Преподавание русского языка и литературы в разновозрастных учебных группах
Преподавание русского языка и литературы
в разновозрастных учебных группах
Усть-Илимский экспериментальный лицей возник как альтернативная школа. Основной вопрос, который решали его создатели – как преодолеть нежелание учиться у подростков. Поиски ответа привели к совершенно нетрадиционному способу организации образовательного процесса – разновозрастному обучению.
В настоящее время образовательная система с разновозрастным обучением признается педагогическим сообществом как одно из перспективных направлений развития современного образования.
Концептуальные положения
Естественная способность и расположенность подростков к общению внутри разновозрастных подростковых коллективов является основой учебного процесса и ключевым звеном концепции МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей». Обучение подростков может быть успешным и развивающим только в том случае, если оно опирается на ведущую деятельность возраста – общение. Поэтому «из фактора нейтрального или даже мешающего учебе, оно должно превратиться в главного союзника. Очевидно, что естественная структура общения - разновозрастная».
Новая организация и формы учебного процесса потребовали увеличения непрерывного времени на освоение материала, что помогла обеспечить концентрированное обучение. Но целый день заниматься изучением одного предмета утомительно для детей. Понадобились предметы разгрузки, которые снимают утомление. К ним относятся: оздоровительная гимнастика, музыка, изобразительное искусство.
Организация образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия.
Организация образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия потребовала отхода от традиционной классно-урочной системы, потому что вместо классов – искусственно созданных одновозрастных сообществ – созданы разновозрастные группы, являющиеся наиболее естественной средой для организации учебной деятельности. Учитель вместо ретранслятора знаний становится организатором учебной деятельности, а ученик – субъектом собственной учебной деятельности.
Отсутствие государственных программ для РВО, новые подходы (установка на развитие теоретического мышления, отказ от репродуктивного подхода) потребовали разработки новых программ.
Сегодня мы уже с полным основанием говорим о технологии разновозрастного обучения. В лицее экспериментально проверено и доказано не только преимущество разновозрастного обучения перед одновозрастным, но и эффективность данной технологии для широкого круга учащихся школ разного типа.
Основные принципы проектирования содержания образования
по предмету
Словесность – один из ведущих терминов русской филологической науки. Существует множество толкований этого термина. Словесность – это «способность выражать мысли словами» (А.С.Никольский).
Словесность – «дар слова, которым Творец наградил своё любимое создание – Человека» (И.И. Давыдов). Словесность - совокупность филологических наук. (Словарь С.И. Ожегова). Языковая деятельность состоит из высказываний. Отдельное высказывание в филологии называется произведением словесности, а вся совокупность произведений – словесностью. Словесность, или языковые тексты - предмет словесности. (Ю.В. Рождественский). Сказанное выше свидетельствует, что интеграция русского языка и литературы не только возможна, но и оправдана.
В основу разработанной нами программы положена идея об одновременном изучении языка на двух уровнях – его структуры (строй языка) и употребления. Предметом изучения является текст как эстетическое, языковое, знаковое явление. Приоритет отдаётся текстам классической художественной литературы, так как в них информативная, изобразительная (образная), духовная функция языка в совершенном её грамматическом и лексическом воплощении реализована с наибольшей полнотой. В программе находит отражение идея Ф.И. Буслаева об обучении языку на основе образцов, коими и являются произведения классической литературы.
Структура лицея.
Структура лицея приближена к структуре общеобразовательной школы. На подготовительном отделении осуществляется адаптация вновь прибывших учащихся к лицею. На второй ступени реализуется программа основной школы. Ученики овладевают способами учебной деятельности. Интенсивно используется взаимообучение, формируется умение презентовать и осмысливать результаты собственной деятельности, участвовать в дискуссиях.
На третьей ступени больший упор делается на самостоятельную работу.
1 ступень Основы словесности.
В основу программы по словесности для 1 ступени положении идея о слове как об исходной абстракции. Исходная абстракция – зерно, из которого вырастает колос: слово- словосочетание – предложение- текст. Каждый тематический блок на второй и третьей ступени разворачивается в модуль.
Например, Во время одного из погружений «Слово и стиль» формируется представление о стилях художественной литературы, о стилях речи, о стиле автора. На 2 ступени изучается модуль «Словесность. Стилистический аспект». Тема ещё одного из погружений «Слово и художественный мир произведения» является ведущей идеей построения курса 3 ступени «Художественный мир произведения».
Таким образом, на 1 ступени учащиеся получают общее представление о курсе «Словесность». На доступном для данного возраста уровне преподаётся курс «Проблемы орфографии и пунктуации».
2 ступень. Разновозрастные группы (7-8-9 кл.)
На второй ступени состав разновозрастных групп ежегодно обновляется. Поэтому ежегодно меняется угол рассмотрения предмета. Инвариантная часть по литературе – набор персоналий, авторов произведений, которые изучаются в 7-9 классах. В первый год произведения входящие в программу основной школы характеризуются со стилистической стороны, а образная система и мировоззренческие проблемы изучаются обзорно. На следующий год - улублённо изучается литературоведческий аспект (образная система), а стилистический и философский повторяются и т.д.
Таким же образом изучается весь курс русского языка. Изучая модуль «Синтаксис и стилистика», мы повторяем сведения из морфологии, фонетики, лексики и наоборот. Все модули самостоятельны и автономны по содержанию, потому что первый год для кого-то может оказаться вторым и третьим.
3 ступень. Разновозрастные группы (10-11 кл.)
На третьей ступени изучается курс «Художественный мир русской литературы XIX-XX века». В основе – идея о целостном восприятии художественного текста. Синтезируются все знания, умения, навыки, полученные на первой и второй ступенях. Учащиеся готовы к самостоятельному анализу художественных и научно-популярных текстов. Каждое погружение включает в себя изучение произведений XIX и ХХ веков, в первый год обучения целью становится подробный анализ литературы XIX века и обзорный – ХХ. На втором курсе – наоборот: подробное изучение произведений ХХ века и обзорное – XIX. Такой подход позволяет создать целостную картину художественного мира произведений XIX-ХХ веков.
Повторяются жанровые особенности всех видов сочинений. Совершенствуются исследовательские навыки. Повторяются все разделы школьной программы по русскому языку в единстве грамматических, стилистических, художественных функций языка.
В основе изучения стилистики текста лежат два принципа, в первый год главным становится языковой аспект, во второй – содержательный. Программа данной ступени построена следующим образом: учащиеся повторяют курс морфологии и синтаксиса в рамках стилистики текста, закрепляя знания на практике, в первый год обучения делается больший упор на морфологию, во второй – на синтаксис.
Структура погружения
Структура погружения выстроена в соответствии с принципами развивающего обучения и формами организации учебной деятельности. В первый день формулируются учебные задачи, осуществляется планирование деятельности, сообщаются вопросы для зачёта. Второй и третий день – работа в парах и малых группах. Группы могут быть сформированы по желанию детей или учителя, в зависимости от цели деятельности. В них входят учащиеся всех трёх возрастов.
В четвёртый день представляются все творческие задания, выполненные учащимися в ходе погружения. В пятый день при сдаче зачёта проводится консультирование учащихся по вопросам, недостаточно усвоенным ими.
Алгоритм работы в группах.
Разновозрастной состав учебных групп позволяет не только организовать взаимообучение, но и выработать навыки сотрудничества, умение договариваться, отстаивать свою точку зрения и уметь воспринять чужое мнение. Общаясь в процессе учения, лицеисты учатся планировать собственную деятельность, организовывать её в соответствии с учебной задачей. Они примеряют множество социальных ролей, осваивают правила этикета, потому что общение в микрогруппе требует уважительного отношения друг к другу.
Методические приёмы.
Малая группа – это костёр, в который учитель должен постоянно подбрасывать топливо – различные задания. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы их могли выполнить за короткий срок. Выполнение упражнений объёмом полстраницы исключается. Результаты всегда афишируются и обсуждаются. Завершается какой-либо этап самостоятельной работой, самопроверкой и самооценкой.
При освоении грамматики и стилистики исключается заучивание правил наизусть. На основе текста – отрывка из изучаемого в рамках погружения произведения – выполняются различные задания, а необходимый теоретический материал в виде схем, таблиц всегда под рукой – в старой тетради или на экране.
Оценка результатов индивидуального продвижения учащихся.
Чтобы оценить знания учащихся в разновозрастной группе, 5-балльная система, принятая в традиционной школе, не подходит.
Мы исходим из того, что дети имеют право не знать т.е. мы понимаем, что не все полученные сведения он сможет усвоить.
Оценка должна показывать на что способен ученик сегодня и ориентировать его на более высокий результат завтра. Очень важно, чтобы оценка (отметка) учитывала возрастные возможности учащегося.
Результативность.
Глядя на слайд, многие из вас могут сказать: в школе мы тоже добиваемся таких результатов. Однако в разновозрастной группе этих результатов добивается большинство учеников с меньшими затаратами. Общение, совместная деятельность, взаимообучение, заинтересованность в общем результате сами по себе являются условием для успешного развития личности учащихся и получении ими высоких результатов. Все процессы в разновозрастной группе ускоряются, потому что для этого есть ресурс – коллективные знания.
Использование информационных технологий на занятиях также помогает добиваться хороших результатов.
Результаты ЕГЭ.
Независимая экспертиза по результатам обязательного экзамена ЕГЭ по русскому языку на протяжении всех лет отмечает 100 – процентную успеваемость лицеистов.
Традиционный процент качества знаний также достаточно высокий. В 2007 году высший балл по русскому языку был у лицеиста Сапожникова Максима – 96; в 2008 г. – у Вершинина Арсения – 94 б.
Лицеисты одерживают победы на городских олимпиадах по русскому языку и литературе, активно участвуют в работе научно-практических конференций, в гуманитарных проектах различного уровня
География распространения опыта.
Сегодня технология разновозрастного обучения востребована педагогической общественностью. Особенно ею заинтересовались малокомплектные школы. Поэтому в лицей часто приезжают за опытом наши коллеги из разных регионов, как когда-то учителя лицея ездили к Эрдниеву, Щетинину, Тубельскому. Они присутствуют на занятиях, общаются с коллегами и детьми. Все, без исключения, отмечают высокую работоспособность учащихся, благожелательную психологическую атмосферу, необычность организации учебных занятий.
Гуманизация.
Образовательный процесс, организованный в ходе межвозрастного взаимодействия отличается гуманистической направленностью.
Разновозрастная среда предоставляет возможность ребенку учиться в индивидуальном темпе, не ограничивая в выборе способов деятельности.
Общение, самоорганизация, деятельность – вот три кита, на которых держится разновозрастное образование. Жить в новом, постоянно изменяющемся мире будет проще, если образовательное учреждение вооружит ребёнка умением сотрудничать, работать в команде на общий результат, осмысливать проблемы и разрешать их. Но самое важное, что даёт разновозрастное образование – умение жить в обществе, находить компромиссы, не враждовать, а выстраивать позитивные отношения с людьми и миром.
Придя работать в лицей, мы оказались перед необходимостью спроектировать содержание образования по предмету в соответствии с концепцией нового образовательного учреждения. Надо ли говорить об отсутствии опыта, о необходимости преодоления консервативного мышления, связанного с работой в условиях классно-урочной системы, о непрерывном неустанном труде, которого требует любое новое дело, о несовершенстве материально-технической базы, потому что в середине 90-х годов компьютеры ещё не получили такого широкого распространения Но директор призвал на помощь науку, и педагоги получили возможность познакомиться с методикой УДЕ у академика Эрдниева, изучить опыт Щетинина, Тубельского. Эти творческие командировки, когда можно было увидеть в действии новые подходы, оставили неизгладимую память и стремление работать так же. В лицей приезжал В.В. Давыдов, основоположник развивающего обучения, который провёл цикл лекций о проектировании учебных курсов в соответствии с теорией развивающего образования.
Первая ступень. Вводный курс «Теория словесности»
В лицее нет разделения на русский язык и литературу – ведётся один предмет «Словесность». Словесность – один из ведущих терминов русской филологической науки. Существует множество толкований этого термина. Словесность – это «способность выражать мысли словами» (А.С.Никольский).
Словесность – «дар слова, которым Творец наградил своё любимое создание – Человека» (И.И. Давыдов). Словесность - совокупность филологических наук. (Словарь С.И. Ожегова). Языковая деятельность состоит из высказываний. Отдельное высказывание в филологии называется произведением словесности, а вся совокупность произведений – словесностью. Словесность, или языковые тексты - предмет словесности. (Ю.В. Рождественский). Исходя из вышесказанного, интеграция русского языка и литературы возможна. В основу программы положена идея об одновременном изучении языка на двух уровнях – его структуры (строй языка) и употребления. Предметом изучения является текст как эстетическое, языковое, знаковое явление. Приоритет отдаётся текстам классической художественной литературы, так как в них информативная, изобразительная (образная), духовная функция языка в совершенном её грамматическом и лексическом воплощении реализована с наибольшей полнотой. В программе находит отражение идея Ф.И. Буслаева об обучении языку на основе образцов, коими и являются произведения классической литературы.
В ПО 24 погружения в словесность
погружений = 3 (л)+6 (р.яз) меньше, чем по традиционной на 25 ч.
14ч по рус. Яз. В неделю * 11 = 154 часа в год
6 часов по литературе + 24 (ЛВС) =90
На первой ступени изучается курс «Теория словесности». Цель обучения: формирование теоретико-понятийного аппарата для анализа и оценки художественного произведения. Осуществляется опережающее обучение русскому языку – «Проблемы русской орфографии и пунктуации». Интегрированное погружение соответствует определённому тематическому блоку. В качестве примера привёдём одно из погружений по словесности на первой ступени. Само содержание учебного материала указывает на возможность интеграции. Весь практический материал отрабатывается на текстах А.С. Пушкина. В будущем, на 2 и 3 ступени, лицеисты опять будут обращаться к его произведениям и усваивать их содержание на более глубоком уровне. На одном из первых погружений, которое проводится в преддверии праздника «19 октября – «Лицея день заветный», изучаются стихотворения поэта, посвящённые дружбе. Разработанная система творческих работ направлена на развитие воображения, эмоциональной сферы, нестандартного мышления. В конце года лучшие творческие работы публикуются в специальном сборнике.
2 ступень, разновозрастные группы 7-8-9 кл.
На второй ступени изучается курс «Словесность». Три модуля составляют компоненты исходного понятия «художественный мир произведения». Теоретическая модель художественного мира:
философская концепция творчества (мировоззрение автора): тематика, основной конфликт (противоречие), проблематика, авторская позиция;
Образная система: образ-персонаж, образ-картина, хронотоп, образ автора, образ-символ
Стиль: художественный метод, жанр, композиция, изобразительно-выразительные средства, используемые автором.
Учебный материал по русскому языку также компонуется в три модуля: «Лексика и стилистика. Фонетика и стилистика. Морфемика и стилистика», «Морфология и стилистика», «Синтаксис и стилистика». Модули автономны, т.к. для кого-то первый модуль может выпасть на первый год обучения, а для кого-то – на третий, ведь состав групп ежегодно обновляется.
Структура погружения
Структура погружения выстроена в соответствии с принципами развивающего обучения и формами организации учебной деятельности. В первый день формулируются учебные задачи, осуществляется планирование деятельности, сообщаются вопросы для зачёта. Второй и третий день – работа в парах и малых группах. Группы могут быть сформированы по желанию детей или учителя, в зависимости от цели деятельности. В них входят учащиеся всех трёх возрастов. Разновозрастной состав учебных групп позволяет не только организовать взаимообучение, но и выработать навыки сотрудничества, умение договариваться, отстаивать свою точку зрения и уметь воспринять чужое мнение. В разновозрастном коллективе меняется социальный статус учащихся, нет раз и навсегда прикреплённых к учащемуся ярлыков. Общаясь в процессе учения, лицеисты развиваются, примеряют множество социальных ролей, осваивают правила этикета, потому что общение в микрогруппе требует уважительного отношения друг к другу. В пятый день представляются все творческие задания, выполненные учащимися в ходе погружения. В шестой день при сдаче зачёта проводится консультирование учащихся по вопросам, недостаточно усвоенным ими.
Методические приёмы.
Художественный текст рассматривается нами как некая модель бытия, созданная художником слова по особым законам. Изучение этих законов, их эстетической и художественной сущности, постижение образной природы родного слова и есть одна из образовательных задач занятий словесностью. Кроме того, изучение текстов классической литературы подразумевает оформление в устное или письменное высказывание (тоже текст) собственных чувств, мыслей. Это способствует не только более глубокому осмыслению произведений, но и самокоррекции личности учащегося – нравственной, психологической, интеллектуальной. Предполагается, что самокоррекция происходит при восприятии и оценке как изучаемого художественного произведения, так и собственного аналитического текста (тоже некой модели бытия), представляющего собой читательский отклик на изучаемое произведение, диалог, спор с писателем или разрешение проблем, поднятых автором. В таких текстах, созданных учащимися, проявляется их собственная читательская культура, мировоззренческие особенности, языковые возможности.
При освоении грамматики и стилистики исключается заучивание правил наизусть. На основе текста – отрывка из изучаемого в рамках погружения произведения – выполняются различные задания по грамматике и стилистике, а необходимый теоретический материал в виде схем, таблиц всегда под рукой – в старой тетради или на экране.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15