Обучение в разновозрастных группах на уроках русского языка и литературы


Проект. Обучение в разновозрастных группах на уроках русского языка и литературы. Автор: Хробостова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ Илешевской средней общеобразовательной школы. Заказчик: Администрация МОУ Илешевской средней общеобразовательной школы; юридический адрес: Костромская область, Кологривский район, посёлок Красный Бор, ул. Школьная, дом 2, телефон: 8(49443)4-41-02, электронный адрес: ileshevo@rambler.ru Аннотация: В проекте будут рассмотрены особенности организации обучения в разновозрастных группах в сельской малочисленной школе. Сельская малочисленная школа имеет большие возможности для осуществления личностного и индивидуально-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, но в то же время в ходе изучения опыта выявлены некоторые проблемы: у сельских учащихся низкий уровень самостоятельности, коммуникабельности, деловитости, а также неумение быстро адаптироваться в новых условиях. В проекте делается попытка исследовать социальные, психологические, педагогические, организационные факторы, которые влияют на построение учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы, предложить конкретные педагогические средства и технологии, позволяющие повысить эффективность обучения и воспитания учащихся в разновозрастных группах. Проблематика В условиях сельской малочисленной школы проблема разновозрастного обучения встаёт всё острее, причиной тому служат следующие факторы: - уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся; - введение подушевого финансирования приводит к объединению классов-комплектов в разновозрастные группы; - принятие сельской школой дополнительных функций экономической, социальной и моральной защиты детей; - усиление влияния школы на сохранение и развитие села, народных традиций и культурного наследия. Основные понятия и термины Разновозрастное обучение (РВО) – совместная деятельность детей разных возрастов, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.Сельская малочисленная школа (СМШ) – школа с наполняемостью классов 4-8 человек.Разновозрастная группа (РВГ) – группа учащихся разных возрастов, объединённых для проведения занятий по методике РВО.Одновозрастная группа (ОВГ) – группа учащихся одного возраста, объединённых в класс-комплект для проведения занятий по традиционной методике.Эффективность занятия – степень достижения намеченных результатов и решения поставленных задач в конкретных условиях.Дифференцированный материал – учебный материал, связанный с конкретной темой, образовательными и воспитательными задачами и возрастом детей. Актуальность проекта На современном этапе развития сельские учебные заведения, особенно малочисленные, требуют особых подходов к организации процесса гуманитарного образования и воспитания с учётом специфики села. Филология – это образовательная область, на которую в базисном учебном плане отведено наибольшее количество часов учебного времени. Русский язык и литература являются важной составляющей предметов эстетического и культуроведческого цикла (история, МХК, музыка, изобразительное искусство) и позволяет использовать возможности интеграции с различными областями знаний. Эти предметы имеют дополнительные возможности для осуществления воспитательного воздействия на учащихся и могут расширять рамки традиционной классно-урочной системы. Близость природы, потенциал сельского социума, сохранение традиционных ремёсел и живых носителей фольклорного наследия – всё это с успехом используется сельскими учителями на уроках русского языка и литературы. Цель проекта Апробирование приёмов и методов РВО на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету; выявление влияния РВО на формирование личности ребёнка, его творческого потенциала, деловых и коммуникативных качеств. Задачи: - выявить возможности РВО в освоении базового программного материала; - сравнить традиционное и РВО по различным критериям; - реализовать творческий потенциал учащихся; - приступить к созданию методического комплекса с использованием теории РВО для учителя. База исследования - учащиеся 7,8 классов МОУ Илешевской средней общеобразовательной школы. программно-методические;кадровые, экономические;программно-методические;временные; 2009-2010 г.г. - анализ научного, методического, информационного и технического обеспечения при РВО;- психолого-педагогическая разработка проблемы РВО;- изучение литературы по данному вопросу;-накопление материалов для создания информационного банка данных по проблеме проекта. Ознакомительный Ресурсы Сроки Мероприятия Этапы реализации проекта Механизм работы проекта организационные;экономические, временные;кадровые;кадровые;кадровые, экономические;временные, кадровые; 2010-2011 г.г - знакомство учащихся с приёмами и методами РВО;- освоение ИКТ;-экспериментальное апробирование модели РВО;- создание группового мониторинга инновационных программ;- психологические консультации;- разработка эффективной методики контроля результатов при РВО Экспериментальный временные, кадровые;кадровые;временные, кадровые;кадровые 2011-2012 г.г. - изучение и обобщение данных по теме опыта;- самоэкспертиза основных результатов проекта;- составление информационно-технологической карты по теме «РВО на уроках русского языка и литературы»;- разработка рекомендаций на основе рефлексивного опыта, коррекция работы, выводы по реализации проекта Обобщающий Результаты Конкретные достижения:1)участие в муниципальном семинаре, проводимом на базе школы «РВО: проблемы, поиски, решения» (открытый урок по русскому языку в 5,7 классах; выступление на тему: «Формы организации занятий по литературе и русскому языку в РВГ») – 2009 г.;2)участие в 4-м региональном конкурсе методических разработок с методической разработкой урока литературы в РВГ «Жемчужины русского красноречия» - 2010 г.;3) участие в 5-м региональном конкурсе методических разработок с методической разработкой «Использование метода проектов при РВО»-2011г 4)выступление на районном МО с докладом «Классификация занятий в разновозрастных группах»;5)разработано примерное тематическое планирование при работе в РВГ;6)участие в районном конкурсе школьных проектов «РВО в сельской малочисленной школе». Описание планируемого результата: размещение разработанных материалов на сайте школы;повсеместное внедрение форм и методов РВО в учебно-воспитательный процесс;- распространение опыта на уровне района (ежегодное проведение семинаров-практикумов). Механизм оценки результатов Результаты внедрения проекта в жизнь можно проверить, зайдя на сайт КОИРО (участие в конкурсах методических разработок). В нынешнем учебном году планирую продолжить участие в этом конкурсе совместно с учащимися, создавая проект по литературе в РВГ. Распространение опыта работы можно оценить, зайдя на сайт школы: ileshevo@rambler.ru. Для диагностики методики РВО разработаны и будут регулярно проводиться такие формы, как тестирование учащихся, наблюдения, творческие работы, анкетирование учащихся и родителей. Перспективы развития проекта Данный проект имеет положительные тенденции к развитию. Причина указана в начале проекта: численность учащихся в классах уменьшается, и в ближайшем будущем все классы будут обучаться в РВГ.Поэтому, внедряя проект, вкладывая в его изучение кадровые и экономические ресурсы, можно будет избежать ухудшения качества обучения (сейчас это происходит по причине слабой апробации и недостаточного изучения методики РВО).Приложения. Литература: 1. Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе: учебное пособие. - Ярославль, 2003.2. Байбородова Л.В., Копусова В.В., Харисова И.Г. Обучение русскому языку в сельской малочисленной школе. - Ярославль, 2004.3. Байбородова Л.В., Копусова В.В., Харисова И.Г. Методика обучения в сельской малочисленной школе (преподавание литературы): учебно-методическое пособие. - Ярославль, 2003. 4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: учебно-методическое пособие.- Псков,1994.5. Байбородова Л.В., Соловьёв О.В., Чернявская А.П. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. - Ярославль, 2000.6. Габуева З.У. Углубленное изучение русского языка в малых группах/ Русская словесность. 2002. № 1. С.48.7. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа, 2003.8. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе (5-11 классы). – М., 2003.