в разное время.
Слайд 10 – рассматриваем схему классификации гор по высоте.
Слайд 11 – знакомит с понятием «возраст» гор. По щелчку на стрелку переходим на слайды12 и 14, рассматриваем изображения разных по возрасту гор.
Слайд 15 – равнины. Дается определение, что такое равнина, рассматривается классификация равнин по высоте. По щелчку переходим на слайды 16,17,18 . для возврата к слайду 15, щелкаем на карту на слайдах16,17,18.(На 18 слайде обращаем внимание на космический снимок плоскогорья).
Слайд 19 – приступаем к выполнению практической работы (по гиперссылке переходим к карте мира, рассматриваем размещение крупных форм рельефа суши).
Слайд 20 – выполняем задания по образцу.
Слайд 21 – рассматриваем рельеф Ростовской области, отвечаем на размещенные на слайде вопросы.
Слайд 22 – изучаем размещение крупных форм рельефа по территории Ростовской области. Наносим данные элементы рельефа на лист практических работ.
Слайд 23 – даем характеристику формам рельефа нашего края по фото.
Закрепление
После работы с презентацией учащимися заполняется рабочая тетрадь.
(работу можно выполнять как с помощью атласа, так и с помощью интерактивной карты – слайд 19).
Рабочая тетрадь учени___ 6 __класса _____________________________
Тема урока « Рельеф Земли».
Цели и задачи:
Закрепить знания основных понятий по теме.
Выявить взаимодействие различных факторов, формирующих рельеф.
Продолжить развивать навыки логического мышления.
Продолжить развивать навыки работы с различными источниками географической информации.
Задание 1. Дайте определение.
Рельеф - ____________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 2. Назовите факторы, формирующие рельеф?
_____________:____________________________________________
2)______________:____________________________________________
Задание 3. Вставьте пропущенные слова.
Основными формами рельефа земной поверхности являются
________ и___ ____________
Задание 4. Пользуясь физической картой полушарий, приведите примеры низких, средневысотных и высоких гор. Ответ занесите в таблицу.
Горы
Высокие Средние Низкие
Задание 5. Рассмотрите карту полушарий, выясните, какой материк наиболее или наименее горист. На каком материке находятся сямые высокие горы?
__________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. По карте полушарий определите:
Название гор На каком материке находятся направление Протяженность, в км. Наивысшая точка
Кавказские Гималаи Кордильеры Альпы Тянь-Шань Анды Задание 7. Заполните таблицу:
Равнина Где находится Особенности рельефа Высота равнины, мВосточно-Европейская Западно-СибирскаяВеликая Китайская Амазонская Среднесибирская Задание 8. По физической карте России опишите Западно-Сибирскую равнину.
План описания Ответы
На каком материке находится?
В какой его части?
Какие горы окаймляют равнину с запада? Какие горы окаймляют равнину с юга? В каком направлении происходит понижение рельефа? Какие реки протекают по равнине?
Какие моря омывают с севера?
Какие города находятся на равнине?
Задание 9. В чем особенности рельефа вашей местности? Заполните схему:
Задание 10. Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите ее, если координаты горы 3º ю.ш. 38º в.д.
_________________________________