Конспект урока по русской словесности в 6 классе Роль пейзажа в повести Метель А.С.Пушкина
Урок словесности в 6 классе Учитель: Есмаганбетова Г.Н.
Тема: Роль пейзажа в повести А.С.Пушкина «Метель»
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод: словесно- наглядный
Оборудование: тетради, учебники, компьютер, словарь литературоведческих терминов, лист самоконтроля.
Цель: раскрыть роль пейзажа в повести А.С.Пушкина «Метель», формировать умения сравнивать психологическое состояние героев и описание природы, обосновать свою позицию и позицию автора, воспитывать нравственные и эстетические ценности.
Задачи: сформулировать понятие пейзажа в худ. тексте;
объяснить роль метели в тексте;
использовать описание пейзажа как отражение психологического состояния героев;
установить связь между психологическим состоянием героев и описанием метели;
сделать вывод о влиянии пейзажа на судьбы героев.
Ход урока
I Организационно-мотивационный этап.
1.Слово учителя.
Сегодня мы продолжим работу по творчеству великого русского классика А.С.Пушкина. Тема нашего урока «Роль пейзажа в повести А.С.Пушкина «Метель».
Презентация
Портрет А.С.Пушкина, эпиграф, слайды, музыка Свиридова
2. Беседа
- Какие чувства вы сейчас испытываете? Какие ассоциации возникли?
- Испытывали ли вы такие же чувства при чтении повести? В какой композиционной части?
- Что такое пейзаж в худ. тексте? (работа со словарем)
- Как вы считаете, влияет ли состояние природы на наших героев? Сформулируйте цель урока.
II Операционный этап
- Сколько раз встречается описание метели в тексте? Почему именно 3 раза?
1. Работа в группах. Работа с текстом. Проверка ДЗ.
- Выпишите ключевые слова и словосочетания, характеризующие психологическое состояние героев и состояние природы.
1 гр. Маша и метель
2гр. Владимир и метель
3гр. Бурмин и метель
Презентация (таблица)
- Сравните психологическое состояние героев и состояние природы. Сделайте вывод.
-Составьте образ метели в художественном пространстве. Работа со словарем.
Выберите линию для обозначения роли метели в судьбах героев.
Презентация (худ. пространство)
-Какую роль сыграла метель в судьбах героев?
1гр. Маша
2 гр. Владимир
3гр. Бурмин
- В какое время года происходит наша первая встреча с Машей? А вторая?
Презентация (цветограмма)
- Покажите в цветовой гамме три пространства, в которых отображены встречи Маши и Бурмина?
-Какова роль пейзажа в судьбе Маши и Бурмина?
III Рефлексия
Свободное письмо. Презентация (музыка, слайды)
- Согласны ли вы с тем, что пейзаж помогает автору раскрыть образы героев?
IV ДЗ (на выбор)
Напишите пятистишие, в котором первая строка заканчивается словом метель, последняя – судьба
Составьте кеннинг по слову метель.
V Подведение итогов.
1. Оценивание по листу самоконтроля.
2014-2015 учебный год
Средняя школа имени Тленшина
·