Статья «Эффективная подготовка к экзамену по физике в 9-ых классах»
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО ФИЗИКЕ
Иванчук Марина Александровна
преподаватель физики
МАОУ «Гимназия №1»
Обсуждать достоинства и недостатки ГИА можно бесконечно долго, но сдавать этот экзамен и готовиться к нему всё равно придётся. Поэтому необходимо подумать, как наиболее эффективно готовиться к этому экзамену. Материалов для подготовки к ГИА сегодня великое множество. Как правильно готовиться к экзамену? Часто этот вопрос становиться серьёзной проблемой для школьников и их родителей. Многие задаются вопросом, нужно ли начинать подготовку к экзамену в 8 классе? Многое ведь ещё не изучено, не проще ли взяться когда будут пройдены все темы? А если готовиться к ГИА в 8 классе, то с чего начинать, и как организовать подготовку?
Объём материала, входящий в экзаменационную работу очень большой, требуется приложить много усилий, чтобы достигнуть желаемого результата, поэтому эффективнее начинать подготовку уже в 8 классе. Это позволит уменьшить нагрузку по подготовке к экзамену в 9 классе.
Сразу после изучения новых тем «Тепловые Явления», «Электрические явления», «Световые явления» нужно решать соответствующие задания из пособий, сборников задач, справочников по подготовке к ГИА. Решать задания базового уровня сложности можно и нужно уже в 8 классе. Это позволит не только значительно подвинуться в подготовке, но и обеспечит высокое усвоение тем, а следовательно и отличные текущие оценки по предмету.
Итак, необходимо начать подготовку в 8 классе, чтобы потом не работать по ночам, в ущерб собственному здоровью, не нервничать перед экзаменом и избежать в дальнейшем многочисленных стрессов.
Особенностью экзаменационной работы по физике является включение экспериментального задания для проверки сформированности экспериментальных умений (овладения умения использовать измерительные приборы, представлять результат наблюдений и измерений в виде таблиц, графиков). Такие лабораторные работы, как «Определение оптической силы линзы», «Измерение сопротивления проводника», «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» и др. могут быть хорошо изучены в 8 классе. Необходимо показать учащимся, как правильно выполнять и оформлять практическую работу.
Можно в 8 классе решать и задачи высокого уровня сложности, по темам КПД, электрические явления.
Пример. Транспортёр равномерно поднимает груз массой 190 кг на высоту 9 м за 50 с. Сила тока в электродвигателе равна 1,5 А. КПД двигателя транспортёра составляет 60%. Определите напряжение в электрической сети.
В 9 классе при изучении новых тем необходимо не только решать задачи из задачника под редакцией А.П. Рымкевича, но и выделять время на отработку тестовых заданий базового уровня сложности.Так как в большинстве школ в 9 классах 2 часа физики в неделю, в программе обучения школьников должен быть элективный курс по подготовке к ГИА, где должно уделяться особое внимание повторению и закреплению наиболее значимых и сложных тем учебного предмета, анализу типичных ошибок, допущенных обучающимися при выполнении экзаменационных заданий.
Обучающиеся должны быть ознакомлены со структурой и содержанием экзаменационной работы для итоговой аттестации по физике. Они должны хорошо знать инструкцию по заполнению бланков ГИА.
Темы заданий, на которые следует обратить внимание: давление в жидкостях и газах; равномерное движение по окружности; закон сохранения импульса, механической энергии; КПД простых механизмов; второй закон Ньютона; третий закон Ньютона; сила трения скольжения; явление электростатической индукции; явление электромагнитной индукции; закон сохранения электрического заряда; построение в линзах.
Пример 1. С какой скоростью следует бросить тело массой 200 г с поверхности земли вертикально вверх, чтобы его потенциальная энергия в наивысшей точке движения была равна 0,9 Дж? Сопротивлением воздуха пренебречь. Потенциальную энергию тела отсчитывать от поверхности земли.
1364827477732Пример 2. На рисунке изображен ход падающего на линзу луча. Какая из пунктирных линий соответствует ходу прошедшего через линзу луча?
В курсе физики основной школы мало времени уделяется таким вопросам как сила трения и сила упругости. Поэтому при подготовке обучающихся к сдаче экзамена необходимо акцентировать внимание на задачи на расчёт силы трения и силы упругости.
При подготовке к экзамену надо обратить внимание учащихся на анализ и решение графических задач.
Пример. на рисунке представлен график зависимости координаты от времени для тела, движущегося вдоль оси ОХ. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения.
1) На участке ВС тело двигалось равноускоренно с максимальным по модулю ускорением.
2) В момент времени t3 скорость тела равна нулю.
3) В промежуток времени от t1 до t2 тело изменило направление движения на противоположное.
4) В момент времени t2 скорость тела равна нулю.
5) Путь, соответствующий участку ОА, равен пути, соответствующему участку ВС.
При объяснении заданий повышенной сложности особое внимание следует обратить на такие темы как, «Закон сохранения энергии», «Закон сохранения импульса», «Движение по наклонной плоскости», так как они вызывают серьёзные затруднения у учащихся.
Большое внимание следует уделять решению качественных задач, представляющих описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т.д.
Пример. Куда следует поместить лёд, с помощью которого необходимо быстро охладить закрытый сосуд, полностью заполненный горячей жидкостью - положить сверху на сосуд или поставить сосуд на лёд? Ответ поясните.
Результаты ГИА учащихся МАОУ «Гимназия №1»
Год Количество учащихся Отметка за тест
2 3 4 5
2009 16 0 3 9 4
2010 11 0 0 8 3
2011 28 0 2 13 13
Результаты экзамена могут быть использованы для осуществления отбора в физико-математические классы.
Список литературы:
Мамонова Е. П., Хламова И. В. Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации в 9-х классах по физике в формате ГИА-2012.
Спирин А.С. Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике