Исследование: Экзаменационный стресс и как с ним бороться
VII школьная научно-практическая конференция «Прогресс» МАОУ СОШ № 92
Экзаменационный стресс
Автор Ненадо К. В.
10 Б класс
Научный руководитель:
Метлицкая Альбина РамиловнаТюмень
Содержание
План исследования…………………………………………………………………
Глава 1 Экзаменационный стресс…………………………………………….
Экзамен и стресс
Симптомы экзаменационного стресса
Научные способы преодоления стресса
Профилактика экзаменационного стресса
Глава 2 Практическая часть ……………………………………………………..
Выпускные классы 11-е
Результаты исследования ………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………
Экзаменационный стресс
План исследования
Актуальность
Любой экзамен - это мощный стресс, серьезно влияющий на здоровье. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушение режима сна и отдыха и, главным образом, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Поэтому в преддверии экзаменов выбранная тема является очень актуальной, так как не все успешно справляются с волнением, охватывающим, перед проверкой знаний и умений. У многих обучающихся возникает стресс, потому что от результатов зависит дальнейшая жизнь.
Целью данной работы является изучение влияния экзаменационного стресса на подготовку к экзаменам выпускников 11-х классов МАОУ СОШ №92.
Из данной цели нам, поставлены следующие задачи:
Изучить теоретический материал по данной теме.
Изучить экзаменационный стресс, его признаки и способы преодоления.
Разработать рекомендации по устранению и профилактике экзаменационного стресса.
Объектом– экзаменационный стресс и его признаки.
Предмет исследования влияние экзаменационного стресса на подготовку к экзаменам.
Гипотеза: если знать и использовать рекомендации, упражнения для снятия стресса, то уровень экзаменационного стресса будет низким.
Методы исследования: анкетирование обучающихся 11-х классов.
Глава 1. Экзаменационный стресс
Экзамен и стресс
Человек всю свою сознательную жизнь сдает экзамены. Неважно кто он: студент, специалист или школьник. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. В последние годы экзамены не только для выпускников школ, средних специальных и высших учебных заведений, но и для учителей и работников любой сферы деятельности стали совсем обычным делом. А в школе теперь они проводятся даже в начальных классах и заканчиваются эпопеей выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, ГИА, РОК. Теперь, эти новые формы итоговой аттестации, стали обязательными. Плюс ещё ко всему этому добавились тестирования по предметам. И никуда от них не спрячешься.
И у большинства людей экзамены - это стресс. Термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами.
Что такое экзаменационный стресс и от куда он берётся?
Экзамен – испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах. Экзамены — это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.
Симптомы экзаменационного стресса
Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:
Физиологические симптомы
Эмоциональные симптомы
Когнитивные симптомы
Поведенческие симптомы
Мало кто знает, что у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т. к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме.
Научные способы преодоления стресса
Один из лучших способов быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движения. Можно найти время погулять, сделать пробежку, сходить в бассейн и .т. д.
Хорошую роль могут сыграть и фильмы- комедии. Поднять настроения можно просто прочитав книгу. Можно послушать спокойную музыку.
постарайтесь хорошо подготовиться и проработать все вопросы.
вечером лучше расслабиться, освободив свою голову от назойливых мыслей.
старайтесь хорошо кушать и спать перед экзаменом.
Профилактика экзаменационного стресса
Практически каждый человек сдавал в своей жизни экзамены. И редко кто ждал экзамен с нетерпением. Ведь за этим часто стоит серьезное напряжение, отказ от привычного режима, страх не сдать или сдать не так, как хочешь, повышение тревожности и, как следствие, ухудшение общего психологического и физиологического состояния.
Слово «экзамен» в переводе с латинского обозначает «испытание». А в юности опыт серьезных испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены зачастую приносят настоящие страдания.
Глава 2 Практическая часть
Результаты анкетирования готовности старшеклассников к ЕГЭ.
Учащимся была предложена анкета «Что ты знаешь о стрессе?»
По данной диаграмме видно: ребята считают, что они подвержены стрессам, и, половина не читают информацию о стрессах.
На диаграмме видно, что ребята знакомы с признаками стресса, но лишь с некоторыми (если можно сказать: с признаками легкого стресса). Это значит, что ребята умеют нейтрализовать стресс еще в самом начале его проявления. Хотя большинство ребят не знакомы с упражнениями, которые нейтрализуют стресс, что видно на следующей диаграммы.
С основными продуктами, активизирующими умственную деятельность ребята знакомы.
Чуть больше половины ребят в связи с предстоящими испытывают волнения. 22% испытывают страх. Можно сделать вывод, что предстоящие экзамены не вызовут у ребят панический страх и ужас.
Более половины ребят считают, что они средне готовы к предстоящему экзамену. Лишь 8% ребят считают, что они не готовы к экзамену.
Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ЕГЭ
Большая часть ребят воспринимают экзамен и его успешную сдачу как некую точку для дальнейшего пути, для самореализации. Но примерно 12% учащихся воспринимают успешную сдачу экзамена лишь как повод порадоваться « освободиться», дальнейшего развития данной ситуации они не видят.
Вывод:
учащиеся 11-х классов, в достаточной мере, психологически готовы к предстоящим экзаменам. Ребята понимают, что экзамены - это не какой то рубеж или точка, а база, основы для дальнейшего пути.
Приложение№1
Физиологические симптомы
усиление кожной сыпи;
головные боли;
тошнота;
диарея;
мышечное напряжение;
углубление и учащение дыхания;
учащенный пульс;
перепады артериального давления.
Эмоциональные симптомы
чувство общего недомогания;
растерянность;
паника;
страх;
неуверенность;
тревога;
депрессия;
подавленность;
раздражительность.
Когнитивные симптомы
чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из ВУЗа, лишение стипендии и т.п.);
кошмарные сновидения;
ухудшение памяти;
снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
Поведенческие симптомы
стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
избегание любых напоминаний об экзаменах;
уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период;
вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
увеличение употребления кофеина и алкоголя;
ухудшение сна и ухудшение аппетита.