Стаья на тему Подготовка учащихся к профильному и предпрофильному обучению.
HYPERLINK "http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2010/12/__21042.pptx"Подготовка учащихся к профильному и предпрофильному обучению
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации собственного «Я». Однако на пути свободного поиска своего «Я» люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые ими предъявляются к работающим. Между тем можно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности при составлении собственного профессионального плана.
Профессиональный план можно представить схематично в виде трех составляющих: «хочу», «могу», «надо».
К образу «надо» относятся знание профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств достижения цели. Эти знания учащиеся нашей школы получают как на уроках, так и во внеурочное время.
Намерение получить ту или иную профессию продиктовано интересом к ней и потребностью этот интерес удовлетворить. Найти оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы «Хочу знать» и склонности «Хочу делать» согласованы между собой и дополняют друг друга, ребятам помогают учителя, психолог, родители.
Составляющая профессионального плана «могу» указывает на личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность; их еще называют профессионально важными качествами. Чтобы объективно решить вопрос о своей профессиональной пригодности и ответить на вопрос «Что я могу?», необходимо научиться реально оценивать свое «Я», для этого в школе созданы условия, где старшеклассники могут практически испытать себя в различных видах деятельности, пройти профессиональные пробы.
Предпрофильное образование дает возможность оценить свои силы. Здесь у нас созданы два направления: обувное дело и ДПИ. Восстребованность, полученных на этих уроках умений, ребята могут оценить, используя их в работе школьной компании.
Полученные навыки ремонта обуви всегда могут пригодиться, даже если выпускник выберет профессию, совершенно другого профиля. Так, одного моего выпускника, до сих ждут заказы на ремонт обуви от соседей бабушки в деревне. У него есть реальная возможность подработать.
Декоративно – прикладное искусство также актуально и в современном обществе. 40% выпускников моего класса выбрали специальность, непосредственно связанную с ней.
Желающие могут попробовать себя в предпринимательской деятельности и доказать свою конкурентоспособность, утвердиться в восстебованности тех или иных профессий.
Успепешная деятельность в школьной компании помогает занять активную жизненную позицию. Главным достижением в этой области я считаю дальнейшее обучение в экономическом колледже одного из президентов компании.